Арсений имя при крещении: значение имени, происхождение, характер и судьба

Арсений имя при крещении: значение имени, происхождение, характер и судьба

Содержание

Арсений Авториан



Арсений Авториан

1200-1267

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Арсений Авториан

Арсений Авториан — константинопольский патриарх в 1255-1259 гг. и повторно в 1261-1265 гг. Родился около 1200 г. в Константинополе, в семье судьи Алексея Авториана и Ирины Каматириссы. При крещении получил имя Георгий, в монашестве был назван Геннадием. В начале 50-х годов XIII в. стал игуменом монастыря Оксия на Принцевых островах в Мраморном море. После того как он отверг предложение никейского императора Иоанна III Дуки Ватаца (1221-1254 ) отправиться в составе посольства к папе

Иннокентию IV в 1253 г., Арсений сложил с себя обязанности игумена, несмотря на уговоры патриарха Мануила II (1243-1254). До интронизации был монахом обители у о. Аполлониада в Вифинии. При вступлении в патриарший сан взял имя Арсений от отца, также принявшего монашеский постриг. Несмотря на недостаток образованности, в сане патриарха Арсений Авториан проявлял высокую архипастырскую ревность и даже отлучил от церкви императора Михаила VIII Палеолога (1259-1282) за отстранение от власти и лишение зрения законного наследника престола Иоанна IV (1258-1261), малолетнего сына императора Феодора II Ласкаря (1254-1258). За свою принципиальность Арсений Авториан был дважды низведен с патриаршей кафедры по воле разгневанного императора Михаила VIII. Однако бескомпромиссность Арсения в конце концов довела его до греха гордыни, а Церковь привела к расколу «арсенитов», продолжавшемуся несколько десятков лет. Умер непримиримый Арсений в ссылке на о. Проконнес в Мраморном море в 1267 г.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 126-127.


Далее читайте:

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам — | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |  

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Преподобный Арсений Новгородский — Русская вера

25 июля (12 июля ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Арсения Новгородского, Христа ради юродивого.

 

Содержание:

  • Житие преподобного Арсения Новгородского
  • Чудеса и почитание преподобного Арсения Новгородского
  • Тропарь и кондак преподобному Арсению Новгородскому
  • Преподобный Арсений Новгородский.
    Иконы

 

Житие преподобного Арсения Новгородского

Преподобный Арсений Новгородский родился около 1500 года во Ржеве в семье кожевенника Григория, имел братьев и сестер: Григория, Стефана, Татьяну и Вассу. При крещении был наречен Амвросием. После смерти отца, обучившего сына своему ремеслу, по воле матери Пелагии (в иночестве Аполлинарии) Амвросий вступил в брак с девицей Марией, однако через 5 месяцев ушел в Новгород, где занимался кожевенными работами.

Приняв подвиг юродства, Амвросий все заработанное раздал нищим и написал родным, чтобы его не ждали. Ранняя редакция Жития сообщает, что Ф. Д. Сырков, основатель нескольких новгородских монастырей и церквей, убедил Амвросия принять иночество; по версии поздней редакции, Сырков пожертвовал средства на строительство храма и обители. Согласно Новгородской III летописи, Арсениев монастырь с деревянным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы был основан в 1562 году. По сообщению ранней редакции Жития, в 1566 году Амвросий принял постриг с именем Арсений, но продолжал жить как юродивый: зимой и летом ходил в рубище, носил вериги, по улице передвигался почти бегом, и если ему не успевали подать милостыню, то никогда за ней не возвращался. Над святым часто глумились дети, которые гвоздями прибивали его одежду к мосту через реку Волхов, где любил сидеть блаженный.

Обе редакции Жития рассказывают о посещении инока Арсения царем Иоанном IV во время похода на Новгород в 1570 году. По сообщению ранней редакции, царь после беседы со подвижником дал ему мешок серебра, но то на следующее утро вернул деньги, сказав, что они ночью «вопиют велми» в его келье. Узнав об отказе Арсения от денег, царь предложил ему села, но тот попросил весь Новгород. Перед походом на Псков царь вновь посетил юродивого, прося его благословения. «Завтра, государь, готов я в путь за тобою», — ответил Арсений Новгородский. Это было предсказанием собственной смерти: наутро Арсений Новгородский преставился. Это произошло 12 июля 1570/1577 года. Погребение с почестями совершил Новгородский архиепископ Александр.

 

Чудеса и почитание преподобного Арсения Новгородского

Арсений был весьма почитаем среди новгородцев. Первое из чудес, описанных в Житии ранней редакции, рассказывает о спасении жены благочестивого новгородца Ивана Мартынова. Переправляясь через Волхов на плоту, она поскользнулась и упала в воду. Сильным течением ее затянуло под плот, в отчаянии женщина взмолилась Арсению Новгородскому, пообещав ежегодно совершать ему молебны, и неведомо как оказалась на другом плоту.

В 1732 году Арсениев монастырь пришел в упадок и был приписан к Юрьеву монастырю. В 1785 (1786 или 1787?) году мощи Арсения Новгородского были обретены и перенесены в новгородский в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Кирилла Александрийского монастырь и положены на южной стороне Кирилловской церкви. В 1792 году над мощами святого был сооружен придел в его честь, в 1812 году была устроена бронзовая позолоченная рака. Во имя преподобного Арсения был также освящен придел в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери во Ржеве. В 1830 году на месте упраздненного Арсениева монастыря купцом Кузнецовым была выстроена церковь в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы, в которой находилась гробница, где ранее почивали мощи Арсения Новгородского.

В записке новгородского протопопа Максима о новгородских святынях, написанной для царицы Евдокии Лукьяновны в 1634 году, сказано: «На Торговой стороне, в монастыре Арсеньеве мощи преподобного Арсения лежат под спудом; от мощей его приходящим с верою исцеления бывают. Тропарь и кондак ему составлен, а празднество ему еще не установлено». В Кайдаловских святцах память Арсения отмечена под 14 июля. Имя Арсения Новгородского включено в «Описание о российских святых». В Минеях под 12 июля помещен текст службы Арсению Новгородскому.

 

Тропарь и кондак преподобному Арсению Новгородскому

Тропарь, глас 8.

О! тебе отче Арсение, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о душе вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 2.

Чистотою душевною божествено вооружився, и непрестанная молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Арсение, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

 

Преподобный Арсений Новгородский. Иконы

В Каликинском иконописном подлиннике облик преподобного Арсения Новгородского описан под 8 мая: «Подобием рус, брада тупее Николины, в схиме, ризы преподобническия, мантия многошвенна, ряска дичь». Изображение Арсения Новгородского сохранилось на прориси с иконы XVIII века, в составе 68 Новгородских святых, предстоящих иконе Софии, Премудрости Божией, — с непокрытой головой, в четвертом ряду правой группы, на двух иконах Новгородских чудотворцев работы священника Георгия Алексеева, 1726 и 1728 годов; также на прориси с иконы «Русские святые» 1814 года старообрядческого иконописца П.  Тимофеева — в иноческом одеянии, с куколем на голове и короткой, немного кудрявой бородой, между преподобными Тихоном Луховским и Сергием Валаамским.

Преподобный Арсений Новгородский. Конец XX векаПреподобный Арсений Новгородский. Русские святые (фрагмент). Рисунок, 1814 год. Лист 4. Музей СпбДА, табл. 59Преподобный Арсений Новгородский. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Конец 1920 — начало 1930 годов. Ризница Троице-Сергиевой Лавры

FatherArseny.com — Об отце Арсении

Хотя его личность и историчность были оспорены (нажмите здесь), существуют убедительные доказательства того, что отец Арсений существовал. В подкасте за январь 2010 года сын переводчика рассказал, что его мать лично встречалась с людьми, знавшими отца Арсения (нажмите здесь). Возможно, в книге « Отец Арсений » собраны истории нескольких безымянных русских святых — людей, чьи личности были стерты предательскими гонениями советского коммунизма. Возможно, детали повествования были приукрашены в интересах связного повествования. Однако вполне вероятно, что большинство рассказов в книге основаны на реальных событиях из жизни реального исторического деятеля по имени отец Арсений.

Независимо от конкретных деталей, две вещи кажутся очевидными. Во-первых, история отца Арсения отражает реальность православного благочестия при советском коммунизме. Эта реальность демонстрирует сильный, животворный поток сосредоточенной на Христе, насыщенной любовью и наполненной миром духовности. Во-вторых, многие читатели рассказа отца Арсения свидетельствуют, что рассказы звучат правдоподобно и отражают суть истинного христианства. История отца Арсения иллюстрирует плоды молитвенной жизни. Без молитвы в этом мире нет настоящей жизни. Именно в духе рассказа отца Арсения и создан этот сайт.

Сегодня многие люди ощущают пустоту секуляризма или поверхностность современного потребительского христианства. Многие также оценили глубокую (и полностью библейскую) форму древнего христианства, все еще сохранившуюся в Восточной Православной Церкви. Несмотря на существующие во многих приходах несовершенные проявления Православия, правда и опыт Церкви Христовой продолжают сиять. В этой церкви есть огромное сокровище молитв и медитаций. Хотя некоторые считают, что «письменным молитвам» нет места в свежей, спонтанной духовной жизни, свидетельство Церкви говорит об обратном. Первые христиане были преданы « молитв» (Деяния 2:42 — перевод с оригинальных греческих рукописей Нового Завета). Пусть все, кто посещает это место, будут благословлены размышлениями, изречениями и молитвами в исторической православной христианской традиции. — Слуга Божий, Андрей

Вот список ресурсов об отце Арсении:

КНИГИ

  • Отец Арсений, 1893-1973: Священник, Заключенный, Духовник : Сказания, составленные рабом Божиим Александром о своем духовнике. Издательство Свято-Владимирской семинарии (1998).
  • Отец Арсений: Облако свидетелей . Издательство Свято-Владимирской семинарии (2001).

ИНТЕРНЕТ-ССЫЛКИ

  • Отец Арсений: правда или вымысел? (Подкаст доктора Питера Бутенева, сына английского переводчика)
  • «Где двое или трое собраны во имя Мое». (Отрывок из Отец Арсений: Священник, Арестант, Духовник)
  • «Сибирский Мороз пережить — на вере» (Отрывок из Отец Арсений: Священник, Арестант, Духовник)
  • «Отец Арсений: Прекрати!» (Отрывок из книги)
  • «Отец Арсений (1894-1975): Свидетельство русского исповедника» (Отрывок из книги)
  • Отец Арсений (Фредерик Мэтьюз-Грин)

Русский роман о грехе и Искупление — Лавр Евгения Водолазкина

Роман Евгения Водолазкина « Лавр » — один из тех редких романов, от которого, начав, не захочется оторваться, верующий ты или нет. Мощная история о русском православном целителе, святом человеке и паломнике, Laurus становится для каждого читателя паломничеством, которое обязательно изменит вашу жизнь, если вы откроетесь его красоте, глубине и правде.

Лавр , второй роман Водолазкина, действие которого происходит в средние века и рассказывает о жизни ребенка, которого назвали Арсением при крещении через семь дней после его рождения 8 мая 1440 года. В последние годы своей жизни он получит имя Лавр. Жизнь Арсения, кажется, определяется именами, которые он получает, и тем фактом, что день его рождения приходится на пятницу по григорианскому и воскресенье по юлианскому календарю.

Арсений — третий ребенок своей матери и единственный, кто выжил после первого года рождения. В детстве Арсений часами проводил со своим дедушкой Христофором, целителем, собирая в лесу травы.

Писатель Евгений Водолазкин родился в Киеве в 1964 году.

Об особом характере этого ребенка говорят два события. Узнав, что дедушка живет один, потому что его бабушка умерла много лет назад, Арсений решает полететь на небеса, чтобы встретить ее. Как и Икар, он терпит неудачу в полете, но, в отличие от Икара, отделается лишь переломом ноги.

Христофор спокойно вправляет перелом и ведет Арсения в ближайший Кириллов монастырь. Оказавшись там, Старец, проводящий деда, говорит Арсению:

«Я знаю, что ты собираешься отправиться в рай, — сказал старец Никандр, как только увидел Арсения. Простите меня, но я считаю ваш образ действий диковинным. Когда придет время, я расскажу вам, как это делается».

Однажды в лесу Кристофер и Арсений встречают волка. Арсений укрощает волка прикосновением руки, и волк со временем становится компаньоном и защитником. Как и волк, жители деревни знают силу присутствия и прикосновения Арсения:

«Вид ребенка поднял людям настроение. Это почувствовали все жители квартала Рукина. Когда взяли Арсения за руку, не хотели отпускать. Когда они целовали его волосы, им казалось, что они пили из глубокого, свежего источника. В Арсении было что-то такое, что облегчало далеко не простую жизнь».

Несколько идиллическое детство Арсения вскоре рушится. Его родители умирают от чумы, и в конце концов, когда ему исполняется пятнадцать лет, умирает и его дедушка.

Оставшись один, он приступает к целительской практике своего деда, но становится жертвой эгоизма и греха, искуплением которого он потратит всю оставшуюся жизнь.

Так начинаются его годы тяжелых скитаний и странствий. В своих скитаниях он становится известным целителем, теряет все после ограбления и оставления умирать, живет среди юродивых. Он выздоровеет и отправится в путешествие по Европе и морю в Иерусалим. Через свое страдание он узнает, что значит любить.

Добрые или злые, но персонажи, которых он встречает на своем пути, запоминаются, особенно добрые, среди которых юродивый Фома, пророк-академик Амвросий Флеккия, ставший лучшим другом Арсения, и старец Иннокентий.

Лавр сравнивали с Кентерберийскими рассказами и Имя розы , но это несколько бесполезно. Как и в работах Чосера и Эко, действие «

Laurus » происходит в средние века и включает в себя историю паломника и паломничества. Но это не сборник рассказов, комедии или критики Церкви и веры, и не детективное убийство с детективом в облачении священника. Подлинное вливание веры на протяжении всего повествования о Лавре  нельзя сравнивать с популярным историческим произведением Эко «Имя розы» (1980),  – совершенно неуместно .

Несмотря на некоторые современные изображения греха и насилия, Лавр имеет запах святости, такой, какой вы найдете в Иеросхимонах Феофил: Юродивый Христа ради и Святой Симеон Эмесский: Юродивый Христа ради , а также жития таких святых, как Серафим Саровский. Имя Лавр, по сути, многое говорит о романе, так как это монашеское имя и указывает на Лавру и Лавру, названия типа монастыря.

Исследователь средневековой русской истории и фольклора, Водолазкин явно усвоил мысль, высказанную во введении к

иеросхимонаху Феофилу , что для того, чтобы хотя бы минимально понимать русскую историю, нужно знать жития русских православных святых, подвижников, и старейшины.

Как бы его ни звали, Арсений, Амвросий или Лавр — запоминающийся персонаж, которого вы узнаете, как немногих других персонажей романов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *