Аргументы ложь во благо: Ложь во благо: примеры и аргументы из литературы

Аргументы ложь во благо: Ложь во благо: примеры и аргументы из литературы

Ложь во благо: примеры и аргументы из литературы

Ложь принято воспринимать как отрицательное явление. С малых лет детям стараются объяснить, что врать нельзя, какими бы ни были обстоятельства. Но в реальной жизни добро и зло, правда и вымысел неотделимы друг от друга. Существует понятие, которое принято называть ложью во благо. Примеры из литературы позволяют изучить этот философский вопрос.

Ложь во спасение

Учёные доказали, что обычный человек может лгать от 10 до 200 раз в день. Чаще всего это происходит ненамеренно. Иногда ложная информация предоставляется из-за чувства страха перед наказанием. Например, школьник вырывает страницу с плохой оценкой из дневника, чтобы не ругали родители.

Ещё хуже, когда ложь применяется в корыстных целях. Люди дают недостоверные данные, чтобы улучшить своё положение или оклеветать другого человека. Ложь несёт негативные последствия, поэтому её принято относить к отрицательным явлениям.

Но иногда бывают исключительные ситуации, при которых правда может навредить близкому человеку. Например, родители не рассказывают ребёнку о своих проблемах, чтобы не ранить детскую психику. Такое действие вполне логично, поэтому явление называют ложью во благо. Сочинение-рассуждение на эту тему часто задают школьникам старших классов. Эссе позволяет проанализировать примеры обмана из собственной жизни. Лживость может быть оправдана в нескольких случаях:

  • для улучшения настроения человека, попавшего в сложную жизненную ситуацию,
  • в целях безопасности окружающих,
  • чтобы не ранить чувства близкого родственника или друга.

Например, человеку, страдающему тяжёлым заболеванием, не стоит рассказывать плохие новости, если они могут ухудшить его самочувствие. Экипаж самолёта предпочитает не сообщать пассажирам о незначительных неполадках в оборудовании, чтобы не вызвать панику в салоне.

Примеры из литературы

Аргументы о лжи во благо доказывают, что в некоторых ситуациях честность может быть жестокой и даже опасной. Классики русской литературы часто поднимали проблему противостояния правды и обмана в своих произведениях.

Социально-философская пьеса Горького

Наиболее ярко противостояние правды и лжи демонстрируется в произведении «На дне» Максима Горького. Действие происходит в ночлежке, где обитают люди, опустившиеся на самое «дно общества»:

  • вор,
  • проститутка,
  • бывший аристократ,
  • пьянствующий актёр.

Автор показывает 2 разные точки зрения. Например, Сатин говорит, что правда является единственной силой, способной изменить жизнь человека. Странник Лука, напротив, проповедует утешительную ложь.

Лука рассказывает смертельно больной Анне про счастливую жизнь после смерти. Актёру он описывает удивительные лечебницы для алкоголиков, а вору Василию советует отправиться на заработки в Сибирь. Странник использует ложь как инструмент для вдохновения и изменения жизни. Герой исчезает так же внезапно, как и появляется. Жители остаются наедине с правдой жизни и несбывшимися мечтами. В результате актёр кончает жизнь самоубийством, а Василий попадает в тюрьму. В пьесе «На дне» Горький приводит пример губительных последствий любого обмана, даже во спасение.

Рассказ А. И. Куприна

Противоположная точка зрения демонстрируется в произведении А. И. Куприна «Святая ложь». Иван Иванович Семенюта представлен как положительный персонаж, которому постоянно не везёт в жизни. В школе он подвергался нападкам одноклассников, а на службе был несправедливо уволен и обвинён в воровстве. Желая уберечь любимую мать от переживаний, он врёт ей, говоря, что его дела идут хорошо. Женщина, в свою очередь, лжёт сыну, что не знает о его проблемах.

Обман в рассказе является проявлением любви и заботы. Автор не зря называет такую ложь святой. Она не несёт негативных последствий и воспринимается как нечто естественное и безобидное.

Аргументы из других произведений

Выбор между горькой правдой и обманом приходится делать героям многих литературных произведений. Некоторые авторы оправдывают поступки своих персонажей, если ложь применяется для спасения человека:

  1. В произведении «Судьба человека» М. А. Шолохова главный герой обманывает осиротевшего мальчика, выдавая себя за его родного отца. Благодаря такому обману ребёнок обретает семью.
  2. В романе «Война и мир» Марья Болконская принимает решение солгать Лизе о судьбе Андрея. Она уберегает беременную девушку от лишних тревог.
  3. В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина Пётр Гринев спасает жизнь Маши Мироновой, представляя её как сироту.

Немало примеров и аргументов можно найти в жизни любого человека. Анализ произведений, подкреплённый собственным опытом, позволит написать отличное сочинение на тему «Ложь во спасение».

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Ложь (таблица)

Автор: Guru ·

Здесь мы отобрали для вас популярные проблемы, касающиеся лжи, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, раскрывающие их, выбраны из русской литературы. Можете скачать все это в формате таблицы в конце статьи или же почитать их непосредственно на этой странице с удобной навигацией по проблемным вопросам.

Содержание:

  • 1 Ложь во благо
  • 2 Ложные ценности
  • 3 Проблема лицемерия
  • 4 Угрызения совести у обманщика
  • 5 Последствия лжи

Ложь во благо

  1. Одной из центральных тем в пьесе Горького «На дне» является проблема «лжи во благо». Так, Лука и Сатин представляют две противоположных точки зрения: говорить правду, несмотря на душевные терзания, или же лгать, но с умыслом, предполагающим сострадание к «ближнему своему». Проповедник утешал обитателей ночлежки, дарил им надежду, пусть и не подкрепленную реальными основаниями. А вот шулер выступал против такого ложного исцеления, он говорил правду в лоб, не задумываясь о том, как собеседник примет это. По его мнению, настоящий человек обязан жить с открытыми глазами, без иллюзий. Поскольку Лука со своей философией капитулировал и оставил тех, кто верил ему, на произвол судьбы, мы заключаем, что автор находится на стороне Сатина, то есть ложь не может быть оправдана благом.
  2. Иногда в жизни бывают такие ситуации, которые предполагают наличие лжи для спасения себя или же близкого человека. А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» противопоставляет обыкновенному обману «ложь во благо», которая помогла Маше Гриневой спастись от Емельяна Пугачева. Если бы не хитрый ход Петра Гринева, невиновная девушка могла бы быть казнена. Каждый из нас должен различать случаи, когда покривить душой – это значит спасти человека от ужасной беды. Тогда мы можем пойти против истины. Но в иных ситуациях, когда речь идет о личной выгоде, данная уловка аморальна и граничит с нравственным преступлением.
  3. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» тоже вмещает в себя тему притворства и обмана. Главная героиня предполагает наличие лжи, но только в тех случаях, когда она необходима ради спасения настоящей любви. Так, например, Софья обманывает Фамусова, чтобы тайно встречаться с его секретарем. Ее намерения чисты, но этим криводушием девушка приближается к лицемерному образу жизни того общества, нравы которого далеки от идеала. Ее чувство оказывается разоблаченной иллюзией, ее рыцарь – обычным мошенником, а ее ложь – первой ступенью в светский мир фальши и обмана. Так что даже «ложь во благо» до добра не доводит, ведь человек не всегда может разобраться, что есть благо.

Ложные ценности

  1. Ложные ценности – лодка без спасательного круга. Жертвы обстоятельств страдают от того, что вовремя не осознали собственную ошибку. София Павловна – главная героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» — является «заложницей» своих же убеждений. Так, идеал Софьи -скромный Молчалин, тогда как Чацкий, который любит ее всю жизнь, человек «не ее типа». Крах ее надежд на совместное будущее с секретарем отца рушится после того, как она узнает о не взаимности чувств Молчалина. Это становится настоящей трагедией, с которой Софья не может справиться в силу своего потрясения. Увы, ее ценности оказались выписками из пошлых романов, а не настоящими истинами, направляющими человека.
  2. Зачастую ложные ценности могут сыграть «злую шутку» со всем обществом.
    Так, например, в комедии Н. Гоголя «Ревизор» люди привыкли строить собственное будущее на алчности, лицемерии и корысти. Они занимались казнокрадством долгие годы. Их желание предстать перед ревизором в роли добропорядочных управленцев – возможность сохранить свое место, но, отдав свои сбережения самозванцу, они оказались в плену у своих же ценностей. Из-за них они и попали в комичную ситуацию, которая обернулась для них полным провалом.
  3. А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» противопоставляет ложным ценностям мораль и нравственность. Так, например, Петр Гринев не запятнал свою честь даже тогда, когда ему угрожала казнь. То же самое нельзя сказать о Швабрине, который шел по головам для личной состоятельности – это говорит о том, что ложные ценности убивают в человеке все, что связывает его с людьми. Алексей пошел по тропе эгоизма и дошел до краха желаний и надежд, ведь общество от него отвернулось.

Проблема лицемерия

  1. Один и тот же человек может содержать в себе и добродетель, и меркантильность, но что именно в нем преобладает? На этот вопрос попытался ответить Ф. Достоевский в романе «Преступление и наказание», где Петр Лужин просто играет роль «порядочного человека», тогда как на самом деле он «низок и гадок». Его желание посвататься на Дуне объясняется не «любовью», а желанием иметь податливую жену, которая будет благоговеть перед каждым его словом. Однако он усиленно делает вид, что это не так. Лицемерие и подлость в его поведении, к счастью, были замечены до роковой ошибки Дуни, поэтому Петр был изгнан с позором.
  2. В рассказе А. Чехова «Слезы крокодила» мы можем увидеть и лицемерие, и двуличие. Главный герой – Поликарп Иудин – «страдает» от несправедливости жизни бедных людей, тогда как сам обдирает их до последней нитки. «Крокодиловы слезы» — устойчивое выражение, которое означает горе неискреннего человека, такого как Иудин. Его поведение никак нельзя оправдать.
  3. Внешне состоятельный человек с материальной точки зрения может не быть таким же «состоятельным» в душе. Об этом говорит Л. Толстой в романе «Война и мир», где князь Василий делает все, исходя из собственной выгоды. Даже приход к Анне Павловне означал не «светскую вежливость», а возможность устройства своих детей. Он обманывает Пьера, чуть было не обворовывает его, чудом не успев перехватить завещание старого графа. Но на словах герой всегда изысканно учтив и добр, у него высокое положение и хорошая репутация.

Угрызения совести у обманщика

  1. Проблема угрызения совести из-за сказанной лжи ярко прослеживается в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Главный герой – мальчик Витя – должен собрать корзину ягод, чтобы получить заветный пряник, но ребята уговаривают его собирать траву, а сверху класть ягоды. Мальчика долго мучает совесть, и он решает сознаться в умышленной лжи – это говорит о том, что Витя способен на признание собственной ошибки, а это несомненный шаг навстречу к «высшему нравственному идеалу».
  2. Подобный пример можно увидеть на страницах повести В. Быкова «Сотников». На протяжении всей истории автор знакомит нас с несколькими персонажами, и вот один из них вспоминает случай с маузером отца, из которого он выстрелил. Признав ошибку, он все равно чувствует угрызение совести из-за лжи, которая заключалась в том, что на «правду» его натолкнула мать, а не его желание.

Последствия лжи

  1. Подобный пример можно найти на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где клевета Грушницкого на княжну Мери ради мести Печорину растворяется в справедливости. Решив подменить оружие дуэлянта, бесчестный мужчина становится разоблаченным. Григорий понял, что приятель хочет обманным путем выиграть сражение. Тогда бездействующее оружие достается самому обманщику. Грушницкий погибает, а Печорин делает неутешительные выводы.
  2. В пьесе А. Островского «Бесприданница» главная героиня хочет обмануть себя, выйдя замуж за нелюбимого человека. Она становится его невестой, механически готовится к нежеланной свадьбе. Однако на обеде в честь помолвки ее вновь охватывает влечение к Паратову, который зазывает Ларису на Ласточку. Она бросает свои обязательства и уходит в плавание навстречу погибели. Наутро оскорбленный жених убил ее, а ей осталось лишь поблагодарить его за это, ведь она была опозорена и брошена на произвол судьбы. Увы, на лжи невозможно построить счастье.

Скачать таблицу с аргументами на ЕГЭ

Автор: Алина Прошина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:

Adblock
detector

Что хорошего во лжи? | Greater Good

Вы учите детей лгать?

Да. Все время. И ты тоже! Если вы похожи на большинство американских родителей, вы указываете на подарки под рождественской елкой и утверждаете, что их туда положил человек по имени Санта-Клаус. Но ваш преднамеренный обман, вероятно, выходит за рамки Санта-Клауса, Зубной феи или Пасхального кролика.

Сколько из нас говорят своим детям (или ученикам), что все хорошо, когда на самом деле все совершенно не так, чтобы сохранить их чувство безопасности? Были ли вы честны во всем, что касается, скажем, вашей личной жизни или того, что происходит на работе? Вы хвалите рисунки, которые они приносят домой из школы, и которые вы на самом деле считаете ужасными?

Реклама Икс

Познакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»

Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.

Мы лжем не только для того, чтобы защитить наших детей от горькой правды. На самом деле мы учим их лгать, например, когда мы просим их выразить восхищение носками без рукавов от тети Джуди или не очень вкусной тушеной говядиной дяди Боба.

Это то, что ученые называют «просоциальной ложью» — ложь, рассказанная ради чьей-то выгоды, в отличие от «антиобщественной лжи», рассказываемой исключительно для личной выгоды.

Большинство исследований показывают, что дети развивают способность лгать примерно к трем годам. К пяти годам почти все дети могут (и будут) лгать, чтобы избежать наказания или работы по дому, и меньшинство будет время от времени говорить просоциальную ложь. В возрасте от семи до одиннадцати лет они начинают надежно лгать, чтобы защитить других людей или заставить их чувствовать себя лучше, и они начинают считать просоциальную ложь оправданной. Они не просто лгут во благо, чтобы угодить взрослым. Современные исследования показывают, что ими движет сильное чувство сопереживания и сострадания.

Почему это так? Что происходит в умах и телах детей, что позволяет развивать эту способность? Что эта дуга развития говорит о людях и о том, как мы заботимся друг о друге? Это то, что недавняя волна исследований начала раскрывать.

В совокупности это исследование указывает на одно сообщение: иногда ложь может раскрыть лучшие качества людей.

Как мы учимся лгать

Сначала способность лгать отражает веху развития: маленькие дети приобретают «теорию разума», которая представляет собой способ психологии описать нашу способность различать наши собственные убеждения, намерения, желания, и знания из того, что может быть в умах других людей. Антисоциальная ложь появляется раньше, чем просоциальная, у детей, потому что она намного проще в развитии; в основном это требует понимания того, что взрослые не могут читать ваши мысли.

  • Подробнее о честности

    Исследуйте гендерные различия в просоциальной лжи.

    Узнайте об этапах жизни доверия.

    Специалист по лжи Пол Экман обсуждает доверие и обман со своей дочерью Евой.

    Живете ли вы в соответствии со своими ценностями? Узнайте, как развивать этическое мужество.

    Пройдите наш тест на доверие в отношениях.

Но для просоциальной лжи нужно нечто большее, чем просто теория разума. Для этого требуется способность распознавать страдание другого человека (эмпатия) и желание облегчить это страдание (сострадание). Более того, оно включает в себя даже ожидание того, что наши слова или действия могут причинить страдания в гипотетическом будущем. Таким образом, просоциальная ложь отражает развитие по крайней мере четырех различных человеческих способностей: теории разума, эмпатии, сострадания и сочетания памяти и воображения, которое позволяет нам предвидеть последствия наших слов.

Откуда мы знаем, что у детей есть все эти способности? Могли ли они просто лгать, чтобы избежать негативных последствий того, что они говорят правду? Или, возможно, они просто ленивы; лгать легче, чем быть честным?

Для статьи, опубликованной в 2015 году, гарвардский психолог Феликс Варнекен попросил взрослых показать детям младшего школьного возраста две нарисованные ими картинки — одну довольно хорошую, другую ужасную. Если взрослые не выказывали особой гордости картинкой, то дети честно говорили, хорошая она или плохая. Если бы взрослая грустила из-за того, что она плохая художница, большинство детей поспешили бы заверить ее, что это не так.0047 тоже ужасно. Другими словами, они солгали во благо; чем старше они были, тем больше вероятность того, что дети сочтут плохой рисунок хорошим. Не было никаких негативных последствий за то, что они говорили правду этим плохим артистам; дети просто хотели, чтобы эти незнакомцы чувствовали себя лучше.

Другими словами, говорит Варнекен, чувство эмпатической связи побуждает детей лгать во благо. На самом деле дети пытаются решить две противоречащие друг другу нормы — честность и доброта — и примерно к семи годам, как показывают его исследования, они начинают последовательно склоняться на сторону доброты. Это отражает все более сложные моральные и эмоциональные рассуждения.

«Когда правильно ставить чувства другого человека выше правды?» говорит Варнекен. «Скажем, если кто-то готовит что-то для вас, и это просто невкусно. Что ж, если они подают заявление в кулинарную школу где-то, просоциальная вещь должна быть честной, чтобы они могли совершенствоваться. Но если они сами приготовили его только для тебя, то, может быть, лучше соврать и сказать, что вкусно».

Это хороший знак с точки зрения развития, когда дети демонстрируют способность производить такие вычисления. В самом деле, существует множество свидетельств того, что мы склонны рассматривать просоциальную ложь как более моральный выбор. Например, кажется, что люди ведут себя более просоциально — более благодарны, более великодушны, более сострадательны — в присутствии изображений, изображающих глаза. Хотя можно было бы ожидать, что люди будут меньше лгать под глазами, на самом деле это, по-видимому, влияет на то, какую ложь они говорят: когда японские исследователи дали студентам возможность заставить кого-то чувствовать себя хорошо с помощью лжи, они гораздо чаще делали это с помощью лжи. пара глаз смотрит на них сверху вниз.

Нет глаз? Они чаще говорили холодную, суровую правду!

Как ложь меняется по мере нашего взросления

Это нравственное самосознание растет вместе с самоконтролем ребенка и его познавательными способностями.

Другое исследование, опубликованное в прошлом году в Journal of Experimental Child Psychology , показало, что «дети, которые говорили просоциальную ложь, имели более высокие показатели рабочей памяти и тормозного контроля». Это особенно помогло им контролировать «утечку» — термин психолога, обозначающий несоответствия в фальшивой истории.

Чтобы сказать просоциальную ложь, мозг ребенка должен жонглировать множеством мячей — бросьте один, и ложь будет раскрыта. Некоторые дети просто лучше умеют жонглировать правдой, чем другие. Просоциальная ложь вовсе не свидетельствует о лени, она, по-видимому, требует гораздо больше когнитивных и эмоциональных усилий, чем правдивость. На самом деле, в одной статье 2014 года было обнаружено, что уставшие взрослые гораздо реже занимаются просоциальной ложью.

Исследования других исследователей показывают, что по мере того, как дети становятся старше, связь между теорией разума и нечестностью начинает меняться. Маленькие дети с высокой теорией разума скажут больше антисоциальной лжи, чем сверстники. Эта закономерность меняется с возрастом: дети старшего возраста, у которых более сильная теория сознания, начинают меньше говорить антиобщественной лжи — и больше просоциальной.

Дети также постепенно становятся все более склонными к «синей лжи» по мере продвижения по подростковому возрасту: альтруистическая ложь, иногда рассказываемая за счет лжеца, которая предназначена для защиты группы, например семьи или одноклассников. (Подумайте: ложь о преступлении, совершенном братом или сестрой, или обман учителя о чьем-то плохом поведении.)

Хотя взрослые могут (и делают) учить детей вежливо лгать — и в лабораторных условиях дети могут быть подготовлены взрослыми. сказать им — Варнекен говорит, что более вероятно, что успешная просоциальная ложь является побочным продуктом развития других способностей, таких как эмпатия и самоконтроль. Когда дети овладевают этими навыками, они получают возможность лгать как во благо, так и в корыстных целях.

Но что почувствуют другие люди, если эта ложь раскроется?

Ложь, которая связывает

По мере взросления дети также развивают способность распознавать ложь и отличать эгоистичную от бескорыстной. Различие сводится к намерениям, которые, как показывают исследования, можно различить, распознав явные признаки на лице и голосе лжеца.

В исследовании, опубликованном в прошлом году, исследователи использовали систему кодирования лицевых движений, разработанную Полом Экманом, для картирования лиц детей, когда они лгали, что служило либо им самим, либо другим. Команда из Университета Торонто и Калифорнийского университета в Сан-Диего обнаружила, что два разных вида лжи вызывают заметно разные выражения лица.

«Просоциальная ложь отражает развитие по крайней мере четырех различных человеческих способностей: теория разума, эмпатия, сострадание и сочетание памяти и воображения, которое позволяет нам предвидеть последствия наших слов».

Просоциальная ложь (которая в данном случае заключалась в восторге от разочаровывающего подарка) выдавала выражения, напоминающие радость — «поднятие губ с правой стороны», намекающее на едва скрываемую улыбку, и моргание, связанное со счастьем. На лицах детей, лгущих, чтобы скрыть проступок, отразились признаки презрения, в основном легкая сморщенная губа, которая перестает быть ухмылкой.

Почти наверняка мы подсознательно улавливаем эти признаки (наряду с теллсами в голосе лжеца), когда уличаем кого-то во лжи. Но исследования показывают, что последствия уличения кого-то в просоциальной лжи часто сильно отличаются от последствий антиобщественной лжи, или «черной лжи», как ее иногда называют. Фактически, обнаружение просоциальной лжи может повысить доверие и социальные связи.

В серии из четырех исследований, проведенных в 2015 году Уортонской школой, участники играли в экономические игры, в которых использовались различные виды доверия и обмана. Неудивительно, что исследователи обнаружили, что черная ложь подрывает доверие. Но если участники видели, что обман носил альтруистический характер, доверие между игроками на самом деле возрастало. Комплексное математическое исследование 2014 года сравнило влияние черной и белой лжи на социальные сети. Опять черная ложь вбила клинья в соцсети. Но ложь во благо имела прямо противоположный эффект, укрепляя социальные связи. Несколько исследований показали, что люди быстро прощают ложь во благо и даже ценят ее.

Эти различия проявляются при сканировании мозга — и то, как разные типы лжи влияют на мозг, может фактически влиять на поведение в будущем. Исследовательская группа под руководством Нила Гаррета из Принстонского университета поставила перед 80 человеками финансовое задание, которое позволило им заработать деньги за счет другого человека, если они продолжали лгать.

«Мы обнаружили, что люди начинали с небольшой лжи, но постепенно, в ходе эксперимента, лгали все больше и больше», — пишут они. Когда они просканировали мозг участников, они обнаружили, что активность уменьшалась (в основном в миндалевидном теле) с каждой новой ложью.

Не все лгали или лгали в свою пользу. Один из вариантов эксперимента позволял участникам лгать, чтобы другой участник получил больше денег, и поведение и результаты сканирования мозга этих людей выглядели совсем по-другому. Нечестность в интересах других не росла так, как эгоистичная ложь; в то время как люди лгали для других, ложь не становилась больше или чаще, как с черной ложью. И это не вызвало тот же паттерн активности миндалевидного тела, которое, как показали предыдущие исследования, загорается, когда мы обдумываем аморальные поступки. (Их методы более подробно описаны в видео ниже.)

Короче говоря, устойчивость мозга к обману оставалась стабильной после того, как участники говорили просоциальную ложь, в то время как корыстная ложь, казалось, уменьшала ее, превращая черную ложь в скользкий путь.

Результат всех этих исследований? Не вся ложь одинакова, этот факт мы, кажется, осознаем глубоко в наших умах и телах. Мы действительно можем учить детей лгать, как неявно своим поведением, так и явно своими словами; но некоторые из этих лжи помогают сплотить наши семьи и друзей и создать чувство доверия. Другие виды лжи разрушают эти связи.

Все это может показаться слишком сложным, в большей степени, чем простое предписание не лгать. Проблема с запретами на ложь заключается в том, что дети могут ясно видеть, что ложь вездесуща, и по мере их взросления они обнаруживают, что не вся ложь имеет одинаковую мотивацию или воздействие. Как мы должны понимать эти нюансы и передавать их нашим детям?

На самом деле, аргумент в пользу просоциальной лжи такой же, как и аргумент против черной лжи: чувства других людей имеют значение, а эмпатия и доброта должны быть нашим руководством.

Вот времена, когда эксперты говорят, что лучше солгать

Вас, вероятно, учили никогда не лгать: ваши родители, вероятно, проповедовали силу правды. Ваш партнер сказал вам, что честность важнее всего.

Но исследователи говорят, что мы часто ошибаемся в обмане, правде и доверии, и что, если научиться правильно лгать, это действительно может помочь построить связи, доверие и бизнес. «Я считаю, что мы должны учить наших детей, студентов и сотрудников, когда и как лгать», — говорит Морис Швейцер, профессор Уортонской школы Пенсильванского университета, изучающий обман и доверие.

Вероятность того, что вам солгут (и заставят солгать), выше, чем вы даже осознаете. Подумайте о таких сценариях, как ваша мама, напоминающая вам сказать бабушке, что вам понравилась ее еда, или вы даете отзыв коллеге. это не отражает всей правды.

Тем не менее, искусство обмана гораздо сложнее, чем вы думаете. Вот пять сценариев, в которых, по мнению экспертов, лгать может быть лучшим способом действий.

Если вы заботитесь о чьих-либо интересах

Существуют классические примеры того, как ложь наносит ущерб, и наиболее разрушительными видами лжи, как правило, являются те, которые продвигают ваши собственные интересы за счет других.

Но согласно исследованию, «просоциальная» ложь — вымыслы, направленные на благо других, — действительно может способствовать укреплению доверия между людьми.

«Главным интересом людей, по крайней мере, когда они получают информацию и укрепляют доверие, является доброжелательность», — говорит Эмма Э. Левин, доцент кафедры поведенческих наук в Школе бизнеса Бута при Чикагском университете, изучающая честность и доверие. «Людей заботит то, есть ли у вас благие намерения, гораздо больше, чем то, честен ли человек сам по себе».

Просто помните: ложь наиболее полезна, когда она не эгоистична. Если вы говорите своему партнеру, что он или она отлично выглядит перед свиданием, чтобы повысить его или ее самооценку, это одно, говорит Швейцер. Но говоря это только для того, чтобы вывести любимого человека за дверь, потому что вы уже опаздываете, говорит он, ваши мотивы могут отклониться на эгоистичную территорию.

Если нет времени переодеться

Скажем, ваш партнер спрашивает вас, как он или она выглядит, прямо перед тем, как выйти на сцену для выступления, или спрашивает, что вы думаете о выступлении непосредственно перед выходом на подиум. Даже если вы заметили пятно на его или ее одежде или думаете, что речь могла бы поработать, подумайте, есть ли у человека время, чтобы отреагировать на информацию и контролировать ситуацию, — говорит Левин.

Если ваш партнер ничего не может сделать, чтобы улучшить или изменить что-то в этот момент, вы можете приветствовать обман, говорит она. Ложь в этом смысле, вероятно, рассматривается как приносящая пользу другому человеку, потому что он или она действительно ничего не могут сделать в данный момент.

И наоборот, если ваша вторая половинка способна отреагировать на информацию, честность — лучший выбор, говорит Левин.

Если вы даете конструктивную критику

При обмене отзывами важна честность. И хотя легко использовать фразу «Я просто честен» в качестве оправдания «просто грубости», говорит Швейцер, жестокая честность не всегда самый эффективный способ донести свое сообщение.

Вместо того, чтобы говорить низкоэффективному сотруднику, что он работает ужасно, подумайте о том, чтобы сказать что-то вроде: «У вас было тяжелое начало, но поначалу все борются», а затем перейти к конструктивной критике, говорит Швейцер. Ваш отзыв, скорее всего, будет воспринят лучше, что, в свою очередь, принесет пользу вашему бизнесу в долгосрочной перспективе.

Получите последние советы по карьере, отношениям и здоровому образу жизни, которые обогатят вашу жизнь: подпишитесь на информационный бюллетень TIME’s Living.

Прямо перед особым событием

Споры о лжи ведутся не только о том, может ли честная информация помочь в ситуации, но и о том, доставлена ​​ли эта информация в нужное время. «Людей волнует только одно: не отвлечет ли честная информация их от чего-то важного», — говорит Левин.

Пример. Вы узнали, что компания вашей подруги ожидает увольнения прямо перед ее отъездом на свадьбу. Сказать ей?

«В таких ситуациях людям нравится скрывать правду на потом», — говорит Левин.

Это возвращает нас к идее контроля: если ваша подруга собирается уехать на свадьбу или в медовый месяц, она не сможет заблаговременно изучить другие возможности трудоустройства. И хотя каждая ситуация уникальна, подумайте над тем, чтобы спросить себя, действительно ли честность в подобной ситуации принесет пользу другому человеку или просто отвлечет внимание, как считает Левин.

Если вы не близки с этим человеком

Мягкий и благонамеренный обман может быть еще более полезным в отдаленных отношениях, говорит Левин. «В более конкурентных отношениях или первых взаимодействиях честность гораздо более ненадежна, она может повредить отношениям и подорвать доверие», — говорит она. Это потому, что обе стороны менее осведомлены об истинных намерениях другого человека, и каждая из них может задаться вопросом, этот человек пытается подорвать меня?

Тем не менее, если вы склонны давать честный отзыв более дальнему знакомому или другу друга, Левин предлагает говорить правду в сочетании с доброжелательностью — что-то вроде Я действительно хочу, чтобы вы преуспели, поэтому я даю вам эту критику.

Близкие отношения, с другой стороны, могут уступить место большей оценке честности, говорит она, и признаваться друзьям, вероятно, не так плохо, как вы думаете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *