Амбивалентное мышление: мышление амбивалентное | это… Что такое мышление амбивалентное?
Как изменить своё мышление, чтобы стать мудрее
15 сентября 2016 Жизнь
Делить весь мир на чёрное и белое — значит лишать себя остальных его красок. Рассказываем, как изменить образ мыслей и открыть себе глаза на такую разную действительность.
Есть два типа мышления: амбивалентное и чёрно-белое.
Люди с чёрно-белым мышлением точно знают, что такое хорошо, а что такое плохо. Они быстро делают свой выбор, склонны к твёрдым решениям, которые повторно не обдумывают. Поэтому чёрно-белое мышление делает мир проще.
Амбивалентное (серое) мышление — это способность видеть ситуацию сразу с нескольких сторон. Человек, который умеет думать амбивалентно, может принять позицию оппонента и посмотреть на проблему с его точки зрения. Несмотря на то что амбивалентное мышление делает нас менее решительными, оно очень полезно. Ведь только те, кто научится переходить в «серую зону», станут умнее и мудрее.
Серому мышлению можно научиться. Ведь каждый из нас изначально обладал навыком амбивалентного мышления, когда был мал.
Дети делают это так
Они обожают мучить своих родителей вопросами. Цепочка «почему» может быть бесконечной.
— Почему собачка высунула язык и дышит?
— Ей жарко.
— Почему? Мне жарко, но я не высунул язык.
— Да, но у собачки есть шерсть, и она не потеет.
— Почему у собачки есть шерсть?
— Чтобы её согревать.
— А у меня тогда почему шерсти нет?
— Ну всё, хватит!
Родители наверняка узнают этот диалог: подобные разговоры с детьми случаются часто. Для ребёнка мир не чёрно-белый, и он с лёгкостью примеряет всё на себя. Ещё столько неизведанного. Нет устоев, нет однозначных истин. Мировоззрение ещё не сформировалось.
Как мир становится чёрно-белым
Когда мы взрослеем, наши взгляды становятся жёстче. Нам навязывают извне определённые рамки. Например, студентов просят сдавать экзамены, состоящие из тестовых вопросов. Это принуждает нас мыслить в чёрно-белых тонах. Правильный ответ всегда А, Б, В или Г, иначе не бывает.
Главный симптом такого мировоззрения — это мышление в определённых категориях:
- Война — это плохо. Война — это хорошо.
- Капитализм — это плохо. Капитализм — это хорошо.
- Высшее образование необходимо. Высшее образование — напрасная трата времени.
Повзрослев, мы мыслим слоганами. Они заменяют нам понимание проблемы, сам процесс мышления. Ведь для того, чтобы думать, нужно напрягаться. А когда ясно, что есть чёрное, а что есть белое, думать не нужно.
Разве плохо иметь твёрдые убеждения?
Нет, не плохо. Но реальный мир не чёрно-белый. Очень сложно найти вопрос, на который вы смогли бы дать единственно верный ответ. Наша жизнь — это серая зона.
Принять это очень сложно: в школах и университетах нам прививают уверенность в том, что есть правильный и неправильный ответы. И только столкнувшись с реальностью, мы начинаем подозревать, что мир не так прост.
Чёткие ответы-слоганы уже не подходят. Если вы хорошо знаете историю, то не сможете однозначно утверждать, что война — это плохо. Скорее всего, теперь вы скажете: «Война — это плохо, но на некоторых этапах развития государства она была необходима, поэтому её можно считать комплексным и неоднозначным феноменом».
Из этого ответа становится ясно: вы не склонны делать скоропалительные выводы. Амбивалентное мышление — это палка о двух концах. С одной стороны, вы можете провести целую вечность, выбирая между кефиром и ряженкой. С другой стороны, у вас есть способность видеть мир с нескольких точек зрения и судить более мудро.
Как научиться амбивалентному мышлению
Научиться мыслить амбивалентно довольно сложно, особенно если вы склонны к радикальным суждениям. Но это поможет видеть ситуацию со всех сторон и не спешить с выводами. Поэтому научиться серому мышлению всё-таки стоит, и вот как это можно сделать.
1. Перестаньте судить мир строгоЕсли сложно не думать в категориях А и Б, просто не произносите эти мысли вслух. Постарайтесь как можно реже разделять вещи на чёрные и белые, хорошие и плохие. Почувствуйте, как мир не вписывается в эти категории.
2. Подумайте о событии или явлении в перспективеРассматривайте явления, события и понятия с точки зрения времени. Определяйте их значимость, принимая во внимание и хорошее, и плохое.
3. Смиритесь с тем, что вы не всегда правы
Примите точку зрения противника. Попробуйте поверить в то, что он знает правду, а вы — нет.
4. Приучите себя к тому, что истина неоднозначна
Посмотрите на проблему со всех сторон. Примите другое мнение. Вспомните о том, как смотрит на мир ребёнок, и постарайтесь сделать хотя бы шаг в сторону амбивалентного мышления.
Мышление
1 Жовтня 2017
Опосредованное — основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований — и обобщенное познание объективной реальности [Рубинштейн С.Л., 1940]. М. — это отображение существенных связей и отношений между объектами действительности. Мыслительное отображение специфично в силу его обобщенности и опосредованности, что позволяет М. выйти за рамки непосредственно данного. М. является высшей формой познавательной деятельности человека, оно включает в себя синтез и анализ, обобщение и отвлечение, способность к абстрагированию и выделению конкретных признаков, различение существенного и несущественного. Познавательная деятельность протекает на двух уровнях психического отражения: первый — это те связи и отношения, обобщения, опосредования, которые доступны чувственному познанию; второй связан с проникновением в причинно-следственные зависимости, не лежащие на поверхности, недоступные чувственному. Таковы уровни образа и мысли, между которыми есть свои переходные звенья. Специфические симптомы и синдромырасстройства мышления определяются клинически и патопсихологически; их квалификация играет важную роль в дифференциальной диагностике психических нарушении. М. АБСТРАКТНОЕ. М., оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления.
Такое вычлененное и самостоятельное свойство является абстракцией, лежащей в основе процессов обобщения и образования понятий. Выделение содержательных, обладающих относительной самостоятельностью, абстракций соответствует теоретическому М., способному к созданию рационалистических схем, тогда как формальные абстракции вычленяют свойства предмета, не существующие сами по себе и независимо от него, и соответствуют эмпирическому уровню М. М. АМБИВАЛЕНТНОЕ (лат. ambi — с обеих сторон, valens — сильный). Характеризуется одновременным сосуществованием взаимоисключающих, противоположных тенденций, противоречащих друг другу мыслей. В основе его лежит выделенная E. Bleuler [1911] амбивалентность (см.). М. АРХАИЧЕСКОЕ оперирует устаревшими понятиями и представлениями, свойственными человеку на давних этапах развития и нередко связанными с древними мифами. Широко включает в себя суждения, основанные на предрассудках и заблуждениях. Примером М.а. являются архаические формы бреда (см.). М. АТАКТИЧЕСКОЕ (греч.Новое психологическое исследование показывает, что амбивалентные люди выносят менее предвзятые суждения
Согласно новому исследованию, опубликованному в British Journal of Social Psychology , люди, которые склонны испытывать смешанные чувства, реже становятся жертвами двух распространенных когнитивных искажений. Результаты показывают, что способность одновременно видеть как положительные, так и отрицательные стороны вещей имеет некоторые психологические преимущества.
«Я думаю, что мы живем во времена, когда большое внимание уделяется «твердым» мнениям и людям, которые очень «уверены» в своих позициях, что ведет к разделению и поляризации», — сказала автор исследования Айрис К. Шнайдер, профессор социальных и экономических наук Кёльнского университета.
«Кажется, очень мало места тому факту, что многие важные вопросы на самом деле многогранны, имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Действительно, существует некоторое предубеждение против амбивалентности, потому что это считается нерешительным и неуверенным. Я считаю, что это не оправдано и что в амбивалентности есть преимущества, потому что это дает более широкий и реалистичный взгляд на мир».
В четырех исследованиях Шнайдер и ее коллеги изучали взаимосвязь между амбивалентностью и двумя когнитивными искажениями. В двух исследованиях изучалась предвзятость соответствия, также известная как фундаментальная ошибка атрибуции, которая описывает тенденцию чрезмерно подчеркивать личностные, а не ситуационные объяснения поведения другого человека. В двух других исследованиях изучалась корыстная предвзятость, то есть склонность приписывать свои успехи внутренним факторам, а свои неудачи — внешним факторам.
Во всех исследованиях, включавших в общей сложности 1832 участника, амбивалентность измерялась с использованием Шкалы амбивалентности черт. Участников считали высоко амбивалентными, если они соглашались с такими утверждениями, как «Мои мысли часто противоречивы» и «Обычно я вижу как положительные, так и отрицательные стороны вещей».
Исследователи обнаружили, что те, кто набрал более высокие баллы по этому показателю, как правило, демонстрировали более низкий уровень корреспонденции и корыстной предвзятости. Другими словами, чем выше у людей была амбивалентность черт, тем меньше вероятность того, что они будут отдавать предпочтение внутренним, а не внешним атрибуциям для объяснения поведения другого, и тем меньше вероятность того, что они будут приписывать свой успех больше себе, чем ситуациям.
«Некоторые люди в целом более амбивалентны, чем другие — это означает, что их амбивалентность черт выше, — сказал Шнайдер PsyPost. «Они чувствуют себя более амбивалентными чаще, более интенсивно и по большему количеству тем. Эти «амбиваленты» менее однобоки в своем мышлении и выносят менее предвзятые суждения о других, давая этим другим более справедливую встряску».
И те, у кого амбивалентность была высокой, и те, у кого амбивалентность была низкой, имели тенденцию к сильным внутренним атрибуциям. Но те, у кого низкий уровень амбивалентности, были склонны к слабым внешним атрибуциям. Напротив, крайне амбивалентные участники также были склонны к сильным внешним атрибуциям. «Таким образом, их атрибуции были более сбалансированными», — говорят исследователи.
Как и в любом исследовании, результаты включают некоторые оговорки.
«Одним из ограничений исследования является то, что оно является корреляционным. Это означает, что мы не можем быть уверены, вызывает ли большая амбивалентность меньшую предвзятость или большее предубеждение вызывает меньшую амбивалентность. Однако амбивалентность в данном случае была чертой личности, и мы знаем, что они относительно стабильны. Это означает, что очень вероятно, что черта повлияла на суждение, а не наоборот», — пояснил Шнайдер.
«Тем не менее, нам нужно провести дополнительную экспериментальную работу, чтобы выяснить это. Нам также нужно посмотреть, распространяется ли этот эффект на другие области, в которых люди предвзяты, например, на принятие решений».
«Я считаю, что в амбивалентности есть свои преимущества, особенно в столь поляризованном мире», — добавил Шнайдер. «Однако амбивалентность может вызывать дискомфорт у некоторых людей, потому что они чувствуют, что они «бессмысленны». Когда вы чувствуете амбивалентность, попробуйте вспомнить слова Скотта Фицджеральда, который сказал: способность удерживать в уме две противоположные идеи одновременно и при этом сохранять способность функционировать».
«Если вы хотите внести в свою жизнь больше амбивалентности, попробуйте составить списки за и против. Обычно мы используем их для принятия решений, но попытка заставить себя найти положительные и отрицательные стороны проблемы может помочь вам увидеть ее более тонко».
Авторами исследования «Преимущества амбивалентности: взаимосвязь между амбивалентностью черт и предвзятостью атрибуции» являются Айрис К. Шнайдер, Шейда Новин, Френк ван Харревельд и Оливер Геншоу.
Боль эмоциональной амбивалентности
Источник: Account ID 809499/Pixabay
Однажды, когда я учился в начальной школе, я увидел несколько слов, нацарапанных на столе почерком старшеклассника: «Я люблю тебя, и я ненавижу тебя.» Эта фраза произвела на меня большое впечатление. Раньше мне никогда не приходило в голову, что можно любить и ненавидеть кого-то одновременно. Меня еще не познакомили с идеей эмоциональной амбивалентности.
Теперь я думаю, что отчасти причина, по которой слова, написанные чернилами на столе в классе, произвели на меня такое впечатление, заключалась в том, что я уже испытал эмоциональную амбивалентность. Я просто не знал, что это то, что я чувствовал. Это предложение сразу же осветило некоторые аспекты моей собственной эмоциональной жизни и сообщило мне, что я не одинок и не отличаюсь от других: другие люди — как свидетельствует автор предложения — тоже могут чувствовать то же самое.
В то время я уже знал, что люди — особенно маленькие дети — могут делать противоречивые заявления о своих чувствах к кому-либо. Ребенок, расстроенный тем, что не добивается своего, может сказать родителю или брату или сестре: «Я тебя ненавижу». Однако я думаю, что интуитивно понял, что такие заявления часто являются пустыми и недостоверными, выражением бессилия и разочарования. Когда мы очень молоды, у нас не так много способов обеспечить себе то, что мы хотим, и у нас нет власти заставить других людей дать нам эти вещи. Каким-то образом мы узнаём, что можем добиться своего, если убедим других, что наша любовь к ним обусловлена, что она зависит от того, поступают ли они так, как нам нравится. Если они этого не делают, мы говорим, что ненавидим их, надеясь причинить им достаточно боли, чтобы они передумали.
Однако все мы, включая детей, можем испытывать настоящую эмоциональную амбивалентность. (Фрейд зашел так далеко, что предположил, что все дети испытывают глубокую амбивалентность по отношению к однополым родителям.) У нас могут быть положительные и отрицательные чувства по отношению к одному и тому же объекту в одно и то же время. Здесь я хотел бы обсудить этот феномен более подробно, сосредоточив внимание на амбивалентном отношении к людям. Почему мы всегда чувствуем двойственность?
Иногда характеры людей бывают сложными. Нам нравится чье-то чувство юмора, но не его ненадежность, или мы ценим мужество человека, но думаем, что ему не хватает сострадания. В других случаях, однако, источник амбивалентности иной: он должен быть связан не столько с характером другого, сколько конкретно с его отношением к нам. Так, вы можете любить дядю, но чувствовать, что он склонен сравнивать вас со своим собственным сыном, и вы находите это отталкивающим, или вы любите свою сестру, но считаете, что она слишком кокетничает с вашим супругом или пытается «Укради своих друзей».
Эмоциональная амбивалентность часто болезненна, особенно амбивалентность второго рода, связанная с вашими конкретными отношениями с другим, а не с характером другого. Римский поэт Катулл, который, возможно, был первым автором, задокументировавшим интересующее меня государство, отметил эту боль. В стихотворении для своей возлюбленной, которую он назвал Лесбией (вероятно, ненастоящим именем), Катулл написал:
Ненавижу и люблю. Почему я это делаю, возможно, спросите вы.
Я не знаю, но я чувствую, что это происходит, и меня мучают.
Амбивалентные отношения с любимым человеком могут быть более болезненными, чем откровенно плохие. Плохие отношения подобны холодной погоде, к которой мы знаем, как подготовиться: мы можем либо вообще не выходить на улицу (читай: прервать контакт), либо пойти подготовленными, одетыми соответствующим образом (то есть мы активируем свои защитные механизмы). Амбивалентный немного похож на погоду, которая меняется на вас. Вы не можете знать, что делать или что надеть. Как только вы расслабляетесь, готовые принять тепло, вас захлестывает волна холода.
Для некоторых эмоциональная амбивалентность настолько болезненна, что они не любят ее даже в искусстве и выбирают художественную литературу, не требующую противоречивого отношения к одному и тому же вымышленному персонажу. Иногда режиссеры якобы намереваются создать эмоционально сложную художественную литературу, но не доходят до конца. Например, фильм « Американский гангстер » рассказывает историю преступника (Дензел Вашингтон), изображенного с таким сочувствием, что зрители болеет за него, а не испытывают смешанные чувства. Возможно, это потому, что режиссер Ридли Скотт испытывал внутреннее сопротивление при мысли об истинной амбивалентности, а может быть, он не доверял способности зрителей воспринимать эмоциональные сложности. И все же для человека с определенным вкусом эмоциональная амбивалентность в искусстве может доставить изысканное эстетическое наслаждение, правда, с примесью некоторой боли. Однако вряд ли кому-то нравится эмоциональная амбивалентность в реальной жизни.
Эмоциональную амбивалентность бывает трудно распознать в себе. Это отношение не совсем понятное: любим мы этого человека или нет? Мы не уверены. В разных случаях мы можем прийти к разным выводам.
Когда другие люди относятся к нам двойственно, мы тоже можем этого не замечать. Возможно, мы думаем, что любовь есть только у тех, кто питает к нам чистую, неподдельную любовь. Когда мы обнаруживаем какую-либо враждебность, ненависть или зависть со стороны другого, мы можем заключить, что выражения любви и дружбы неискренни и не соответствуют действительности. Или мы пытаемся объяснить негатив и убедить себя, что нам это кажется. Тем не менее, мы знаем из нашего собственного случая, что существуют амбивалентные установки, включающие как любовь, так и ненависть к другому. Если мы можем иметь такое отношение к другим, отсюда следует, что и они могут иметь такое же отношение к нам (если только мы не предполагаем, что наша собственная психология радикально отличается от психологии других людей).
Что нам делать с эмоциональной амбивалентностью и связанной с ней болью?
Иногда мы можем освободиться от этого, например, когда человек, амбивалентно настроенный по отношению к отчиму в детстве, приходит позже в жизни, чтобы увидеть ситуацию с точки зрения родителей. Теперь сама взрослая, возможно, со своей семьей, она осознает трудности быть родителем, не говоря уже о отчиме, и начинает сочувствовать людям, которые ее воспитали. Амбивалентность уступает место сочувствию, признательности и любви.
К сожалению, это не всегда возможно. Но я считаю, что есть еще кое-что: мы можем научиться принимать нашу собственную амбивалентность, не пытаясь отрицать ни положительные, ни отрицательные чувства. Я подозреваю, что одна из основных причин, по которой эмоциональная амбивалентность может быть такой болезненной, заключается в том, что мы пытаемся и не можем избавиться от нее. Мы пытаемся убедить себя, что испытываем к кому-то либо только положительные, либо только отрицательные чувства, но это просто неправда, и каждый раз мы ошибаемся.