Амбивалентная привязанность: Амбивалентный тип ненадежной привязанности | Психолог Александра Павловская – Теория привязанности — Википедия
Амбивалентный тип ненадежной привязанности | Психолог Александра Павловская
Вася соскучился по Маше, он рад ее видеть, он «голоден» по любви и вниманию и он начинает критиковать, агрессировать, всячески «кусать» Машу.
В какой-то момент она или проявляет агрессию к нему в ответ, и тогда он немного успокаивается, как будто бы получив подтверждение того, что его заметили и ценят.
Либо, в большинстве случаев, Маша уходит. Вася страдает и агрессирует еще больше.
Что происходит? Почему Вася так себя ведет? Как это сказывается на его отношениях?
Давайте попробуем разобраться более детально.
Основные стили привязанностей ребенок получает в детском возрасте.
Это как колея, дорога для отношений и чувств, которую прокладывают для него мама и папа, дедушка и бабушка.
Значимые взрослые передают малышу то, что умеют делать сами. Он вырастает, и у него в наборе « по умолчанию» оказывается несколько привычных типов поведения с близкими людьми.
Амбивалентный тип привязанности – это когда человек выражает негатив, критику, обесценивает и кошмарит того, в ком он нуждается.
«Бьет, значит любит» и «утонешь, домой не приходи» — яркие иллюстрации амбивалентного (противоречащего импульсу) отношения к значимому человеку.
Какой человек заинтересуется и останется в предложенном стиле отношений?
Тот, у кого достаточно выражен мазохистический радикал.
Тот, кто очень низко ценит себя: кому еще я нужна кроме него?
Тот, кого вырастили как нарциссическое расширение родителя с аналогичным стилем привязанности.
Тот, кто не будет участвовать в отношениях эмоционально, а продолжит в них оставаться ради какой-то своей выгоды, по необходимости.
Если описанные типы личности не являются мечтой для человека с амбивалентным типом привязанности, то у него есть выбор:
— оставаться в одиночестве,
— менять свои представления о том, с кем он хочет быть в отношениях (сильно снижать свои притязания),
— менять свой привычный стиль близких отношений.
Если вы узнали себя как человека с амбивалентным типом привязанности, то, наверное, легко ответите на вопрос: от кого вы ему научились?
Кто так же себя вел: мама? Папа? Любимый дед?
Теперь обратите внимание на его партнера – то есть, того человека, который терпел (или не терпел) негативное отношение к себе, обесценивание и вечное недовольство.
Как на ваш взгляд, какие причины были, чтобы оставаться в таком стиле отношений?
Хотите ли вы для себя партнера, который будет похож по некоторым личностным качествам на того, кто примет и выдержит негатив, недовольство, обесценивание, критику?
Если да – то каким дополнительным ресурсами нужно обладать, чтобы такого человека привлечь и удержать его интерес в отношениях?
Люди с амбивалентным (негативным) стилем привязанности, как правило, сами очень плохо относятся к любому недовольству в свой адрес.
Они хотят получать восторг, признание, любовь, поддержку, понимание, сочувствие и заботу.
Но не готовы ценить их, и тем более не желают искренне и открыто показывать свое теплое отношение к близкому человеку.
Теория привязанности и отношения, которые повторяются., Психотерапия – Гештальт Клуб
Привязанность — это психологическая модель поведения, которая описывает динамику отношений. Краткосрочных и долгосрочных. Имеет свои корни в прошлом опыте в детстве. Определяет возможность человека связываться с разными людьми и имеет разные виды.
Это одна из граней отношений, которая определяет, как люди
реагируют на боль в них или при разлуке с любимым.
Привязанность к значимому взрослому в детстве — это то, что будет влиять на способность человека развивать базовое доверие к себе, миру и важным людям.

Английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби первый, кто обнаружил в своих исследованиях важность для ребенка привязанности к взрослому, что дает возможность ему выжить и адаптироваться к миру. В присутствии отзывчивого и внимательного взрослого ребенок может на него опираться как на надежную базу и исследовать мир. Привязанность у ребенка формируется даже с холодными, отвергающими родителями таким образом, что он подстраивается. Разные факторы влияют на формирование различных паттернов привязанности.
Благодаря эксперименту психолога Мэри Эйнсворт — «Незнакомая ситуация», ей удалось выделить 4 основных способа привязанностей.
Безопасная (надежная) привязанность — это дети, которые могут положиться на значимых взрослых с уверенностью, что их потребности в близости, эмоциональной поддержке и защите будут удовлетворены.
У взрослых с таким типом привязанности много различных безопасных отношений. Это люди, которые могут строить близкие отношения. У них есть страхи, опасения, стыд и чувства, но уровень доверия к миру достаточно высокий, поэтому они могут с этим справляться. Они уверенны в себе, в своих отношениях и партнерах. И способны проверять страхи об мир и сохраняют способность к изменениям. Они чувствуют себя комфортно в близости, но остаются при этом независимыми. И балансируют между. Такие люди решают задачи высокого порядка, чем уровни безопасности.
В эксперименте — это дети, которые замечают, когда мама уходит, могут плакать, но отпускают и способны вступать в отношения с миром, играть с другими взрослыми. Когда мама возвращается — рады видеть. То есть позволяют маме уходить, принимают, когда возвращается, и повторно с ней связываются. Это самый опорный и здоровый способ привязанности.
2. Избегающая привязанность (тревожно-избегающая) — сформировалась в ответ на дистантность, холодность или отвержение матери.
Такие люди очень недоверчивы в отношениях. Могут говорить откровенно о себе и воспринимаются как открытые, контактные личности, но ощущение рядом с ними недосвязи. Прикосновения до конца невозможны. Если приближаться, они будут отдаляться. Не очень связываются с людьми. Это независимые, самодостаточные люди, которые могут сами со всем справляться и не нуждаются в близких отношениях.
Может быть пустота или стыд в месте привязанности. У них желание вообще не испытывать чувства. Боятся уязвимости и отвержения, поэтому всегда держат дистанцию.
Опыт в отношениях — лучше было бы в них не находиться. Это дети, которые поняли, что потребность в близости приводит к разочарованию, и стараются избегать ее.
Дети принимают такие решения, когда родители очень хотят поглотить, слишком опекали — хочется убежать. Или, наоборот, когда совсем не было отклика или реакции на их потребности, где сформировалась апатия к отношениям. Ребенок что-то просит в отношениях, а родители заняты другим. Дальше он не вступает в близкие отношениях, предпочитает не сливаться.
У таких людей нет безопасного ощущения в отношениях, есть страх поглощения.
В эксперименте у таких детей нет уверенности, что заботящийся человек включенный и доступный. Почти не плачут, когда мама уходит. Сами по себе играют. Когда мама приходит, они замечают, но продолжают играть. У таких детей нет движения к отношениям.

3. Амбивалентный вид привязанности (тревожно-устойчивый) — очень нуждаются в привязанности и связанности с другими. Формируется, когда ребенок не уверен, что мать будет рядом, когда она понадобиться. Не чувствует себя спокойно и в безопасности рядом с ней.
Такие люди могут очень стремительно приближаться и так же стремительно отдаляться. Нет середины. Испытывают и проверяют отношения на прочность.
Если вы винитесь перед таким человеком, они будут бить туда и проверять вас. Подтверждать свою теорию, что никто их не выдерживает.
Это пограничные люди — очень нуждаются в связанности, но так же сильно отталкивают, чтобы ты возвращался. Они провоцирует на прекращение отношений. Такие люди вырастают очень неуверенными в себе и в своих отношениях с другими людьми. Всегда ищут подтверждения взаимности, становясь чрезмерно зависимыми. Проявляют высокий уровень недовольства собой и партнером. Могут быть эмоционально экспрессивны, беспокойны и импульсивны в отношениях.
В эксперименте: когда мама уходит, такие дети плачут и очень тяжело переносят разлуку. У них слабый или отсутсвующий интерес к игре, не стремятся никуда, потому что не чувствуют себя в безопасности. Если их кто-то берет на ручки, начинают бить того, кто взял. Когда мама возвращается — они рады, что вернулась, но не принимают ее и не прощают, злятся. К игре не могут вернуться.
Ищут везде близость и привязанность, во всем мире, но делают так, что не могут построить отношения. Или так, что это невозможно. Страх быть поглощенным и отверженным одновременно.
4. Дезорганизующая привязанность — самый сложный тип привязанности, который связан с серьезными психологическими травмами. Такие люди на психотическом уровне организации строят отношения. Они делают нечто, что не будет вами осознанно и что не будет иметь вербального смысла, но будет менять вас. Это люди, которые в детстве испытали много насилия.
Которые наперед знали, как им подстроиться под взрослого. Если папа прийдет пьяный, они уже знают, что будет дальше, и заранее совершают какие-то действия. Это дети, которые научаются выживать и живут инстинктами. Очень чувствительны. Они знают любую вашу реакцию, что умолчали и имели ввиду. Люди, которые могут меня встретить с моей животной частью или поднимают ее во мне. Разоблачают, раздевают, и рядом с ними можно переживать ужас.
Они не могут выдержать контакта, потому что очень его чувствуют.
Любое приближение переживают как прикосновение к сочившейся ране.
В эксперименте, когда мама покидает, они всегда непредсказуемо откликаются на исчезновение. Могут выгибаться, биться об пол, замирать. Один и тот же ребенок, который ведет себя каждый раз непредсказуемо. Рептильный мозг говорит — БЕГИ ОТ. Лимбический — беги к маме, и эти два желания всегда разрывны.

Вид привязанности формируется с рождения до 5 лет. Особенно уязвим в паттернах до 3 лет. Способ связанности отображается и запоминается в теле, и дальше опыт воспроизводится на телесном уровне и повторяется каждый раз в отношениях. И мы по этим паттернам, знакомой схеме выстраиваем отношения с важными людьми.
Способы привязанности могут быть смешанными.
Ребенок отличается от взрослого тем, что он не может выбирать и ему необходимо выжить. А взрослый может выбирать, менять свою среду существования, людей вокруг, трансформироваться внутри.
Невозможность выбора — это детское поведение, стабилизация на одном состоянии с авторитетным взрослым и, соответственно, привязанностью.
Во взрослом возрасте и в терапии можно работать над движением, поиском и обнаружением чего-то еще в мире. Не оставаться в стабильности. Но для этого необходим ресурс и опора.
Важно развивать базовую устойчивую привязанность, которая будет безопасной — это очень опорно. Например, в клиент-терапевтических отношениях. Где терапевт стабильный, безопасный, которому можно доверять. Или же вспомнить отношения или человека, который любил и поддерживал. Был рядом. Вспомнить его любящие глаза. Это могла быть бабушка/дедушка или тетя/дядя. Опираясь на эти отношения, поддержку, двигаться дальше и исследовать мир.
Дальше ищем ресурсы, вспоминаем все свои навыки, умения,
сильные стороны, чтобы научиться доверять себе. Это дает
способность опереться на себя и двигаться дальше к миру,
наращиванию доверия к нему. Что приводит к возможности построить
безопасные, стабильные отношения с другими людьми.
Менять свой привычный способ привязанности.
Амбивалентный тип привязанности: что с этим делать
Мне нравится 86 0
22 Октября 2019
Тревожно-амбивалентный стиль привязанности у ребёнка формируется в семьях с периодическими вспышками гнева. Ребёнок не понимает, в какой момент ждать агрессии. Он не может положиться на поддержку родителей. Когда она нужна, её или нет, или она замещается ещё большим потоком ярости.У детей такого типа привязанности часто появляются энурезы, энкопрезы и фобии. Дети демонстрируют высокий уровень тревожности. Ребёнок очень страдает от отсутствия взрослого, но при появлении чаще всего его отталкивает. Иногда дети с этим стилем привязанности словно приклеиваются ко взрослым, игнорируя появляющиеся интересы к играм или новым объектам в окружении.
Родитель то заласкивает ребёнка, то агрессивно нападает. Часто второго родителя нет или он не участвует в процессе воспитания.
При тревожно-амбивалентном типе привязанности дети теряют интерес к исследовательской деятельности, их любознательность стремительно угасает и с годами может абсолютно затухать. А потом мама такого ребёнка будет ругать его за отсутствие интереса к школе и обучению, который сами же родители и уничтожили в первые годы жизни. Нужно хорошо понимать, что любознательность и потребность в развитии не находятся под контролем ребёнка. Сколько бы вы его ни ругали, ни наказывали, без серьёзной работы с психологом он не справится. К сожалению, редко кто из родителей задаётся вопросом, куда делись природная любознательность ребёнка и его стремление всё исследовать.
При сложностях с обучением у детей с подобным стилем привязанности никто не пытается найти основную, глубинную причину потери биологической потребности к развитию. Поэтому ребёнок оказывается в своей тревоге и чувстве неполноценности под обстрелом недовольства родителей, учителей и детских насмешек. Тревога усиливается, блокируя остатки способностей к обучению и концентрации внимания.
Дети этого типа привязанности часто провоцируют родителей на агрессивный выпад. Любое внимание лучше никакого. Им будет бесконечно тревожно, но бессознательная часть снова и снова будет толкать на поступки, приводящие родителя в бешенство. Подростками такие дети будут усиленно протестовать. В глубине их сознания засело чувство «меня никто не любит, я никому не нужен». Они не способны думать о том, к чему приведет их поведение.
В такой ситуации есть только одно решение — родительская терапия. Яростные вспышки родителей влияют на характер ребёнка и самостоятельно с ними справиться невозможно. Это один из самых разрушительных способов общения с детьми. И вины мамы в этом нет. Есть необходимость долгой, болезненной терапии характера, чтобы остановить цепочку передачи такого типа взаимодействия из поколения в поколение.
Это непростой путь к самому себе, к гармонии в отношениях с самим собой и со своей семьёй.
Мне нравится 86 0
КомментироватьТеория привязанности. Почему мы строим отношения по одним и тем же схемам
Первым ученым, обнаружившим, что для ребенка жизненно важна привязанность к заботящемуся о нем взрослому, стал английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби, заинтересовавшийся этологией — наукой о генетически обусловленном поведении животных и людей. Если абстрагироваться от всех сантиментов, связанных с детско-родительской любовью, становится понятно, что она несет важную функцию для выживания вида: будет очень хорошо, если родители не съедят или хотя бы не убьют собственное потомство, что требует некоторых дополнительных усилий со стороны природы (например, поэтому во время родов и в период кормления у женщины повышается уровень окситоцина, отвечающего за эмоциональную привязанность к ребенку).
Психоаналитики считали, что младенец поддерживает отношения с матерью просто ради удовлетворения физических нужд, Боулби же добавил к этому социальную составляющую. Привязанность к значимому взрослому — это полигон, на котором оттачивается способность завязывать социальные отношения и определяется степень базового доверия к миру. На это у ребенка есть примерно два года — в возрасте до двух месяцев младенцы улыбаются, лепечут и плачут, чтобы привлечь внимание любого взрослого, с двух до шести они учатся различать взрослых и выбирают среди них наиболее значимого, а после шести месяцев начинает формироваться устойчивая привязанность. Поскольку младенец чисто технически не может выйти из отношений с родителями, ему приходится адаптироваться к любому отношению со стороны взрослого, в том числе к холодности, отвержению или непредсказуемому поведению. Разделявшая идеи Боулби психолог Мэри Эйнсворт в 1960-х и 1970-х годах исследовала то, как этот опыт влияет на паттерны привязанности. Ее знаменитый эксперимент получил название «Незнакомая ситуация»: вначале за младенцами и их матерями наблюдали в домашних условиях, оценивая то, как мать реагирует на разные «позывные» со стороны ребенка. В возрасте от года до полутора лет малышей с матерями приглашали в специально оборудованную лабораторию, где моделировали разные ситуации: присутствие матери и разделение с ней, а также появление незнакомца. Исследователей интересовало, насколько ребенка будет тревожить отсутствие матери, насколько смело он будет готов исследовать новую ситуацию, как будет реагировать на чужого человека и последующее возвращение матери. По итогам Эйнсворт выделила четыре основных типа привязанности:
Надежный. Такие дети уверены, что мать может удовлетворить их потребности, и тянутся к ней за помощью при столкновении с чем-то неприятным. При этом они чувствуют себя достаточно защищенными, чтобы исследовать окружающую среду, понимая, что взрослые непременно придут на помощь в случае опасности. В будущем такой ребенок будет ценить любовь и доверие, но при этом останется достаточно самостоятельным и уверенным в себе.
Тревожно-устойчивый. Он формируется, когда ребенок не уверен, что мать или другой значимый взрослый будет рядом, когда он понадобится. Поэтому такие дети обостренно реагируют на разлуку, настороженно относятся к чужим и не очень готовы действовать самостоятельно, потому что не чувствуют себя в полной безопасности. Интересно, что у такого ребенка формируется неоднозначная реакция на возвращение матери: он и рад этому возвращению, и зол на то, что его бросили. Такие дети вырастают неуверенными в себе и в своих отношениях с другими людьми, часто они слишком сильно нуждаются в подтверждениях взаимности.
Тревожно-избегающий. Это самые независимые дети, которые не особенно расстраиваются из-за отсутствия матери. Такие младенцы рано столкнулись с холодом или отвержением со стороны опекающих взрослых. В отличие от предыдущего типа, здесь у ребенка не возникает избыточной потребности во внимании и заботе — наоборот, он перестает их ждать. Эти дети усваивают, что потребность в близости приводит к разочарованию, и стараются в дальнейшем обходиться без нее.
Дезорганизованный. Такие дети демонстрируют противоречивое поведение, они то тянутся к взрослым, то боятся, то бунтуют. Как правило, такой стиль поведения связан с серьезными психологическими травмами.
А что дальше?
Как показывают американские исследования (например, вот это), эти ранние типы привязанности влияют на формирование отношений со сверстниками. Если с ребенком не происходит ничего, рвущего сложившийся шаблон, эти модели поведения закрепляются. В 1980-х ученые Сидни Хазан и Филипп Шейвер зашли еще дальше и распространили теорию привязанности на взрослые романтические отношения — исходя из той логики, что гармоничные отношения в паре, так же как и отношения ребенка со значимым взрослым, — это безопасная база, которая помогает справляться с вызовами окружающей среды. У взрослых также выявили четыре типа привязанности, соответствующие детским моделям из классификации Мэри Эйнсворт.
Взрослые с надежным типом привязанности чаще других строят здоровые и сбалансированные романтические отношения. Они способны высоко ценить как себя, так и другого человека, формируют прочные связи, но остаются самодостаточными и не впадают в зависимость от партнера.
Тревожные недооценивают себя и переоценивают партнера, они часто склонны к созависимым отношениям и постоянно ищут подтверждения собственной значимости. К сожалению, такой стиль построения отношений в какой-то степени поощряется культурой: мы часто романтизируем всепоглощающую, жертвенную любовь, помещающую объект привязанности в центр Вселенной. С точки зрения психологов, такое «отношениецентричное» поведение — признак патологии, да и сам объект удушающей любви часто не в восторге от того, что стал чьим-то Вронским или Беатриче.
Избегающе-отвергающие — противоположность предыдущих: они считают себя самодостаточными и в идеа
ТИПЫ ПРИВЯЗАННОСТИ - привязанность к ребенку - запись пользователя Eлена (Ledesigner) в сообществе Психология в категории Библиотека. Статьи, очерки, полезная информация.
как установить ник в контактеТипы привязанности были впервые исследованы и описаны в конце 1960- гг. американо-канадским психологом Мэри Эйнсворт в ходе эксперимента «Незнакомая ситуация». В течение 72 часов исследователи наблюдали за мамами и детьми первого года жизни у них дома, обращая особое внимание на стиль взаимодействия в системе мать-дитя. Затем в возрасте 12 месяцев их приглашали в лабораторию, где за детками наблюдали в ситуации разделения с мамой (мама и малыш заходили в комнату, где уже находился незнакомец, мама начинала играть с малышом, а потом выходила, на последнем этапе малыш вообще оставался в комнате один). М. Эйнсворт выделила несколько типов реакции малышей.
1. Безопасная (надежная) привязанность. Выражается в том, что с мамой ребенку хорошо, поскольку она чутко реагирует на его потребности и удовлетворяет их. Если мама уходит, малыш беспокоится, расстраивается, но потом достаточно легко отвлекается на игрушки и интересные занятия. Когда же мама возвращается – он кидается к ней на руки, быстро успокаивается, а затем продолжает свои дела. Это говорит о сильной потребности в близости с ней. Считается и подтверждается жизнью, что детки с «безопасной привязанностью» более активны, открыты, самостоятельны, интеллектуально развиты и верят в свои силы. Ведь у них вырабатывается чувство, что они защищены, у них есть надежный тыл («надежная база» - по выражению М. Эйнсворт). Они уверены в постоянстве и доступности родителя, поэтому могут расслабиться и исследовать окружающий мир.Наиболее важный фактор для формирования надежной привязанности – эмоциональная доступность мамы, ее сензитивность, способность откликаться на сигналы малыша, устанавливать с ним зрительный контакт, синхронизировать действия, вести диалог. Большое значение имеют также личные качества мамы – уверенность в себе и правильности собственных действий (и способность не терять эту уверенность в трудных ситуациях), доверие к себе и людям, умение регулировать свое состояние, расставлять приоритеты, выстраивать отношения.
2. Амбивалентная (сопротивляющаяся) привязанность. Выражается в том, что даже в присутствии мамы малыш тревожен и не уверен в себе. Когда мама уходит, эта тревога повышается еще больше. Когда мама возвращается, малыш бежит к ней, но не для того, чтобы обнять, а чтобы выразить свою обиду – укусить, ударить. Поведение таких детишек все время двойственно. Они одновременно и отчаянно добиваются контакта, и сопротивляются ему. То ластятся, то сердито отталкивают родителя и сами страдают от этого. Такой тип привязанности формируется на фоне напряженности, непоследовательности, непредсказуемости мамы, которая то чрезмерно внимательна к ребенку, то игнорирует, то взрывается и обижает его, делая и то, и другое, и третье в зависимости от своего настроения, лишая тем самым ребенка возможности понять, можно ли на нее положиться, будет ли она рядом, если понадобится?
Взрослея, «амбивалентные» детки сохраняют внутреннюю тревожность и зависимость. Часто они чувствуют себя одинокими, никому ненужными. А иногда неосознанно «цепляют» родителей, стараясь раздражить их и спровоцировать на наказания, чтобы быть в центре внимания.
3. Избегающая привязанность. Выражается в том, что такие малыши выглядят очень уверенными и самостоятельными, но при этом их контакты с мамой редки, они их даже избегают. На уход и приход мамы они вообще никак не реагируют, оказываясь у нее на руках, отстраняются, как бы отрицая какие-либо чувства к ней. Эта безразличная, сдержанная, даже отвергающая манера («мне никто не нужен») – на самом деле способ защитить себя, попытка забыть о своей потребности в матери, которая – как выясняется – неотзывчива, нечувствительна и скупа на проявления любви. Мамы «избегающих» деток, как правило, редко берут их на руки, не выражают эмоций, часто оставляют на попечение других людей, активно вмешиваются в игры, говоря «что нужно» и «как правильно».
Вырастая, такие дети стремятся эмоционально отгородиться от «ранящего» мира, не могут поверить другим настолько, чтобы установить с ними близкие, доверительные отношения. Внешне они выглядят подчеркнуто независимыми, даже самонадеянными, однако глубоко внутри сильно неуверенны в себе. Их «черствость», эмоциональная недоступность, критичность, установка «никому нельзя доверять», неумение сострадать, раскрыться даже перед самыми близкими людьми – все та же защита, уходящая корнями в раннее детство. Они ведут себя так для того, чтобы никогда больше не испытывать запредельную боль отвержения.
4. Дезорганизованная привязанность. Ее еще называют «выжженная душа». Этот тип не был описан у Эйнсворт. Выражается в том, что при уходе матери ребенок застывает, а при ее возвращении убегает от нее. «Дезорганизованный» тип отношений характерен для детей, которых систематически бьют, над которыми издеваются. В таких семьях часто встречается крайне жёсткий, даже жестокий отец и слабая мать, неспособная защитить ребёнка. Либо такие дети растут у депрессивных матерей, которые большую часть времени вообще никак не реагируют на ребенка, а когда реагируют – то агрессивно. Детям с этим типом привязанности свойственны хаотические, непредсказуемые эмоции и реакции.
5. Симбиотическая привязанность (смешанный тип). Такие детки не отпускают мам от себя ни на шаг, постоянно привлекают к себе их внимание, проверяют включенность, заглядывают в глаза («а ты точно-точно меня любишь?»), очень болезненно реагируют на то, что мама отворачивается от них, общается с кем-то еще.
Симбиотическая привязанность формируется, как правило, в семьях с очень тревожными мамами, которые ориентируются на некие «правильные» представления о воспитании, стараются избежать ошибок и уверены в небезопасности окружающего мира. У них самих очень сильная сепарационная тревога и необходимость в постоянном подтверждении: только со мной моему малышу будет хорошо. Однако при этом на потребности ребенка они отвечают лишь при прямом зрительном контакте и выраженных сигналах в виде, например, плача. Дети у таких мам тоже вырастают тревожными. Им трудно отделиться от мамы и понять, кто они на самом деле.Что здесь еще хотелось бы отметить? Сформированный в младенчестве тип привязанности – не вечный, он динамичен и может меняться в зависимости от различных факторов. Например, заботливая бабушка, внимательная, неравнодушная няня способны «развернуть» ребенка с избегающей привязанностью, дав ему опыт безопасной близости, доступности и тепла. И наоборот, надежный тип привязанности может по мере взросления ребенка приобретать черты амбивалентной или избегающей из-за травматичной разлуки с мамой, конфликтов в семье, разводов, многочисленных переездов или утраты близких родственников.
Тем не менее, это та основа, на которой затем происходит дальнейшее развитие психических процессов и личности ребенка.Как я уже говорила, мы переносим сложившуюся модель привязанности на отношения с другими людьми. Т.е. чему научились в детстве, с тем и живем, то и воссоздаем – с партнерами, друзьями, детьми (продолжение следует).
Ирина Чеснова, http://chesnova.livejournal.com/104630.html
4 стиля привязанности у детей
Экология жизни. Дети: Именно благодаря формирующейся привязанности ребёнок приспосабливается к матери, к её реакциям, а у матери в ответ...
Исследования привязанности начались с теории Фрейда о любви, но отцом теории привязанности принято считать другого исследователя.
Джон Боулби, посвятив привязанности обширные исследования, охарактеризовал её как «устойчивую психологическую связь между людьми». В дополнение к этому он счёл, что привязанность имела важное значение для эволюции: она помогала выжить.
«Склонность образовывать сильные эмоциональные связи с другими есть основной элемент человеческой природы» (Боулби, 1988).
Какой бывает привязанность у детей
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
У младенца возникновению привязанности способствует врождённая необходимость связи с человеком, который обеспечивает удовлетворение его биологических потребностей в тепле, пище, физической защите.
Не менее важным для нормального развития ребёнка и его привязанностей является психологический комфорт, который формирует у ребёнка чувство защищённости и доверия к окружающему миру.
Таким образом, именно благодаря формирующейся привязанности ребёнок приспосабливается к матери, к её реакциям, а у матери в ответ на демонстрацию «отношенческой» активности младенца формируется устойчивая привязанность к нему с адекватным желанием заботиться о ребёнке.
Этот постулат описывает значимость зрелости материнского поведения, как основы формирования привязанности у ребёнка, что равноценно базису его психического здоровья.
Именно поэтому так важен опыт первого года жизни, он является определяющим для психологического, социального и личностного развития ребёнка на протяжении всей его дальнейшей жизни в результате закрепления чувства экзистенциальной безопасности и навыков решения сложных ситуаций и является основой психического здоровья растущей личности.
Ниже будут приведены основные стили привязанности, но важно оговориться, что стили привязанности, сформированные в детстве, не обязательно идентичны тем, что проявляются во взрослой жизни, здесь большую роль играет промежуточный опыт и то, каким он будет у человека.
Надежный стиль
Дети с этим стилем привязанности обычно сильно расстраиваются, когда их покидают взрослые, и счастливы, когда те возвращаются. Когда они напуганы, то будут искать утешение именно у взрослых. Несмотря на то, что эти дети могут утешиться в присутствии других людей, они явно предпочитают родителей незнакомым людям.
Родители детей с надёжным стилем привязанности, как правило, больше играют со своими детьми. Кроме того, эти родители более оперативно реагируют на потребности своих детей, чем родители детей с избегающим стилем.
Исследования показали, что дети с надёжным стилем менее разрушительны, менее агрессивны и проявляют большую зрелость, чем дети с тревожно-амбивалентным или избегающим стилем привязанности.
Взрослые с надёжным стилем привязанности имеют доверительные и долгосрочные отношения. Таких людей характеризуют высокая самооценка, наслаждение близкими отношениями, стремление к социальной поддержке и способность поделиться чувствами с другими людьми.
Тревожно-амбивалентный стиль
В процессе диагностики видно, как такие дети очень сильно огорчаются после ухода матери, а после её возвращения цепляются за нее, но практически сразу же её отталкивают.
В незнакомой ситуации эти младенцы держатся близко к матери, беспокоясь по поводу её местонахождения, при этом практически не занимаются исследованиями пространства.
Они приходят в крайнее волнение, когда мать покидает комнату, и проявляют заметную амбивалентность по отношению к ней, когда она возвращается (то приближаясь к ней, то сердито отталкивая её).
Амбивалентность взаимоотношений с матерью проявляется в том, что ребёнок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому — «привязанность–отвержение» — попеременно, а иногда практически одновременно.
Часто такая форма поведения приобретает черты негативной невротической привязанности, когда ребёнок постоянно, но неосознанно «цепляет» родителей, стараясь раздражать их и провоцируя родителей на наказания, в поиске «суррогата» привязанности, эрзац-внимания: необходимости разрешать постоянно возникающие проблемы вследствие неадекватного поведения ребёнка.
Такой тип привязанности формируется в результате пренебрежительно-гиперопекающего типа воспитания.
Амбивалентный, тревожно-сопротивляющийся тип привязанности характерен для детей, чьи родители непоследовательны. Они то «заласкивают» ребёнка, то взрываются, обижают его, часто несправедливо наказывают, бьют, делая и то, и другое бурно и без объективных причин. Этим родители (преимущественно мать, так как отец часто в таких случаях либо отсутствует, либо не принимает участия в непосредственном воспитании ребёнка) лишают ребёнка возможности как понять родительское поведение и приспособиться к нему, так и осознать родительское отношение к себе.
Избегающий стиль
Дети с избегающим стилем привязанности стремятся избегать родителей и воспитателей. Это избегание часто особенно заметно после периода разлуки.
Эти дети не способны отказаться от внимания родителей, но и не ищут заботы или контакта.
Дети с избегающей привязанностью не оказывают предпочтения родителям перед совершенно незнакомым человеком.
В зрелом возрасте они, как правило, испытывают трудности с интимными и близкими отношений. Эти люди не вкладывают эмоции в отношения и мало огорчаются, когда они заканчиваются. Они часто избегают близости с помощью отговорки (например, работы) или могут фантазировать о других людях во время секса.
Исследования также показали, что взрослые с избегающим стилем привязанности более склонны к случайному сексу; они неспособны поддержать партнеров в стрессовых ситуациях, разделить с ними чувства, мысли и эмоции.
Дезорганизованный стиль
Дети с этим стилем привязанности выказывают отсутствие чёткой модели поведения. Их действия и ответы на поведение воспитателей часто непредсказуемы — они могут как избегать контакта, так и оказывать сопротивление. Эти дети часто смущены присутствием взрослого или выказывают опасение.
Мэйн и Соломон (1986) предположили, что фактором, определяющим формирование этого стиля привязанности может быть непоследовательность со стороны родителей, жестким воспитанием или физическими наказаниями.
Позже Мэйн и Гессе (1990) утверждали, что такие родители своим поведением вызывают в ребёнке страх и неуверенность: когда ребёнок чувствует одновременно заботу и угрозу со стороны родителей, он начинает путаться.
Вырастают такие дети во взрослых, которым не нужно, чтобы их любили, им нужно чтобы их боялись.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Типы привязанности, Психология – Гештальт Клуб
В течение 72 часов исследователи наблюдали за мамами и детьми первого года жизни у них дома, обращая особое внимание на стиль взаимодействия в системе мать-дитя. Затем в возрасте 12 месяцев их приглашали в лабораторию, где за детками наблюдали в ситуации разделения с мамой (мама и малыш заходили в комнату, где уже находился незнакомец, мама начинала играть с малышом, а потом выходила, на последнем этапе малыш вообще оставался в комнате один).
М. Эйнсворт выделила несколько типов реакции малышей.
1. Безопасная (надежная) привязанность.
Выражается в том, что с мамой ребенку хорошо, поскольку она чутко реагирует на его потребности и удовлетворяет их. Если мама уходит, малыш беспокоится, расстраивается, но потом достаточно легко отвлекается на игрушки и интересные занятия. Когда же мама возвращается – он кидается к ней на руки, быстро успокаивается, а затем продолжает свои дела. Это говорит о сильной потребности в близости с ней. Считается и подтверждается жизнью, что детки с "безопасной привязанностью" более активны, открыты, самостоятельны, интеллектуально развиты и верят в свои силы. Ведь у них вырабатывается чувство, что они защищены, у них есть надежный тыл ("надежная база" – по выражению М. Эйнсворт). Они уверены в постоянстве и доступности родителя, поэтому могут расслабиться и исследовать окружающий мир.
Наиболее важный фактор для формирования надежной привязанности – эмоциональная доступность мамы, ее сензитивность, способность откликаться на сигналы малыша, устанавливать с ним зрительный контакт, синхронизировать действия, вести диалог. Большое значение имеют также личные качества мамы – уверенность в себе и правильности собственных действий (и способность не терять эту уверенность в трудных ситуациях), доверие к себе и людям, умение регулировать свое состояние, расставлять приоритеты, выстраивать отношения.
2. Амбивалентная (сопротивляющаяся) привязанность.
Выражается в том, что даже в присутствии мамы малыш тревожен и не уверен в себе. Когда мама уходит, эта тревога повышается еще больше. Когда мама возвращается, малыш бежит к ней, но не для того, чтобы обнять, а чтобы выразить свою обиду – укусить, ударить. Поведение таких детишек все время двойственно. Они одновременно и отчаянно добиваются контакта, и сопротивляются ему. То ластятся, то сердито отталкивают родителя и сами страдают от этого. Такой тип привязанности формируется на фоне напряженности, непоследовательности, непредсказуемости мамы, которая то чрезмерно внимательна к ребенку, то игнорирует, то взрывается и обижает его, делая и то, и другое, и третье в зависимости от своего настроения, лишая тем самым ребенка возможности понять, можно ли на нее положиться, будет ли она рядом, если понадобится?
Взрослея, "амбивалентные" детки сохраняют внутреннюю тревожность и зависимость. Часто они чувствуют себя одинокими, никому ненужными. А иногда неосознанно "цепляют" родителей, стараясь раздражить их и спровоцировать на наказания, чтобы быть в центре внимания.
3. Избегающая привязанность.
Выражается в том, что такие малыши выглядят очень уверенными и самостоятельными, но при этом их контакты с мамой редки, они их даже избегают. На уход и приход мамы они вообще никак не реагируют, оказываясь у нее на руках, отстраняются, как бы отрицая какие-либо чувства к ней. Эта безразличная, сдержанная, даже отвергающая манера ("мне никто не нужен") – на самом деле способ защитить себя, попытка забыть о своей потребности в матери, которая – как выясняется – неотзывчива, нечувствительна и скупа на проявления любви. Мамы "избегающих" деток, как правило, редко берут их на руки, не выражают эмоций, часто оставляют на попечение других людей, активно вмешиваются в игры, говоря "что нужно" и "как правильно".
Вырастая, такие дети стремятся эмоционально отгородиться от "ранящего" мира, не могут поверить другим настолько, чтобы установить с ними близкие, доверительные отношения. Внешне они выглядят подчеркнуто независимыми, даже самонадеянными, однако глубоко внутри сильно неуверенны в себе. Их "черствость", эмоциональная недоступность, критичность, установка "никому нельзя доверять", неумение сострадать, раскрыться даже перед самыми близкими людьми – все та же защита, уходящая корнями в раннее детство. Они ведут себя так для того, чтобы никогда больше не испытывать запредельную боль отвержения.
4. Дезорганизованная привязанность.
Ее еще называют "выжженная душа". Этот тип не был описан у Эйнсворт. Выражается в том, что при уходе матери ребенок застывает, а при ее возвращении убегает от нее. "Дезорганизованный" тип отношений характерен для детей, которых систематически бьют, над которыми издеваются. В таких семьях часто встречается крайне жёсткий, даже жестокий отец и слабая мать, неспособная защитить ребёнка. Либо такие дети растут у депрессивных матерей, которые большую часть времени вообще никак не реагируют на ребенка, а когда реагируют – то агрессивно. Детям с этим типом привязанности свойственны хаотические, непредсказуемые эмоции и реакции.
5. Симбиотическая привязанность (смешанный тип).
Такие детки не отпускают мам от себя ни на шаг, постоянно привлекают к себе их внимание, проверяют включенность, заглядывают в глаза ("а ты точно-точно меня любишь?"), очень болезненно реагируют на то, что мама отворачивается от них, общается с кем-то еще.
Симбиотическая привязанность формируется, как правило, в семьях с очень тревожными мамами, которые ориентируются на некие "правильные" представления о воспитании, стараются избежать ошибок и уверены в небезопасности окружающего мира. У них самих очень сильная сепарационная тревога и необходимость в постоянном подтверждении: только со мной моему малышу будет хорошо. Однако при этом на потребности ребенка они отвечают лишь при прямом зрительном контакте и выраженных сигналах в виде, например, плача. Дети у таких мам тоже вырастают тревожными. Им трудно отделиться от мамы и понять, кто они на самом деле.
Что здесь еще хотелось бы отметить? Сформированный в младенчестве тип привязанности – не вечный, он динамичен и может меняться в зависимости от различных факторов. Например, заботливая бабушка, внимательная, неравнодушная няня способны "развернуть" ребенка с избегающей привязанностью, дав ему опыт безопасной близости, доступности и тепла. И наоборот, надежный тип привязанности может по мере взросления ребенка приобретать черты амбивалентной или избегающей из-за травматичной разлуки с мамой, конфликтов в семье, разводов, многочисленных переездов или утраты близких родственников.
Тем не менее, это та основа, на которой затем происходит дальнейшее развитие психических процессов и личности ребенка.
Как я уже говорила, мы переносим сложившуюся модель привязанности на отношения с другими людьми. Т.е. чему научились в детстве, с тем и живем, то и воссоздаем – с партнерами, друзьями, детьми.