Альберт бандура вклад в психологию: Альберт Бандура — Психологос

Альберт бандура вклад в психологию: Альберт Бандура — Психологос

Содержание

Альберт Бандура — Психологос

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в Манделе, небольшой деревне на севере Канады. Он был единственным сыном в большой семье, у него было пять старших сестер. Школьные годы Бандура провел в большой школе, весь курс которой вели всего два учителя, очень сильно перегруженные работой. Вся ответственность за получение знаний, фактически, лежала на самих учениках. Это, однако, не помешало многим выпускникам школы поступить в университеты по всему миру.

После окончания средней школы Бандура работал в Уайтхорсе в Юконе на восстановлении шоссе штата Аляска. Его товарищи по работе представляли собой пестрое сборище разного рода деликвентных личностей. Здесь, наверное, Бандура получил первые знания по психопатологии.

Проработав таким образом один год, Бандура переместился в более теплый климат и поступил в университет Британской Колумбии. Там он получил степень бакалавра по психологии.

Свое образование Бандура продолжил в университете штата Айова.

Здесь в 1951 году он защитил магистерскую, а в 1952 — докторскую диссертацию. Далее Бандура работал преподавателем в Стэнфордском университете, где получил профессорскую степень.

Еще будучи студентом в Айове Бандура познакомился с Вирджинией Варнс, после свадьбы у них родились две дочери — Кэрол и Мэри, подарившие ему внуков Энди и Тима.

В научном мире работы Бандуры по моделированию, самоэффективности и подростковой агрессии широко известны. Он — автор более 6 книг, создатель теории социального научения, обладатель множества почетных наград. В 1974 году Бандура был избран президентом Американской психологической ассоциации, являлся Почетным президентом канадской психологической ассоциации.

Основной вклад Альберта Бандуры в психологию — Теория социального научения, включая следующие главные пункты:

  • Обучение через наблюдение чужого поведения, обучение на моделях поведения
  • Косвенное подкрепление
  • Самоконтроль, самоподкрепление, самонаказание
  • Самоэффективность

Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это — и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения попытался дать новую интерпретацию агрессии („Agression: A Social Learning Analysis“. Englewood Cliffts, 1973).

Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии („Adolescent Aggression“, N.Y., 1959 (совм. с Walters R.H.)).

Проводя исследование на маленьких детях, где показывал им фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций.

В рамках традиции изучения личности вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения („Principles of Behavior Modification“, N.Y., 1969). Литература.

Публикации

  • Принципы модификации поведения, 1969
  • Теория социального научения, 1971

Бандура Альберт



Бандура Альберт

1925-1988

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Альберт Бандура

Бандура (Bandura) Альберт (1925-1988) — американский психолог, автор теории социального научения.

Биография. В 1949 г. окончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение по клинической психологии в Университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Стэнфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973 г. — профессор социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Дж. Миллера и Дж. Долларда, значительное влияние на него оказал К. У. Спенс. Исследования. Начав с методологии «стимул—реакция», Бандура пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор.
Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди). Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это — и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения) и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения, попытался дать новую интерпретацию агрессии (Aggression: A Social Learning Analysis.
Englewood Cliffts, 1973). Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения, на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии (Adolescent Aggression. N. Y„ 1959 (et Walters R. H.)). Проводя исследование с участием маленьких детей, когда им показывали фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих изысканий пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций.
В рамках традиции изучения личности вклад А. Бандуры заключается прежде всего в том, что в экспериментальном исследовании он переместил внимание с обобщенных черт характера на ситуационно-специфические формы поведения (Principles of Behavior Modification. N. Y., 1969).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 54-55.


Сочинения:

The stormy decade: fact of fiction // Psychology in the School. 1964. N 1; Influence of models reinforcement contingencies on the acquisition of imitative responses //Journal of Personality and Social Psychology. 1965. N 1; Social Learning and Personality Development, N. Y., 1965 (совм. с Walters R. H.), в рус. пер. (част.): Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. М., 1984; Vicarious processes: a case of no-trial learning // Advances in experimental social psychology. N. Y., 1965. V. 2; Vicarious extinction of avoidance behavior (совм.

с Grusec J., Menlove F. L.) // Journal of Personality and Social Psychology. 1967. N 5; Social-learning theory of identificatory processes // Handbook of Socialization Theory and Research. Chicago, 1969; Principles of Behavior Modification. N. Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1969; Psychotherapy based upon modeling principles // (Ed.) Berditi A. E. et al. Handbook of psychotherapy and Behavior change. N. Y., 1971; Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. 1977. N 84; Self-referent thought: A development analysis of self-efficacy // (Ed.) Flavell J. H., Ross L. Social cognitive development: Frontiers and possible futures. N. Y., 1981; Теория социального научения, СПб.: Алетейа, 2001.

Литература:

Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе: Теоретические направления. М., 1978; Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998; А. Бандура // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Фрейджер Р., Фейдимен Дж, Личность: теории, эксперименты, упражнения, СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Биография Альберта Бандуры и его влияние на социальную психологию

Откройте для себя свои сильные стороны и раскройте свой потенциал с помощью

Панель знаний

Credits:albertbandura. com , 1925, Мундаре, Альберта, Канада

Кто он: Альберт Бандура — канадско-американский психолог и почетный профессор социальных наук в области психологии Стэнфордского университета. Опрос 2002 года поставил его самым часто цитируемым живым психологом и четвертым за все время.

Известен: Разработка социальной когнитивной теории (социальной теории обучения), терапии и психологии личности.

Бандура является создателем эксперимента с куклой Бобо (1961 г.), который стал основой для многочисленных исследований социального обучения и поведения.

Он считается величайшим и самым влиятельным из ныне живущих психологов. Его работа стала основой для развития таких направлений психологии, как теория социального научения, когнитивная теория, реципрокный детерминизм и когнитивно-поведенческая психология.

Известная цитата: «Люди, у которых есть чувство собственной эффективности, оправляются от неудач; они подходят к вещам с точки зрения того, как с ними справиться, а не беспокоятся о том, что может пойти не так». – Альберт Бандура

Награды:

  • он был избран членом Американской академии искусств и наук в 1980 году
  • он получил награду за выдающийся научный вклад от Американской психологической ассоциации в 1980 году за новаторские исследования в области саморегулируемого обучения
  • в 2001 году он получил Премию за заслуги перед жизнью от Ассоциации развития поведенческой терапии
  • он является лауреатом Премии за выдающийся вклад в психологию от Американской психологической ассоциации и Премии за заслуги в жизни от Западной психологической ассоциации
  • в 2014 году он был удостоен звания офицера Ордена Канады «за фундаментальный вклад в социальную психологию, особенно за раскрытие влияния наблюдения на человеческое обучение и агрессию» 9.0042
  • в 2016 году он был награжден Национальной медалью науки президента Барака Обамы

Самой популярной теорией, которую разработал Альберт Бандура, является теория социального обучения. Сначала она называлась теорией социального обучения (SLT), а позже была разработана и переименована в теорию социального познания.

Теория вводит важность наблюдения и моделирования поведения и реакций других людей и подчеркивает необходимость внимания, мотивации и памяти, т. е. выявляет когнитивные факторы, определяющие процессы обучения.

Теория социального научения Альберта Бандуры состоит из 4 основных принципов:

  1. Внимание – Поведение должно вызывать интерес учащихся. Они должны быть сосредоточены на задаче.
  2. Запоминание – Чтобы вспомнить то, что они узнают, учащиеся должны усвоить и осознать информацию.
  3. Воспроизведение – При правильном осмыслении и усвоении информации человек может воспроизвести ее без особых усилий.
  4. Мотивация — Без внутреннего желания научиться чему-то, чтобы подражать поведению других, учащийся будет запоминать информацию механически.

Да, Альберт Бандура умер 28 июля 2021 года в возрасте 95 лет. Он скончался, когда спал в своем доме в Стэнфорде.

Официального подтверждения точной причины его смерти до сих пор нет, но одно можно сказать наверняка – все научное сообщество было потрясено, узнав о смерти основателя этого легендарного психолога и основоположника теории социального обучения .Эксперимент с куклой Бобо, проведенный в 1961 Альберта Бандуры — классический эксперимент в области социальной психологии. В этом исследовании Бандура хотел продемонстрировать, что дети могут научиться социальному поведению, такому как агрессия, в результате наблюдения.

В своем эксперименте исследователи оскорбляли клоунскую игрушку по имени Бобо физически и словесно, пока дети дошкольного возраста наблюдали за ней. После эксперимента дети стали учиться этому агрессивному поведению и точно так же привязывались к кукле.

С помощью этого эксперимента Бандура доказал, что дети обоих полов ведут себя более агрессивно, подвергаясь агрессивному поведению. Это открытие укрепило его теорию социального научения. Альберт Бандура — основатель одной из самых влиятельных теорий в социальной психологии — теории социального научения. В этой теории автор указывает на важность моделирования, наблюдения и имитации действий, эмоциональных реакций и установок других людей.

Согласно теории социального научения, люди учатся новому поведению на основе того, что видят в своем окружении. Помимо факторов окружающей среды, Бандура считает, что когнитивные влияния имеют решающее значение в процессе обучения человека, потому что учащиеся должны усвоить то, что они наблюдают, чтобы научиться поведению.

В целом, теория социального обучения представляет собой важную теоретическую основу для понимания того, как люди учатся посредством процессов наблюдения и моделирования.

Кто такой Альберт Бандура и что он из себя представляет

Наблюдение за поведением людей в различных социальных средах — вот что Альберт Бандура привел его в психологию.

Когда он углубился в психологию, его привлекла работа Роберта Сирса, посвященная семейным предшественникам социального поведения и идентификационному обучению.

Это привело к началу его первого крупного исследования человеческой мотивации и роли в ней социального моделирования.

Поэтому вместе со своим первым докторантом Стэнфордского университета Ричардом Уолтерсом они занялись изучением социального обучения и агрессии.

Они продемонстрировали, что роль социального моделирования (наблюдение за поведением других и склонность к его подражанию) имеет решающее значение для развития человеческого поведения.

Их результаты привели к исследовательской программе, которая установила определяющие точки и механизмы обучения через наблюдение.

Из того, что тогда было наблюдательным обучением, позже была разработана целая теория. А именно, она послужила основой для Теории социального обучения, которая показала, что дети могут и действительно учатся через подражание, то есть социальное моделирование.

Благодаря работе профессора Бандуры у нас появилось более осмысленное понимание человеческого поведения и опыта.

Он оказал огромное влияние на развитие психологии, особенно позитивной психологии, благодаря своим исследованиям в области социальной когнитивной теории и самоэффективности.

Теория социального обучения (SCT)

Теория социального обучения фокусируется на важности наблюдения, подражания и обучения у других .

По сути, Бандура предполагает, что дети, в частности, могут быть сильно затронуты и затронуты на когнитивном уровне, просто пытаясь имитировать поведение, эмоциональные реакции и отношения других.

Теория рассматривает как элементы окружающей среды, так и когнитивные элементы как факторы, влияющие на обучение и поведение людей.

Бандура поддерживал существующие бихевиористские теории обучения, которые предлагали классическое обусловливание (два стимула, связанные вместе, создают новую, усвоенную реакцию) и оперантное обусловливание (поощрение и наказание).

Однако он добавил две важные идеи:

  1. Между стимулами и реакциями происходит опосредующий процесс;
  2. Через наблюдение дети учатся поведению.

Обучение через наблюдение

Основой для этой теории послужил знаменитый эксперимент Бандуры с куклой Бобо (Бандура, 1961 г.), который показывает, как дети ведут себя и подражают окружающим (так называемые модели).

Эти модели могут быть членами семьи, медийными персонажами, сверстниками или любым взрослым, который проводит больше времени с детьми, например учителями. Бандура сделал три важных вывода из своего исследования.

Первый , как показывают результаты эксперимента, дети более склонны подражать тем людям, которых они считают похожими на себя.

Второй   пункт выводов заключается в том, что дети с большей вероятностью имитируют поведение одного и того же пола, хотя это и не обязательно.

Однако последствия имитируемого поведения побуждают детей имитировать такое поведение или в конечном итоге прекращают его.

Когда последствия вознаграждаются, они усиливаются. Если детей накажут за такое поведение, они, скорее всего, прекратят процесс.

Процесс подкрепления может быть положительным или отрицательным, внешним или внутренним.

Внешнее подкрепление — это когда дети ищут одобрения в своем окружении, а внутреннее подкрепление — это когда ребенок чувствует себя счастливым. Положительное подкрепление повлияет, если оно соответствует потребностям ребенка.

В-третьих , когда ребенок решает моделировать определенное поведение, он учитывает последствия, которые происходят с другим человеком.

Другими словами, если действие брата или сестры вознаграждается (получает подкрепление) и их поведение является копируемой моделью, то у ребенка (учащегося) возникает дополнительная мотивация к копированию, как если бы он сам был вознагражден.

Этот тип обучения через других людей называется замещающим обучением.

Посреднические процессы

Теория социального обучения фокусируется на ментальных (когнитивных) факторах и их влиянии на процесс обучения, поэтому ее обычно считают связующим звеном между бихевиоризмом и когнитивным подходом.

Согласно Бандуре, учащиеся обрабатывают информацию и благодаря когнитивным процессам видят связь между своим поведением и вытекающими из него последствиями.

Это просто означает, что не каждое поведение мгновенно имитируется, но некоторые психические факторы влияют на реакцию (поведение) до того, как оно действительно произойдет.

Бандура определил четыре посреднических процесса:

  1. Внимание – Учащиеся (дети) наблюдают различные виды поведения, но не все из них имитируются. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы поведение привлекало внимание учащегося.

  2. Запоминание – относится к воспоминаниям учащегося об определенном поведении. Естественно, чтобы скопировать определенное поведение, его необходимо хорошо запомнить, поэтому большинство моделей поведения усваиваются через определенный период времени.

  3. Воспроизведение – Это физическая или умственная способность учащегося воспроизводить желаемую деятельность. Это может показаться учащемуся привлекательным, и он/она может захотеть вести себя определенным образом. Однако если человеку не хватает навыков для его воспроизведения, вероятность того, что он будет скопирован, меньше. Подумайте, например, об упражнениях по гимнастике и о требованиях к навыкам, необходимым для них.

  4. Мотивация – Это внутреннее желание или воля человека копировать поведение. Он включает в себя рассмотрение поощрений и наказаний и последствий, которые они будут иметь для учащегося.

Критическая оценка

В своей теории социального научения Бандура показал, что опосредующие процессы играют важную роль при принятии решения о том, будет ли имитироваться определенное поведение или нет.

Его теория позволила глубоко проникнуть в суть социально сложного и морального поведения, которое не могла объяснить традиционная теория обучения.

Однако его теория была предметом критики, так как могла найти объяснение того, как мы создаем глубокие эмоции и мысли. Ему не удалось распознать связь между природой и воспитанием и предложить более глубокое понимание широкого спектра поведения.

Это привело к модификации теории социального научения в 1986 году, и она была названа теорией социального познания.

Эксперимент с куклой Бобо

Альберт Бандура проводил свои эксперименты с куклой Бобо с 1961 по 1963 год. взрослые, служившие моделями, и дети в возрасте до 52 мес (36 мальчиков и 36 девочек), поведение которых изучалось.

Он выполнял различные варианты экспериментов, в ходе которых измерялось, как дети реагируют на различные виды поведения.

Одна группа детей увидела, как взрослая модель демонстрирует агрессивное поведение по отношению к кукле Бобо. Другая группа была контрольной. Третья группа просто смотрела, как взрослая модель играет с куклой Бобо.

Группа, которая была свидетелем агрессивного поведения, включая удары и удары кулаком по кукле, а также использование бранных и оскорбительных выражений, показала наибольшую склонность к агрессивному поведению после раздражения.

Эксперименты показали, что те дети, которые были свидетелями агрессивного поведения, чаще сами проявляли агрессивное поведение, используя такие же агрессивные слова или действия.

Кроме того, результаты показали, что дети склонны подражать агрессивному поведению однополых моделей, что подтвердило предсказание Бандуры о том, что на детей влияют люди, которых они находят похожими, в том числе гендерно-подобными.

Наконец, результаты показали, что мужчины склонны имитировать агрессивное поведение более чем в два раза по сравнению с женщинами.

Эксперименты с куклой Бобо показали, что поведение усваивается путем наблюдения и имитации, вопреки утверждению бихевиористов, что оно зависит от вознаграждения или наказания.

Ни один из детей, участвовавших в экспериментах с куклами Бобо, не получил положительного или отрицательного подкрепления. Они просто пытались имитировать то, что наблюдали.

Агрессия – классическое и оперантное обусловливание

Руководствуясь выводами, сделанными в результате эксперимента с куклой Бобо, Бандура предложил новые взгляды на то, как создается поведение.

Он счел, что классическое и операционное обусловливание неадекватны, поскольку предложенный ими поведенческий паттерн был неадекватным.

А именно, классическое обусловливание (обусловливание по Павлову) утверждало, что два стимула создают новую, заученную реакцию.

Типичным примером является слюнотечение собак каждый раз, когда они слышат звук колокольчика, так как этот звук они слышали во время кормления.

Джон Ватсон развил идею о том, что этот процесс объясняет все стороны человеческой психологии, т. е., начиная от речи и заканчивая эмоциями, все было системой стимулов и реакций.

Ни один из психологов, поддержавших это утверждение, не рассматривал когнитивные процессы.

Другая теория обучения, существовавшая в то время, была разработана Б. Ф. Скиннером. Этот метод обучения фокусируется на последствиях реакции как на условии сохранения поведения.

Другими словами, посредством оперантного обусловливания любое подкрепляемое (вознаграждаемое) поведение, скорее всего, будет повторяться, в то время как наказуемое поведение, скорее всего, подчинится.

Однако в своей книге «Агрессия: анализ социального обучения» (1973) Бандура дает подробное объяснение того, почему и как важны психические процессы и как они формируют чье-то решение о приобретении определенного поведения.

Поскольку он ранее работал над теорией социального обучения и сделал выводы из эксперимента с куклой Бобо, центральное положение книги состоит в том, что человеческое обучение основано на социальных факторах.

Наблюдая за социальными моделями, люди (дети) активируют психические процессы, которые становятся частью их личности. Бандура утверждает, что когнитивные функции в сочетании со стимулами и реакциями создают сложное, аутентичное поведение.

Его взгляды указывали на тот факт, что телевидение и средства массовой информации могут иметь огромное влияние на то, как дети принимают и реагируют на насилие, и почему некоторые дети проявляют крайнюю склонность к насилию.

Теория социального познания (SCT)

Кредит:connect.springerpub.com/content/sgrrtnp/32/1/63

Теория социального познания (1986 г.) настройки, еще несколько исследований и еще несколько выводов.

Центральный тезис ПКТ состоит в том, что человеческое обучение представляет собой сложный социальный процесс, представляющий собой связь между личностью, окружающей средой и поведением.

В этой теории Бандура делает упор на окружение человека, а также на внутреннее и внешнее социальное подкрепление. SCT рассматривает прошлый опыт человека, который влияет на то, будет ли иметь место определенное поведение.

Эти переживания влияют на ожидания, подкрепления и психические процессы, которые определяют склонность человека к определенному поведению.

В своей книге «Социальные основы мысли и действия: теория социального познания» (1986) Бандура дает новое определение личности как саморегулирующейся, саморефлексирующей, активной и самоорганизующейся.

Он продвигает идею триадной взаимной причинности, которая определяет связь между человеческим поведением, окружающей средой и личными факторами (биологическими, аффективными и психическими) как взаимосвязанные и взаимные.

Акцент, который он делал на способности людей к саморегуляции и самоорганизации, лег в основу его следующей работы по самоэффективности.

Самоэффективность

Концепция самоэффективности была впервые представлена ​​Альбертом Бандурой и определяется как личное суждение о том, насколько эффективно человек может преодолевать препятствия, сталкиваясь с трудностями или пытаясь достичь целей.

Это личная вера в успех и выносливость в конкретной ситуации. Бандура утверждает, что есть четыре основных источника влияния, которые помогают людям развивать свою самоэффективность:

    1. Опыт мастерства (Результаты деятельности) – Опыт мастерства – это опыт, который люди получают, когда люди развивают новые навыки или начинают решать новые задачи, и насколько они успешны. Результаты деятельности являются наиболее влиятельными, поскольку они дают прямое представление о том, насколько успешно человек преодолевает трудности.

      Неудача — главный враг преодоления препятствий, и она может сильно повлиять на процесс, особенно если навыки не были приобретены должным образом.

    2. Заместительный опыт (социальные ролевые модели) – Это ситуация, когда люди видят, что их ролевые модели, которые, по их мнению, преуспевают в условиях, сходных с их собственными или связанных с ними.

      Этот процесс создает веру в то, что они тоже могут развить свои способности для достижения такого же успеха.

    3. Социальное убеждение — Любая форма поощрения и обратной связи от окружения человека представляет собой тип социального убеждения.

      Например, если кто-то скажет ребенку, что он может добиться чего угодно, он будет стремиться увидеть, как это выглядит в действии.

    4. Эмоциональные и физиологические состояния – Повышение самоэффективности намного сложнее, когда вы боретесь с эмоциональными или физическими проблемами. Поэтому, научившись справляться со стрессом и беспокойством, люди могут научиться повышать свою самоэффективность.

Ранняя жизнь и образование

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925, в Мундаре, Альберта, Канада. В городе, в котором он вырос, едва проживало 400 жителей, одна средняя школа и два учителя.

Ограниченные возможности получения образования в его родном городе сделали Бандуру независимым и высоко мотивированным в его стремлении добиваться труднодостижимых достижений.

Поддержка его родителей была жизненно важна для его стремления к новым знаниям и дала ему моральное поощрение для изучения возможностей за пределами родного города.

После окончания средней школы он отправился на Юкон, чтобы защитить Аляскинское шоссе от затопления. Наблюдение за рабочей субкультурой пьянства и азартных игр позже пробудило его интерес к человеческой психопатологии.

Однако он поступил на биологический факультет Университета Британской Колумбии, и его интерес к психологии возник случайно. А именно, поскольку он ехал на работу и прибыл раньше, он искал дополнительные занятия, чтобы скоротать время.

В конце концов, он наткнулся на уроки психологии, которые вызвали у него постоянный интерес.

Всего через три года, в 1949 году, Бандура получил степень в Университете Британской Колумбии, получив Болоканскую премию в области психологии.

Он продолжил обучение в Университете Айовы, который считался эпицентром теоретической психологии. Здесь он получил степень магистра в 1951 году и докторскую степень. в 1952 г.

Карьерный путь

Кредит: https://frasesdelavida.com/frases-de-albert-bandura/

После получения докторской степени. учебе, Бандура закончил докторантуру в Уичитском руководящем центре. Всего через год ему предложили должность в Стэнфордском университете, и с тех пор он остается на этой должности.

В 1974 году он был избран президентом Американской психологической ассоциации (АПА), крупнейшей в мире ассоциации такого рода.

Библиография и сочинения

Основные статьи: Социальные основы мысли и действия и самоэффективность (книга)

  • Бандура, А. (1997). Самоэффективность: осуществление контроля. Нью-Йорк: WH Фриман.
  • Бандура, А. (1986). Социальные основы мысли и действия: социальная когнитивная теория. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.

 

Другие его книги:

  • Bandura, A., & Walters, R.H. (1959). Подростковая агрессия. Рональд Пресс: Нью-Йорк.
  • Бандура, А. (1962). Социальное обучение через подражание. Университет Небраски Press: Линкольн, Небраска.
  • Бандура А. и Уолтерс Р. Х. (1963). Социальное обучение и развитие личности. Холт, Райнхарт и Уинстон, ИНК: Нью-Джерси.
  • Бандура, А. (1969). Принципы модификации поведения. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
  • Бандура, А. (1971). Психологическое моделирование: противоречивые теории. Чикаго: Альдин · Атертон.
  • Бандура, А. (1973). Агрессия: анализ социального обучения. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
  • Бандура, А., и Рибес-Инеста, Эмилио. (1976). Анализ делинквентности и агрессии. Lawrence Erlbaum Associates, INC: Нью-Джерси.
  • Бандура, А. (1977). Теория социального обучения. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
  • Бандура, А. (2015). Моральное отчуждение: как люди причиняют вред и живут с собой. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: стоит.
  • Бандура, А. (2011). Психотерапия как процесс обучения
Ссылки и ресурсы:

https://en.wikipedia.org/wiki/Albert_Bandura

https://webspace. ship.edu/cgboer/bandura.html

https://www.simplypsychology.org/ bandura.html

https://www.britannica.com/biography/Albert-Bandura

https://www.verywellmind.com/albert-bandura-biography-1925-2795537

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ

Albert Бандура (Биография + Эксперименты)

Альберт Бандура, пожалуй, один из величайших психологов всех времен. Он провел большую часть своей карьеры, изучая и преподавая социальную психологию в Стэнфордском университете.

Кто такой Альберт Бандура?

Альберт Бандура наиболее известен разработкой теории социального обучения (позже названной социальной когнитивной теорией), своими глубокими исследованиями самоэффективности, экспериментами с куклами Бобо и своими новаторскими книгами. Он также широко известен как один из самых влиятельных психологов всех времен.

Ранние годы Бандуры

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в Мундаре, Альберта. Отец Бандуры был из Польши, а мать из Украины. У него также было пять сестер, которые были старше его.

Родители Бандуры приехали в Канаду, когда они были подростками. Его отец работал в местной железнодорожной компании, а мать работала в городском универсальном магазине. Накопив достаточно денег, пара купила усадьбу на участке земли с густым лесом. Со временем они построили работоспособную ферму, убрав с участка достаточное количество деревьев и валунов.

Ни отец Бандуры, ни его мать не получали формального образования. Тем не менее, они оба считали образование очень важным. Помимо английского, отец Бандуры научился читать по-польски, по-немецки и по-русски. Он также играл на скрипке и работал в районном школьном совете.

Хотя в детстве семья Бандуры столкнулась со многими финансовыми трудностями, у них был очень позитивный взгляд на жизнь. Они были известны как трудолюбивые, отзывчивые и праздничные люди.

Уровень образования Бандуры

В ранние годы Бандуры в городе была только одна школа — государственная школа Мундаре. Это единственное учебное заведение дало ему как начальное, так и среднее образование. Как и следовало ожидать, у школы были очень ограниченные ресурсы. Тем не менее, Бандура максимально использовал свои обстоятельства, пока не закончил учебу в 1946 году.

В государственной школе Мундаре было в общей сложности восемь классных комнат, которые обслуживали всех учеников с 1 по 12 классы. Из-за нехватки места некоторым учителям приходилось учить два разных класса в одной комнате. Программа средней школы по математике преподавалась по единому школьному учебнику по математике. Всю школьную программу преподавали всего два учителя.

Хотя нехватка книг и учителей не была идеальной, она привела к некоторым положительным изменениям. Учащиеся государственной школы Мундаре должны были взять на себя ответственность за собственное образование. Для Бандуры и многих других студентов ситуация на самом деле сослужила им хорошую службу. Сам Бандура заявил: «Очень часто мы лучше разбирались в предметах, чем перегруженные работой учителя».

Родители часто поощряли Бандуру выезжать летом за пределы их маленького городка, чтобы он мог узнать что-то новое. Во время одного из летних каникул он приобрел столярные навыки после работы на мебельной фабрике в Эдмонтоне. После окончания средней школы почти все ученики государственной школы Мундаре были приняты в различные университеты по всему миру. Оглядываясь назад на свои школьные годы в Мундаре, Бандура был тронут, чтобы сказать, что «содержание большинства учебников скоропортящееся, но инструменты самоуправления со временем хорошо служат».

Летом после того, как Бандура окончил среднюю школу, он полетел на север, в город Уайтхорс на канадской территории Юкон. Он отправился туда, чтобы заделать ямы на шоссе Аляски, которое в то время медленно погружалось в окружающее болото. Во время своего пребывания на Юконе Бандура работал вместе со многими мужчинами, у которых были проблемы с законом. Они открыли ему пьянство, азартные игры и новые жизненные перспективы. Со временем Бандура проявил живой интерес к проблемам психического здоровья, с которыми сталкивались мужчины, работавшие на севере.

После того, как Бандура ушел домой, его родители снова призвали его расширить свой опыт. Ему предложили два варианта: (1) остаться дома, работать на ферме и пить в местном баре или (2) получить более высокий уровень образования. Летом 1946 года Бандура поступил в Университет Британской Колумбии в Ванкувере. Он зарабатывал на жизнь в школе, используя свои плотницкие навыки на деревообрабатывающем заводе во второй половине дня.

Интерес Бандуры к психологии возник случайно. Когда он впервые прибыл в университет, его намерением было специализироваться в одной из биологических наук. Однажды утром, проводя время в библиотеке, он небрежно пролистал каталог курсов, чтобы найти класс, который мог бы заполнить его раннее утреннее время. Он выбрал курс психологии и, пойдя на первый урок, сразу же увлекся этой областью.

Где Альберт Бандура получил степень бакалавра?

В 1949 году, всего через три года после приезда, Бандура окончил Университет Британской Колумбии. По окончании учебы ему была вручена премия Болокана в области психологии. Поскольку Бандура очень хотел продолжить обучение в области психологии, он спросил своего научного руководителя, каким должен быть его следующий шаг. Его советник посоветовал ему поступить в Университет Айовы, который в то время считался эпицентром теоретической психологии.

Перед отъездом Бандуры в Университет Айовы его советник предупредил его, что многие предыдущие кандидаты сочли докторскую программу сложной. Он призвал Бандуру проявить стойкость и стойкость. В то время кафедрой психологии руководил Кеннет Спенс, протеже Кларка Халла. Когда Бандура поступил, он нашел факультет психологии сложным, но также гостеприимным и поддерживающим.

Бандура интересовался социальным обучением. Но хотя программа психологии была сосредоточена на социальном обучении, он считал, что на нее слишком сильно повлиял бихевиоризм. Бандура получил степень магистра в 1951. Он получил докторскую степень в области клинической психологии в 1952 году.

После получения докторской степени Бандуре предложили должность преподавателя в Стэнфордском университете в 1953 году. Он принял это предложение, хотя это означало, что ему пришлось уйти с другой должности. он ранее согласился заполнить. Большая часть его ранних работ по теории социального обучения и агрессии была проведена с помощью Ричарда Уолтерса — его первого докторанта. Бандура продолжал работать в Стэнфордском университете до самой смерти.

Теория социального обучения

Теория социального обучения была разработана Альбертом Бандурой во время его учебы в Стэнфордском университете. Это относится к идее, что люди учатся друг у друга тремя способами: (1) наблюдением, (2) подражанием и (3) моделированием. Теория социального обучения часто рассматривается как мост между теориями бихевиористского обучения и теориями когнитивного обучения, поскольку она включает наблюдаемое поведение, а также когнитивные процессы, такие как внимание, мотивация и память.

Теория социального обучения предполагает, что люди учатся, наблюдая за поведением, отношением и последствиями других людей. На самом деле, Бандура считает, что большая часть человеческого поведения изучается путем наблюдения посредством моделирования. Это включает в себя наблюдение за другим человеком, чтобы получить представление о том, как вести себя определенным образом. Затем информация кодируется и сохраняется наблюдателем в качестве руководства для будущих действий.

Существует три основных типа моделирующих стимулов — живые модели, словесные инструкции и символические модели. В живых моделях участвуют реальные люди, которые ведут себя желаемым образом. Устные инструкции — это подробные описания желаемого поведения с указанием шагов, объясняющих, как это сделать. Символическое моделирование использует средства массовой информации и включает в себя Интернет, фильмы, телевидение, книги или радио.

Моделирование зависит от четырех факторов: (1) внимания, (2) удержания, (3) воспроизведения и (4) мотивации. Все четыре фактора должны быть на высоком уровне, чтобы моделирование было эффективным. Это означает, что человек с большей вероятностью узнает, если он или она:

  • Уделяет больше внимания модели
  • Сохраняет или помнит большую часть или все, что было изучено
  • Способен воспроизводить изученное в зависимости от своих когнитивных и физических ограничений
  • Есть веская причина подражать поведению

Когда Бандура впервые начал свои исследования, господствовавшие в то время теории обучения основывались на форме психологии, называемой бихевиоризмом. Бихевиористы считают, что все поведение человека находится под влиянием окружающей среды. Однако Бандура утверждал, что это объяснение было слишком упрощенным. Он согласился с тем, что среда может влиять на поведение, но поведение также может влиять на среду.

Бандура в конце концов разработал концепцию под названием «взаимный детерминизм». Эта теория предполагает, что на поведение влияют три фактора: (1) окружающая среда, (2) когнитивные процессы человека и (3) само поведение. Эти три фактора всегда взаимодействуют друг с другом. Таким образом, несмотря на то, что общество может влиять на поведение, действия, мысли, чувства и личные качества человека также могут влиять на то, как он или она взаимодействует с обществом.

Чтобы лучше понять, что означает взаимный детерминизм, полезно подумать о маленьком мальчике, который любит играть в футбол. Он играет, потому что считает, что этот вид спорта доставляет удовольствие, или что футбол может быть популярным видом спорта в его сообществе. Через некоторое время он просит своих близких друзей и членов семьи поиграть с ним в футбол и повеселиться. Это, в свою очередь, побуждает его еще больше играть в футбол.

В течение многих лет Бандура совершенствовал концепцию теории социального обучения. Важной частью его исследования теории социального обучения были эксперименты с куклой Бобо (описанные ниже). К 1977, Бандура остановился на пяти ключевых принципах теории социального обучения:

  • Обучение включает в себя поведенческие и когнитивные процессы в социальном контексте.
  • Обучение может происходить путем наблюдения за поведением и его последствиями.
  • Обучение включает в себя наблюдение, обработку данных и принятие решений о поведении (моделирование). Это означает, что люди могут довольно хорошо изучать новые вещи, никогда не меняя своего наблюдаемого поведения.
  • Хотя подкрепление важно, это не единственный фактор, который способствует обучению.
  • Люди не пассивны в процессе обучения. Их окружение, познания и поведение взаимодействуют и влияют друг на друга (взаимный детерминизм).

 

Эксперименты с куклой Бобо

Бихевиористы утверждают, что люди учатся только после вознаграждения или наказания за поведение. Однако Бандура не считал систему вознаграждения и наказания хорошим объяснением многих обычных человеческих моделей поведения. Теория социального обучения предполагает, что люди учатся, главным образом, наблюдая, подражая и моделируя. Бандура считал, что вместо того, чтобы выполнять какое-либо поведение самостоятельно, люди могут учиться, просто наблюдая, как кого-то другого вознаграждают или наказывают.

В 1961 и 1963 годах Бандура провел серию исследований под названием «Эксперименты с куклой Бобо», чтобы проверить свою теорию социального обучения. Он отметил, как дети реагировали на то, как взрослый бил, пинал, бросал, бил и кричал на куклу Бобо. Кукла Бобо — это большая и легкая игрушка с круглым дном, которая поднимается после того, как ее сбивают с ног. В одной примечательной версии эксперимента измерялось поведение детей после того, как они видели, как взрослый получает вознаграждение, наказывается или не испытывает никаких последствий за жестокое обращение с куклой Бобо.

Бандура и Уолтерс работали с 72 детьми — 36 мальчиками и 36 девочками в возрасте от 3 до 6 лет. Двадцать четыре ребенка находились в паре с агрессивным взрослым; вторая группа из 24 детей была в паре с неагрессивным взрослым, а остальные 24 ребенка служили контрольной группой. В каждой группе было по 12 мальчиков и 12 девочек. Однако каждый ребенок изучался индивидуально, чтобы другие дети в группе не отвлекали и не влияли на него.

Результаты эксперимента с куклой Бобо

Что показали эксперименты Бандуры с куклой Бобо? Дети, которые наблюдали за агрессивной моделью, с большей вероятностью проявляли агрессивное поведение по отношению к кукле Бобо. Мальчики гораздо чаще имитировали физическое агрессивное поведение, такое как удары руками и ногами, чем девочки. На детей сильнее влияли модели того же пола. Дети, которые подвергались воздействию агрессивной модели, с большей вероятностью проявляли вербальную агрессию, чем те, кто не был в паре с агрессивной моделью.

Эксперименты ясно показали, что поведение маленьких детей сильно зависит от действий взрослых. Они также показали, что маленькие дети способны учиться, наблюдая за поведением других людей и последствиями такого поведения. Когда агрессивных моделей вознаграждали, дети с большей вероятностью оскорбляли куклу Бобо. Но когда агрессивных моделей наказали, дети сразу перестали бить куклу.

Критика и похвала эксперименту с куклой Бобо

Конечно, эксперименты с куклой Бобо подверглись критике. Некоторые люди сомневаются в его достоверности, потому что большинство детей были из знатных белых семей. Другие люди ставили под сомнение этичность намеренного подвергания маленьких детей насилию. Но, несмотря на эти противоречия, большинство людей хвалят эксперименты с куклой Бобо как одно из самых важных психологических исследований в истории. Альберт Бандура был награжден Национальной медалью науки от президента Барака Обамы в 2016 году за эксперимент.

Теория социального познания и влияние Бандуры на образование

В свои 60 лет Бандура все еще активно участвовал в новаторских исследованиях. К середине 1980-х он начал больше сосредотачиваться на роли человеческого познания в социальном обучении. В 1986 году он изменил название теории социального обучения на теорию социального познания. Применяя некоторые принципы теории социального познания, Бандура смог помочь многим людям в области образования.

Некоторые из ключевых элементов социальной когнитивной теории, которые применяются в образовании, включают самоэффективность, наблюдательное обучение, саморегуляцию и взаимный детерминизм. В образовательной или школьной среде самоэффективность — это уверенность учителя или ученика в том, что он делает все возможное для достижения своих академических целей. Бандура считает, что наблюдение за тем, как другие люди усердно работают над выполнением задачи, повышает их самоэффективность. По словам Бандуры, наблюдатели будут рассуждать, если эти другие люди могут усердно работать и добиваться успеха, я тоже могу усердно работать и добиться успеха.

Применение теории социального познания

Работа Бандуры по теории социального познания применялась во многих других областях помимо образования. Вот некоторые из наиболее популярных приложений:

  • Психотерапия — для повышения уверенности в себе и лечения тревожных расстройств
  • Менеджмент – повысить мотивацию сотрудников
  • Криминология – для объяснения возникновения агрессивного и девиантного поведения
  • Средства массовой информации — чтобы повлиять на зрителей, чтобы они выполняли желаемое поведение, или чтобы объяснить, как определенные виды развлечений могут способствовать проблемному поведению.
  • Психология развития – помощь детям в развитии гендерных ролей
  • Технология – оптимизация алгоритмов компьютерного обучения

Награды и достижения Альберта Бандуры

Альберт Бандура многого добился за свою долгую и выдающуюся карьеру в области психологии. В дополнение к докторской степени, которую он получил в Университете Айовы, он также был удостоен более шестнадцати почетных степеней от учреждений по всему миру. К таким учреждениям относятся:

  • Университет Британской Колумбии
  • Университет Альфреда
  • Университет Оттавы
  • Афинский университет
  • Римский университет
  • Университет Нью-Брансуика
  • Лейденский университет
  • Университет Альберты
  • Аспирантура Городского университета Нью-Йорка
  • Свободный университет Берлина
  • Летбриджский университет
  • Университет Катании
  • Университет Жауме I
  • Университет штата Пенсильвания
  • Университет Саламанки
  • Университет Индианы

Среди других заметных наград и достижений:

  • 1974 г. – избран президентом Американской психологической ассоциации
  • 1980 г. — избран членом Американской академии искусств и наук
  • .
  • 1980 г. — Премия Американской психологической ассоциации за выдающийся научный вклад
  • .
  • 1980 г. — Награда за выдающийся вклад Международного общества исследований агрессии
  • .
  • 1986 г. — Премия за научные достижения в области поведенческой медицины от Общества поведенческой медицины
  • .
  • 1989 — Премия Уильяма Джеймса от Американского психологического общества
  • 1989 г. — избран в Национальную медицинскую академию
  • .
  • 1998 г. — Премия за выдающийся пожизненный вклад от Калифорнийской психологической ассоциации
  • .
  • 1999 — Премия Торндайка за выдающийся вклад в области психологии в образование от Американской психологической ассоциации
  • .
  • 2001 г. — Премия за заслуги перед жизнью от Ассоциации развития поведенческой терапии
  • .
  • 2002 г. — Премия Healthtrac за выдающийся вклад в укрепление здоровья
  • 2003 г. — Премия за заслуги перед жизнью от Западной психологической ассоциации
  • .
  • 2004 г. — Премия Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в развитие психологии
  • 2004 г. — Премия Джеймса МакКина Кеттелла за выдающиеся достижения в области психологии от Американского психологического общества
  • .
  • 2004 г. — Медаль Макговерна за выдающийся вклад в науку об укреплении здоровья
  • 2004 г. — Почетный член Всемирного инновационного фонда
  • .
  • 2005 г. — Награда за выдающиеся достижения выпускников Университета Айовы
  • 2005 г. — Награда за выдающиеся исследования в области поведения в отношении здоровья от Американской академии поведения в отношении здоровья 9.0042
  • 2006 г. — Золотая медаль за выдающийся вклад в психологическую науку на протяжении всей жизни от Американского психологического фонда
  • .
  • 2006 г. — Премия за выдающиеся заслуги в жизни за продвижение укрепления здоровья посредством исследований в области укрепления здоровья от Американской академии поведения в отношении здоровья
  • .
  • 2007 г. — Премия Эверетта М. Роджерса от Центра развлечений и общества Нормана Лира
  • 2008 г. — Премия Гравемейера от Фонда Гравемейера
  • 2009 — Межамериканская премия в области психологии от Межамериканского общества психологов
  • .
  • 2012 г. — Премия за пожизненную карьеру от Международного союза психологических наук
  • 2015 г. — Приказ Канады от генерал-губернатора Канады
  • 2015 — Премия за выдающиеся достижения от Ассоциации поведенческой и когнитивной терапии
  • 2016 г. — Национальная медаль науки, врученная президентом Бараком Обамой

Книги и публикации Альберта Бандуры

Альберт Бандура был плодовитым автором книг и статей на протяжении всей своей карьеры. Его первая статья была опубликована в Journal of Abnormal and Social Psychology в 1953 году. Она называлась «Первичная» и «Вторичная» внушаемость. Многие его публикации считаются классикой в ​​области психологии. Некоторые из его наиболее влиятельных книг и статей перечислены ниже:

Теория социального обучения (1977 г. ) – эта книга считается изменением направления психологии с поведенческого на когнитивный. Он подчеркнул, как люди учатся через наблюдение и моделирование.

Самоэффективность: на пути к объединяющей теории поведенческих изменений (1977) – В этой статье представлена ​​концепция самоэффективности. Он был опубликован в Psychological Review и мгновенно стал классикой.

Социальные основы мысли и действия: теория социального познания (1986) — знаковая книга, которая расширяет теорию социального обучения и представляет теорию социального познания.

Самоэффективность: осуществление контроля. (1997) – Эта книга была опубликована на английском, французском, китайском, итальянском и корейском языках. Он широко цитируется в профессиональной литературе по социологии, психологии, медицине и менеджменту.

Среди других книг Бандуры:

  • Подростковая агрессия (1959)
  • Социальное обучение через подражание (1962)
  • Социальное обучение и развитие личности (1963)
  • Принципы модификации поведения (1969)
  • Психологическое моделирование: противоречивые теории (1971)
  • Агрессия: анализ социального обучения (1973)
  • Анализ правонарушений и агрессии (1976)
  • Моральное отчуждение : Как люди причиняют вред и живут с собой (2015)

Альберт Бандура — самый цитируемый из ныне живущих психологов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *