Акцентуация это в психологии: Акцентуация. Что такое «Акцентуация»? Понятие и определение термина «Акцентуация» – Глоссарий

Акцентуация это в психологии: Акцентуация. Что такое «Акцентуация»? Понятие и определение термина «Акцентуация» – Глоссарий

Содержание

это что такое и его черты

Под акцентуацией понимают чрезмерно выраженную черту характера. В норме она не проявляется, но в ситуации, располагающей к этому, выражается бурно. Тип акцентуации определяется уязвимыми точками характера, и является важной составляющей личности. Он накладывает отпечаток на судьбу человека, и при неблагоприятном влиянии может разрушить структуру личности полностью. Акцентуация характера в психологии — обширный вопрос, помогающий глубже изучить предпосылки развития патологий и выработать способы их предотвращения.

Роль и степени выраженности

Характер представляет собой комплекс черт, определяющих поведение и отношение личности к себе и другим. Характер развивается на основе типа нервной деятельности, он относительно устойчив, но поддается изменению. Его развитие определяется внешней средой: изначально заложенные черты гиперболизируются и могут принимать опасные формы.

Акцентуация — направленность характера. В норме она малозаметна и не мешает человеку устанавливать нормальные отношения с людьми. Но акцентуация может принимать патологическую форму, подчиняя себе всю личность. Личко выделяет два варианта выраженности акцентуации:

  1. Скрытую — нормальную, не гиперболизированную форму. Черты проявляются после сильного эмоционального потрясения, но их можно контролировать и постепенно снизить проявление.
  2. Явную — крайнюю степень нормы, предшествующую патологии. Ключевая черта характера проявляется всю жизнь, ее невозможно компенсировать.

Характер включает все возможные черты личности, но активно проявиться могут только некоторые их них. Именно они определяют тип акцентуации, задавая способ развития, адаптации и психического здоровья личности.

Становление и развитие направления

Автор термина «акцентуация» — К. Леонгард, немецкий психиатр, изучающий индивидуальные черты личности. Он определил ее, как чрезмерное усиление отдельной черты, способной перейти в патологию. По Леонгарду, акцентуация — отклонение от нормы, но с помощью самоконтроля и благоприятного внешнего влияния ее влияние можно подавить.

Исследуя типы характера своих пациентов, Леонгард создал собственную классификацию патологических черт. На его представление о структуре характера значительно повлияла сфера деятельности.

Классификация Леонгарда стала основой для разработок А. Личко. Он полагал, что сводить личность к одной черте нельзя, она многограннее и изменяется в течение жизни, а значит, могут изменяться и акцентуации.

Современная психология рассматривает акцентуации как расстройства личности, ориентируясь на классификацию, представленную в МКБ. Психоаналитики свободны в форме трактовки, поскольку ни одна из классификаций не признана официальной.

Пограничный вариант между нормой и расстройством

Психика в нормальном состоянии не имеет выраженных черт. Появление акцентуации может перейти в патологию, поскольку процесс развития у них одинаков. Разница между пограничной нормой и отклонением — степень выраженности. Чтобы правильно классифицировать форму акцентуации, следует учитывать основные элементы психики конкретного человека.

Отличие патологии от акцентуации: комплекс характеристик личности, проявляющихся одновременно. К ним относятся:

  1. Специфическая реакция на психогенные воздействия. Расстройство вынуждает больного реагировать на любое внешнее воздействие, не различая источники раздражителя.
  2. Для акцентуации типично эпизодическое проявление. Особенно сильно она активизируется в подростковом возрасте. Отклонение, как правило, проявляется еще в дошкольном возрасте.
  3. Отдельные черты характера не приводят к социальной дезадаптации, а расстройство может стать непреодолимым препятствием.

Различая акцентуации и патологии, большинство психологов ориентируются на степень влияния черты характера на жизнь человека. Чем сильнее разрушительное воздействие, тем ближе находятся черты к патологическому проявлению.

Лечение назначается в ситуации, когда акцентуация подчиняет себе личность, лишая возможности адекватно оценивать свои поступки и вести себя агрессивно.

Развитие

В подростковом возрасте закладываются типичные модели поведения. Импульсивность и неспособность контролировать эмоции, обусловленная гормональным всплеском, приводят к активации ведущей черты характера. Акцентуации активно проявляются почти у всех подростков: отсутствие выделенной черты для подростка является скорее отклонением, чем нормой.

К неблагоприятным условиям, приводящим к патологическому развитию черт, относятся:

  • отсутствие эмоциональной близости с родителями;
  • гиперопека, чрезмерный контроль;
  • жесткое отношение;
  • конфликты со сверстниками;
  • заболевания, чрезмерное внимание к собственному здоровью.

При правильном подходе особенности характера можно использовать для личностного и профессионального развития, добиться успеха в выбранной сфере.

Но чрезмерное проявление, не контролируемое подростком, приводит к конфликтам с семьей и сверстниками. В крайних ситуациях акцентуация становится причиной правонарушений.

Основные типологии

Классификации подлежат только явные акцентуации, поэтому ни одна из предложенных форм классификации не является полной. Наличие скрытых черт, способных стать потенциальными акцентуациями, не позволяет составить единый перечень психопатий.

Чтобы определить, к какому типу относится человек в соответствии с признанными классификациями, чаще всего используют опросник Шмишека.

Он включает 88 вопросов, ориентированных на выявление преобладающих сторон личности. С его помощью выявляют степень выраженности черт, силу проявления. Для диагностики подростков чаще используют классификацию Личко, для работы со взрослыми пациентами — базовую классификацию Леонгарда.

Типология Леонгарда

Классификация Леонгарда включает следующие типы акцентированных черт характера:

  1. Застревающий — отличается длительным переживанием эмоций, фиксации на обиде. Застревающий человек любит вынашивать планы мести, окружающие считают его злопамятным и избегают.
  2. Педантичный — стремиться к упорядочиванию всех сфер жизни. Боится перемен, нуждается в тщательном продумывании своих действий. Необходимость принимать решения вызывает панику.
  3. Демонстративный — отличается потребностью быть в центре внимания. Для этого используются все доступные средства: от одежды до асоциальных поступков. Человек постоянно приукрашивает действительность, вознося и прославляя себя.
  4. Возбудимый — подчиняется внутренним импульсам. Руководствуется не рациональным подходом, а сиюминутными желаниями.
  5. Тревожный — отличается повышенным беспокойством. Переживает сильный стресс, боится за свою безопасность. Робкий, покорный, психологически зависимый, избегает высказывать свое мнение.
  6. Эмотивный — испытывает сильные эмоции даже по незначительному поводу. Обладает повышенным уровнем эмпатии, добр и внимателен к окружающим.
  7.  Экзальтированный — бурно реагирует на все события, получая сильные впечатления от любого, даже незначительного, явления.
  8. Циклотимический — зависит от настроения. В приподнятом стремиться к активной деятельности, в подавленном — замирает, не способен сосредоточиться на работе.
  9. Дистимический — ориентирован на негативную сторону жизни, серьезен и постоянен в увлечениях, поведении, общении.
  10. Гипертимический — словоохотливый, доброжелательный, всегда находит позитивные моменты в жизни.
  11. Интровертированный — направлен внутрь себя, не зависит от окружающих. Сосредоточен на собственных мыслях, комфортно чувствует себя в одиночестве.
  12. Экстравертированный — ориентирован на окружающих, не может долго находится наедине с собой. Нуждается в новых впечатлениях, частом общении с разными людьми.

По Леонгарду, в характере одного человека может быть несколько активных акцентуаций одновременно, например, интровертированность часто сочетается с тревожностью, а экстравертированность с гипертимией.

Классификация Личко

Личко использовал 10 типов акцентуаций для описания характера подростков, находящихся в активной фазе становления личности:

  1. Лабильный — эмпатичный, зависимый от поддержки близких, доброжелательный.
  2. Гипертимный — самоуверенный, веселый, становится неформальным лидером компании.
  3. Циклоидный — психологически неустойчив, зависит от перепадов настроения, которые случаются раз в 1–2 месяца.
  4. Психастенический — интеллектуал, сосредоточен на рефлексии, склонен к тирании, подвержен навязчивым идеям.
  5. Астено-невротический — сосредоточен на своем здоровье, быстро утомляется.
  6. Шизоидный — сосредоточен на себе, равнодушен, замкнут.
  7. Сензитивный — спокойный, высокоморальный, тяжело переживает перемены.
  8. Неустойчивый — склонен к лени, избегает деятельности, связанной с трудом, подвержен зависимостям.
  9. Эпилептоидный — прирожденный лидер.
  10. Конформный — стремится подчинятся авторитету, боится отличаться от других.

Классификацию Личко можно применять и ко взрослым пациентам, но в подростковом возрасте акцентуации проявляются наиболее ярко и постановка диагноза значительно упрощается.

В каких случаях становится расстройством?

Расстройство личности является тяжелым нарушением поведенческих функций, полностью лишая больного возможности адаптироваться в обществе. Акцентуации, проявляясь только в определенных ситуациях, не влияют на жизнь так разрушительно. Предвестники развития патологии:

  • неспособность выстраивать продолжительные отношения с другими людьми;
  • частые приступы беспричинного страха;
  • время проявления акцентуации увеличивается.

Развитие патологии можно остановить. Но для этого требуется своевременная диагностика и помощь врача.

Индивидуальные причины развития

Формирование акцентуаций связывают с врожденным темпераментом: возбудимым или спокойным. В подростковом возрасте, под влиянием окружения, черты характера усиливаются и закрепляются, как постоянная линия поведения. На становление характера могут повлиять:

  • несформированное понятие норм поведения;
  • неадекватная самооценка;
  • профессиональная деформация;
  • наследственная предрасположенность;
  • отсутствие возможности удовлетворить базовые потребности.

Развитие личности — динамический процесс, на который влияют как внутренние, так и внешние факторы. Сочетание внешнего давления с внутренней предрасположенностью значительно повышает шансы на наследственную активацию ведущих черт.

Полезное видео

В видео подробно раскрыто понятие акцентуации характера.

что это такое, краткое описание видов, типы акцентуированной личности в психологии, классификация личностных черт – nenumerolog

У каждого человека есть ведущие черты темперамента, находящиеся в относительном балансе. Когда одна из них усиливается, можно говорить об акцентуации характера. Это состояние считается нормой в определенных ситуациях. Позже все возвращается к исходному состоянию. Если же происходит фиксация, то нужно насторожиться, поскольку это пограничная линия, за которой начинается патология. Если своевременно заметить тревожные признаки и оказать специализированную помощь, то удается стабилизировать психоэмоциональное состояние до безопасного уровня. Когда появились привычки или стремления, нетипичные для конкретного индивида или хочется детально разобраться в себе, то стоит обратиться к экспертам школы неНумерологии. Специалист составит индивидуальный анализ, по которому каждый сможет узнать свою глобальную стратегию жизненного успеха.

Что такое акцентуация

Так называется сильная заостренность отдельных личностных черт. Она не относится к состояниям, при которых нужна срочная психологическая помощь, но может значительно осложнять жизнь подростка и слишком восприимчивых к стороннему мнению индивидов. Часто обострение постепенно сглаживается с возрастом без каких-то сторонних воздействий или с ними удается справиться своими силами, следуя советам специалистов и развивая в себе способность к самоконтролю. В тяжелых случаях, когда действительно страдает качество личных и рабочих отношений, стоит обратиться к психологу.

Типы акцентуации личности

Часто присутствует не одно направление или черта, а сочетание нескольких факторов. Они влияют на особенности поведения, скорость реакций, отношение к миру и себе. В таком положении есть достоинства и недостатки, поэтому желательно выяснить именно свой вариант и усилить преимущества, одновременно обратив внимание на возможные уязвимые точки.

Истероидный

Его еще называют демонстративным. Характерен для женщин. Основные проявления:

  • Желание быть в центре событий.
  • Способность быстро переключаться на другой объект.
  • Зацикливание на одной точке отсутствует.
  • Артистизм является неотъемлемой частью. Акцентуация личностных черт позволяет мгновенно вживаться в любой образ.
  • Развитое воображение часто работает во вред, неоправданно преувеличивая масштабы происходящего, человек придумывает невероятное развитие событий и искренне верит в него.
  • Высокий уровень внушаемости.
  • Равнодушие к проблемам окружающих.
  • Отказ от планов при первой же трудности в их реализации.
  • Повышена вероятность психосоматических заболеваний.

Часто могут провоцировать конфликты без повода, для привлечения внимания к себе.

Эпилептоидный

Второе название — возбудимый тип личности, акцентуированный на привлечении внимания к себе при помощи жалоб, стенаний, показного смирения. В числе основных признаков: постоянное брюзжание, недовольство и вместе с тем, патологическая приверженность порядку. Неправильно поставленная на стол чашка может вызвать приступ депрессии. Легко переступают нормы морали, недоверчивы и склонны к приступам гнева. Отсутствие уважения к мнению собеседника часто приводит к конфликтам. Такие люди тяжело переносят перемены в любой сфере жизни. В попытках преодолеть стресс подобные личности часто начинают злоупотреблять алкоголем, наркотиками, увлекаются азартными играми.

Шизоидный

Определение акцентуации характера включает скрытность и внешнюю холодность. Расчетливость соседствует с отсутствием эмоций и полным пренебрежением к общепринятым нормам поведения. Мирно уживаются несовместимые стороны, такие как застенчивость и беспардонность. Эмпатии практически нет, как и уважения к чужим чувствам, сопереживания. Часто наблюдаются неординарные увлечения. Достоинства: образное мышление, фантазия, способность к творчеству. К недостаткам относят пристрастие к стимуляторам.

Лабильный

Основной признак — крайнее непостоянство в настроении. Это смех сквозь слезы и наоборот. Акцентуированные личностные черты: бурное проявление эмоций, зависимость работоспособности, аппетита, сна от эмоционального настроя. Сильные стороны: мягкость, способность к сопереживанию. Основной недостаток — непостоянство, практически полное отсутствие самоконтроля.

Конформный

Таких людей достаточно легко узнать по привычке подстраиваться под большинство. Они прекрасно себя чувствуют в компании во время выполнения общей задачи. Если поставлена индивидуальная цель, то может появиться растерянность, ступор. Слабые стороны — подверженность стороннему влиянию, безынициативность. Подростки рискуют приобщиться к наркотику, алкоголю из страха выделиться на общем фоне.

Личностная акцентуация этого типа заключается в высокой степени адаптации к любым условиям, позитивным и негативным.

Астено-невротический

Такие люди раздражительны, склонны к ипохондрии. Умственное и эмоциональное напряжение провоцируют резкую потерю внутренней энергии. При высоком уровне интеллектуальности внушаемы, любят постоянно заботиться о своем здоровье. Демонстрируют прямую взаимосвязь между эмоциональным и физическим состоянием. Если длительное время сохраняется чувство усталости или была получена психологическая травма, то развивается недомогание.

Психастенический

Акцентуированные черты личности:

  • постоянный анализ своих поступков, эмоций;
  • нерешительность;
  • угроза развития навязчивых идей;
  • страх будущего;
  • четкое соблюдение моральных принципов.

Такие люди имеют высокий интеллект, хорошее воображение, добры и быстро привязываются к партнеру. Развитое чувство ответственности при относительно низком уровне внутренних резервов может привести к быстрому истощению.

Сенситивный

Чувствительность сочетается с замкнутостью и молчаливостью. Подавленное настроение — норма. Болезненно реагирует на внешние раздражители. Стрессы и конфликты приводят к глубокой депрессии.

Акцентуализация характера личности направлена на постоянное ожидание негативного исхода событий. Неуверенность в себе сочетается с низким самоконтролем. Вспышки гнева происходят спонтанно, после чего следует длительный период переживаний о содеянном. С возрастом минусы сглаживаются при условии, что человек работает над изменением своего восприятия мира.

Гипертимный

Главная черта — оптимизм. Вспышки гнева бывают, но редко и длятся недолго. Явное стремление к новым впечатлениям. Повышенная активность приводит к тому, что в рабочих вопросах страдает качество. Есть склонность к хвастовству и преувеличениям, доверять секреты им нельзя, выболтают при первой же возможности. К положительным качествам относится выносливость, стрессоустойчивость, невероятная работоспособность. Вместе с тем гипертимы расточительны, неусидчивы, могут водить знакомство с сомнительными личностями.

Классификация и виды акцентуации характера по Леонгарду

Он взял за основу деление на основные и дополнительные группы. Первые практически неизменны. Если одна из них акцентуируется, то это становится предпосылкой для развития патологии. При этом темперамент он относит к врожденным, а характерные стороны к социальным образованиям. Знание основных характеристик помогает определить тип у себя и близких людей. Так появляется возможность правильно построить взаимоотношения. Не стоит забывать, что ведущие черты проявляются в экстренных случаях и практически не видны в обычной жизни.

Лучше всего понять принципы типов, по которым выявляется акцентуация характера личности, поможет таблица.

ГруппаВидХарактерные особенности
По темпераментуЭмотивныйДобрый, отзывчивый, стеснительный и поддающийся панике. Чувство долга гипертрофированное.
Аффективно-экзальтированныйОбщительный, готов к любви, дружбе, самопожертвованию, не контролирует эмоции, теряется в стрессовых ситуациях.
Аффективно-лабильныйПри высоких моральных принципах не готов мириться с грубостью и беспардонностью, цикличные смены настроения надолго выбивают из привычного ритма жизни.
ТревожныйОткрыт для общения, верен партнеру, склонен к самокритичности. Преувеличивает гипотетическую опасность ситуации.
ДистимическийСерьезный, спокойный, надежный. Верен друзьям и принципам. Замкнут, эгоистичен.
ГипертимныйОбщительный, легкомысленный, открытый. Стремится быть постоянно в компании и не прощает попыток ограничения свободы.
По характеруВозбудимыйЧастые смены настроения сопровождаются приступами гнева. Спокойный и аккуратный в нейтральной обстановке.
ЗастревающийДолго переживает неудачу, высокая степень ответственности приводит к быстрому истощению внутренних ресурсов. Характерны подозрительность и ревность.
ПедантичныйАккуратность и требовательность доходят до занудства. Добросовестный, пунктуальный.
ИстеричныйСтремится постоянно находиться в центре внимания любыми способами. Характерна экстравагантность и демонстративность.
Личностные градацииЭкстравертГотов к общению, любит хвастаться и приукрашивать действительность, подавая себя в выгодном свете, многословен.
ИнтровертСдержанный, часто погружается в свой мир. Богатая фантазия, интеллект на грани гениальности.

Классификация по Личко

С точки зрения советского психиатра, акцентуация происходит в детском или подростковом возрасте и позже становится менее выраженной. Но при определенных обстоятельствах Личко не исключал возможности развития расстройств, считая это явление пограничным состоянием.

ТипХарактерные черты
ЦиклоидныйНаблюдаются спады и подъемы настроения с достаточно четкой периодичностью
ГипертимныйВеселый, стремящийся к общению, быстрореагирующий на стрессовую ситуацию, не предъявляет особых требований к собеседнику, легкомысленный.
Тревожно-мнительныйПреувеличивает вероятную опасность ситуации, нерешителен, страдает от навязчивых идей.
ЛабильныйАкцентуированный характер предполагает высокую степень эмпатии, низкий уровень самоконтроля, беспричинные перепады настроения. Обладает высоким интеллектом, развитыми аналитическими способностями.
Астено-невротическийАккуратность и ответственность сочетаются с быстрой моральной утомляемостью.
ЧувствительныйСпокойный, ответственный, с высокими моральными требованиями к себе и окружающим. Низкая степень адаптации.
Инертно-импульсивныйИмеет лидерские задатки, стремится устанавливать свои правила. Имеет авторитет, способен жить в условиях жесткой дисциплины, раздражителен, агрессивен.
ШизоидныйРавнодушный, холодный, предпочитает одиночество.
ДемонстративныйТребует внимания, проявляет инициативность, неразборчив в способах достижения цели.
НеустойчивыйСтремление к развлечениям и общительность сочетаются со склонностью к употреблению спиртного и других психостимуляторов.
Эмоционально-лабильныйИспытывает частые перепады настроения, обладает эмпатией, для хорошего самочувствия и душевного спокойствия нуждается в ненавязчивой поддержке.
КонформныйСтремится к подчинению, комфортно чувствует себя в группе. Одиночество переносит тяжело, неинициативен, подвержен чужому мнению.
ПаранойяльныйЗавышенная самооценка сопровождается идеями о своей избранности и гениальности.

Что влияет на формирование

Наибольший риск развития пограничного состояния наблюдается в период взросления. Предпосылки:

  • Отсутствие гармонии и доверия в семье.
  • Гиперопека или недостаток внимания.
  • Сложные отношения со сверстниками.
  • Комплекс неполноценности.
  • Отсутствие интересов.

Если у ближайших родственников наблюдались подобные особенности в поведении, то велика возможность развития их у младших представителей семейства.

Отличие от психопатий

Акцентуация относится к пограничным состояниям и при небольшой выраженности не нуждается в особой терапии. На самом деле, это реакция на стрессовую ситуацию. Организм пытается таким образом защититься и повысить шансы на выживание. При этом отсутствуют:

  • Стабильность состояния.
  • Тотальное проявление определенных черт.
  • Социальная дезадаптация.

То есть, человек вполне адекватен, способен критично оценивать происходящее и менять свое поведение волевым усилием.

Методики лечения различных типов

В основе принцип сглаживания определенных сторон характера. В зависимости от вида подбирается и способ. Все они направлены на коррекцию поведения при помощи различных технологий.

Для истероида рекомендованы техники обуздания стремления к привлечению внимания. Для этого нужно стараться говорить размеренно и спокойно, не привлекать внимание в определенный отрезок времени, делать добрые дела и получать удовольствие от самого факта помощи другому.

Описание акцентуаций эпилептоида обязательно включает злопамятность и обидчивость. Вот на них и нужно сосредоточиться, освоить методику прощения и научиться отпускать ситуацию. Стоит начать прислушиваться к собеседнику, усмирять свою раздражительность.

Шизоиду желательно освоить принцип спокойствия и доброжелательности. Важно научиться вступать в беседу и поддерживать ее, не подавляя другого.

Циклоидному типу полезно вести дневник, отражая в нем эмоции, которые у него вызывают разные люди и перечитывать написанные строки при перепадах настроения.

Если рассматривать параноидный тип, то в этом случае акцентуированные личности — это те, что выражает постоянную подозрительность, любят критиковать по поводу и без него. Идем от противного, учимся доверять, развивать навыки коммуникации.

Такие рекомендации можно подобрать по любому виду. Но все они могут быть скорректированы самостоятельно либо с помощью специалиста.

Работа над собой

Начинать следует с анализа ситуации и особенностей своего поведения. Затем формулируются конкретные пункты предстоящего приложения сил. Обязательно выявляется доминирующая черта, которую хочется скорректировать. И начинаются планомерные тренировки. Методик достаточно много, можно опытным путем выбрать наиболее подходящую. Нужно помнить, что акцентуация характера в психологии — это крайний вариант нормы, поэтому, чтобы не допустить перехода границы, стоит реально оценивать свои силы. Если их недостаточно для успешной коррекции поведения, то нужно обращаться к профессионалу.

Помощь психолога

Консультации проводятся в форме групповых встреч, индивидуальных бесед. Используется семейная терапия, метод психодрамы. Психологические тренинги обучают на практике алгоритмам поведения в стрессовых условиях. Для каждого человека подбирается индивидуальная программа. Процесс коррекции небыстрый. Может занимать от 2−3 месяцев до нескольких лет.

Заключение

Если говорить кратко, что такое акцентуация черт характера — это понятие в психологии, которое означает гипертрофированную выраженность определенных признаков в поведении личности.

Вполне возможно, что скоро мы узнаем больше, поскольку исследования в этой области ведутся непрерывно. Но пока стоит опираться на общепризнанное определение и просто работать над собой, если в этом есть необходимость. Для более углубленного личностного анализа стоит обратиться к экспертам школы неНумерологии и подробно узнать о своих слабых и сильных сторонах с целью улучшения качества жизни.

Принцип акцентирования сегрегации фигуры и фона и иллюзия мрачного ритма

. 2016 окт.; 170:32-57.

doi: 10.1016/j.actpsy.2016.06.004. Epub 2016 23 июня.

Баинджио Пинна 1 , Лука Сиригу 2

Принадлежности

  • 1 Факультет гуманитарных и социальных наук, Университет Сассари, Италия. Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Кафедра гуманитарных и социальных наук, Университет Сассари, Италия.
  • PMID: 27343861
  • DOI: 10.1016/j.actpsy.2016.06.004

Baingio Pinna et al. Acta Psychol (Амст). 2016 Октябрь

. 2016 окт.; 170:32-57.

doi: 10.1016/j.actpsy.2016.06.004. Epub 2016 23 июня.

Авторы

Баинджио Пинна 1 , Лука Сиригу 2

Принадлежности

  • 1 Факультет гуманитарных и социальных наук, Университет Сассари, Италия. Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Кафедра гуманитарных и социальных наук, Университет Сассари, Италия.
  • PMID: 27343861
  • DOI: 10.1016/j.actpsy.2016.06.004

Абстрактный

Пинна и Сиригу (2011) продемонстрировали новый принцип группировки, называемый принципом акцентуации, утверждая, что при прочих равных элементы имеют тенденцию группироваться в одном и том же ориентированном направлении прерывистого элемента, помещенного в целый набор непрерывных/однородных компонентов. Прерывистый элемент ведет себя как акцент, то есть визуальный акцент в целостности компонентов, как показано в следующем разделе. В этой работе принцип акцентуации был распространен на новые визуальные области. В частности, показано, как этот принцип влияет на восприятие формы. Кроме того, выделяются несколько атрибутов визуального объекта, среди которых ориентация, пространственное положение, внутренняя динамика и кажущееся движение, которые определяют так называемую органическую сегментацию и, кроме того, имеют тенденцию вызывать сегрегацию фигуры и фона. На основании результатов экспериментальной феноменологии акцентуацию можно рассматривать как комплексный принцип господствующей группировки, выделения фигуры и фона, образования формы и значения. Через новую музыкальную иллюзию сильного ритма также показано, что этот принцип влияет на организацию восприятия не только в пространстве, но и во времени и, таким образом, как в визуальной, так и в музыкальной областях. Эту иллюзию можно услышать в восьми тактах Pagodes, сольной фортепианной музыки Клода Дебюсси (1862-1919).18), где в обоих нотоносцах отчетливо ощущается сильное физико-перцептивное несоответствие в отношении инверсии сильных и сильных долей.

Ключевые слова: сегрегация рисунок-фон; Музыкальные иллюзии; Перцептивная организация; Восприятие пространства и времени; Зрительные иллюзии.

Copyright © 2016 Elsevier B.V. Все права защищены.

Похожие статьи

  • Акцентуационный принцип зрительной организации и иллюзия музыкальной подвески.

    Пинна Б., Сиригу Л. Пинна Б. и др. Видеть Воспринимать. 2011;24(6):595-621. дои: 10.1163/187847611X603747. Видеть Воспринимать. 2011. PMID: 22353538

  • Переосмысление организации восприятия в свете иллюзии акварели: проблема восприятия отверстий и эффект предметного отверстия.

    Пинна Б., Танка М. Пинна Б. и др. Дж. Вис. 2008 г., 23 мая; 8(7):8.1-15. дои: 10.1167/8.7.8. Дж. Вис. 2008. PMID: 19146241

  • Новый принцип разделения фигуры и фона: Акцентуация.

    Пинна Б., Ривз А., Кендеринк Дж., Ван Дорн А., Дейана К. Пинна Б. и др. Видение Рез. 2018 фев; 143:9-25. doi: 10.1016/j.visres.2017.08.009. Epub 2017 21 декабря. Видение Рез. 2018. PMID: 29246450

  • Иллюзии в действии: последствия непоследовательной обработки пространственных атрибутов.

    Смитс Дж. Б., Бреннер Э., де Грав Д. Д., Куиджперс Р. Х. Смитс Дж. Б. и соавт. Опыт Мозг Res. 2002 г., ноябрь; 147 (2): 135–44. doi: 10.1007/s00221-002-1185-7. Epub 2002, 28 сентября. Опыт Мозг Res. 2002. PMID: 12410328 Обзор.

  • Разделение обработки формы, цвета, движения и глубины в зрительной системе: анатомия, физиология, искусство и иллюзия.

    Ливингстон М. Ливингстон М. Res Publ Assoc Res Nerv Ment Dis. 1990;67:119-38. Res Publ Assoc Res Nerv Ment Dis. 1990. PMID: 2406815 Обзор. Аннотация недоступна.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • О роли цвета в задачах чтения и понимания у детей и взрослых с дислексией.

    Пинна Б., Дейана К. Пинна Б. и др. Восприятие. 2018 9 июня; 9 (3): 2041669518779098. дои: 10.1177/2041669518779098. eCollection 2018 май-июнь. Восприятие. 2018. PMID: 35145618 Бесплатная статья ЧВК.

  • Предельный случай амодального завершения: феноменальная значимость и роль контрастной полярности.

    Пинна Б, Конти Л. Пинна Б. и др. наук о мозге. 2019 24 июня; 9 (6): 149. doi: 10.3390/brainsci9060149. наук о мозге. 2019. PMID: 31238584 Бесплатная статья ЧВК.

  • От группировки к соединению: новая организация восприятия в видении, психологии и биологии.

    Пинна Б., Порчедду Д., Дейана К. Пинна Б. и др. Фронт Псих. 2016 14 июля; 7:1051. doi: 10.3389/fpsyg.2016.01051. Электронная коллекция 2016. Фронт Псих. 2016. PMID: 27471483 Бесплатная статья ЧВК.

термины MeSH

Психологический эффект акцентов

Перейти к основному содержанию

Эндрю Велдон

Хишам Арамуни

Хишам Арамуни

Технологии и развлечения BD и партнерские отношения | бывший.
Мета, Deezer и Anghami.

Опубликовано 7 января 2015 г.

+ Подписаться

Когда люди общаются друг с другом на одном языке, их высота звука, тон, акцент и язык тела передают информацию и сообщения либо косвенно, либо бессознательно. Мы воспринимаем эти аспекты языка, не осознавая этого, и это выходит за рамки наших намерений. Например, многие люди не очень понимают ответ британца, говорящего «интересно», потому что он всегда произносится приятным тоном, с улыбкой и очень красноречиво благодаря акценту. Тем не менее, человек намеревается иметь в виду прямо противоположное!

На самом деле, Акценты возникают из-за того, что люди, живущие в непосредственной близости друг от друга или называемые сообществами, используют один и тот же способ общения, а точнее говоря. В основном по этой причине у людей есть склонность к собственному акценту. Исследования показали, что годовалые дети предпочитают звуки языков, на которых говорят дома[1].

Если мы посмотрим на англоговорящий мир, то заметим, что в нем так много акцентов! Часто акценты изучаются путем подражания. Психологи рассматривают такие действия как процесс социального когнитивного обучения, где подражание является центральным принципом обучения.

То, как человек говорит, может нести несколько видов информации об этом человеке. Хотя эти сведения об уровне образования, социальном и экономическом статусе, этнической принадлежности и т. д. не точны на сто процентов, они могут влиять на восприятие людей. Исследование, проведенное в Чикагском университете, проверило влияние акцентов на достоверность. Результаты этого исследования заключаются в том, что, когда человек с акцентом делает фактическое утверждение, люди с меньшей вероятностью поверят, что это утверждение верно, и чем сильнее акцент, тем менее правдоподобны утверждения. Следовательно, это влияет на восприятие людьми достоверности говорящего.

Когда люди слышат свой собственный акцент, они, как правило, имеют положительный уклон в сторону просодии, то есть ритма, ударения и интонации речи, когда кто-то говорит. Просодия часто может отражать особенности говорящего, такие как эмоциональное состояние, которое обычно не может быть закодировано с помощью дикции или грамматики. И просто потому, что человеку «А» нравится человек «Б», у которого другой акцент, при обработке того, что говорит человек «Б», области мозга человека «А» обрабатывают сообщение, в котором также задействованы эмоции. Сцена диалога между людьми «А» и «Б» помогает проиллюстрировать теорию аффективной обработки, которая состоит из волнового эффекта в восприятии и эмоциях по отношению к данному предмету или человеку. Другими словами, когда кому-то нравится одна вещь, это заставляет человека любить другую вещь еще больше, не осознавая этого, из-за эмоциональной связи между ними. С биологической точки зрения, это когда области Вернике, Сенсорная и Ассоциативная области мозга работают вместе, когда их стимулирует что-то приятное или их собственный/знакомый акцент в данном случае.

При разговоре с человеком с другим или незнакомым акцентом и отсутствием визуальных подсказок Леви и Писони (2007) выделили две части информации, которые предоставляются рецептору. Первый — лингвистический, и он относится к содержанию того, что слышится; второй индексальный и относится к выводам, сделанным рецептором о говорящем [2]. Следовательно, восприятие передаваемого сообщения является основным вопросом, касающимся содержания. Тем не менее, индексальная информация, связанная с акцентом, влияет на восприятие клиентов и мешает им выполнять какие-либо простые когнитивные усилия при получении информации, чтобы лучше понять ее. Это результат негативных предубеждений в отношении незнакомых акцентов, которые препятствуют аффективной обработке.

При столкновении с незнакомым акцентом активируется механизм памяти, основной компонент Mindware. Когда семантическая память активируется при прослушивании акцента, она извлекает факты, известные рецептору. Эти факты будут либо отрицательно, либо положительно влиять на поведение или реакцию на акцент в зависимости от сохраненных воспоминаний. Если воспоминания были положительными и приятными, человек с большей вероятностью приложит усилия, чтобы понять акцент. Если воспоминания были неприятными или переданные сообщения воспринимаются как какофония, «когнитивная беглость» в понимании сообщения с акцентом снижается, если не тормозится. Редукция и торможение в этом случае также являются продуктом эмоциональной памяти, которая связывает воспринятый и предвиденный опыт с предыдущими переживаниями, когда присутствовал эмоционально активный раздражитель.

Тем не менее, когда фонологические свойства известны рецептору, он с большей вероятностью ответит и когнитивно обработает сообщение, потому что где-то в мозгу рецептора стимулируется память. Таким образом, при стимуляции фамильярным акцентом люди обращаются к своим автоматическим или, по крайней мере, «наиболее доступным» воспоминаниям без сознательного намерения, без каких-либо усилий или попыток вспомнить. Этот тип имплицитной памяти обусловлен праймингом. Если знакомство с акцентом связано с тем, что они уже подвергались ему ранее, и опыт был приятным, то опыт и встреча будут сохранены на жестком диске Mindware под приятным опытом. После повторного воздействия рецепторы не будут воздерживаться от обработки сообщения, поскольку, согласно их эпизодической памяти, это был приятный опыт. А так как они уже привыкли к знакомому акценту, каждый раз, когда они его слышат, они будут реагировать на него точнее и быстрее, чем в прошлый раз. Таким образом, они интуитивно решают применить когнитивные усилия для обработки полученной информации, потому что приписывают ее существующим знаниям или предыдущему опыту. Через несколько раз реакция на воздействие становится привычкой, а акцент становится знакомым.

Нелюбовь к акценту была бы скорее концепцией социальной психологии, а не биологическим отвращением. Можно утверждать, что биологического отвращения к акцентам почти не существует, поскольку язык и акценты являются социальной конструкцией, а эмоции и чувства по отношению к ним основаны на знакомстве со звуками, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни или около того.

При сравнении родного и неродного акцента это восприятие также меняется, когда человек сталкивается с разными неродными акцентами. Например, носители английского языка считают сильный шотландский акцент абсолютно отличным от сильного русского акцента при разговоре по-английски, и это также искажает восприятие и реакцию на них в зависимости от инициатора сообщения и того, что он/она запускает в рецепторе (триггеры могут быть эмоций, воспоминаний, переживаний, и они, как правило, подвергаются или подвергают себя воздействию).

В деловом мире акцент оказывает большое влияние на восприятие обслуживания клиентов. Многие компании, такие как Apple, Dell и CapitalOne, были вынуждены закрыть свои зарубежные колл-центры обслуживания клиентов и переехать в Соединенные Штаты из-за высокого уровня неудовлетворенности клиентов. Восприятие клиентами иностранных сотрудников колл-сервисов было основным мотивом для этого переезда, потому что потребители по-разному оценивают колл-сервисы в зависимости от местоположения колл-центра и культурного сходства[3]. Примечательно, что Thelen, Yoo и Magnini (2011) [4] утверждают, что клиенты используют акцент сотрудника, чтобы предположить национальность сотрудника и характеристики обслуживания звонков.

Незнакомый акцент немедленно запускает автоматическую и бессознательную категоризацию в сознании потребителя, а принадлежность к этнической или культурной группе можно отнести к сотруднику менее чем за одну секунду или просто из «Привет»[5]. Из-за незнания чужого акцента клиенты могут воспринимать сотрудников с другим акцентом как менее умных, менее компетентных и даже иногда менее трудолюбивых[6].

Хотя говорящие по-английски имеют разные акценты, они каким-то образом предрасположены к определенным акцентам «чужих групп»; и это потому, что они были бессознательно и активно обусловлены, чтобы принять данный акцент. На самом деле британцы смотрят и полностью понимают американские фильмы, сериалы, новости и все другие визуальные и слуховые развлечения; и наоборот. Единственным препятствием для полной передачи сообщения является культурный фон, который иногда препятствует полному пониманию шутки, сарказма или очень специфичного для языка слова.

В конечном счете, люди предпочитают стимулы, которые легко обработать, тем, которые трудно обработать. В очень большой степени они предпочитают легкость, которая влияет на наше мышление и познавательные процессы. Более того, люди, как правило, предпочитают представителей своей группы с целью иметь «собственную социальную группу» и языковой диалект. При такой двусмысленности и размытых групповых барьерах лучшая идея — не создавать новый универсальный язык без акцента; но с точки зрения бизнеса локализация центров обслуживания клиентов является выигрышной инвестицией на всех уровнях. В конце концов, привлечь нового клиента намного сложнее, чем удержать существующего.

 

[1] Глава 9, Развитие речи. http://www.sagepub.com/upm-data/36720_Levine_final_PDF_09.pdf

[2] Леви С. и Пизони Д. Б. (2007). Индексальные и лингвистические каналы в восприятии речи: некоторые эффекты закадрового голоса на результаты рекламы. В Тине М. Лоури (ред.), Психолингвистические явления в маркетинговых коммуникациях (стр. 203–219), Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.

[3] Роггевен, А. Л., Бхарадвадж, Н., и Хойер, В.Д. (2007). Как местонахождение колл-центра влияет на ожидания от услуг авторитетных фирм по сравнению с менее известными. Журнал розничной торговли, 83 (12), 403-10.

[4] Телен, С. Т., Ю, Б. и Магнини, В. П. (2011). Изучение отношения потребителей к офшорным услугам. Журнал Академии маркетинговых наук, 39, 207-289.

[5] Боуг, Дж. (2000). Расовая идентификация по речи. American Speech, 75 (Winter), 362.

[6] Эдвардс, Дж. (1982). Отношение к языку и его значение среди носителей английского языка. В Э.Б. Райан и Х. Джайлз (ред.), Отношение к языковым вариациям (стр. 20–33), Лондон: Арнольд.

 

 

  • Признательность

    21 мая 2020 г.

  • Недостающее звено в музыкальной индустрии New Age

    24 марта 2020 г.

  • Горе, в другом измерении.

    5 августа 2019 г.

  • Вдохновение: Прилив в Море Жизни.

    11 июня 2019 г.

  • Раз, два, ребрендинг!

    17 октября 2017 г.

  • Культура цифровых инфлюенсеров в эпоху социальных сетей

    8 октября 2017 г.

  • Задача по выработке электроэнергии..

    15 ноября 2015 г.

  • Не бойтесь цифрового маркетинга

    15 июля 2015 г.

  • Сила мозгового штурма

    6 июля 2015 г.

  • Новые цифровые технологии и индустрия игрушек и игр

    9 марта 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *