Айзенк г: Айзенк, Ганс Юрген — Википедия – Ганс Юрген Айзенк: жизнь, карьера и вклад в науку

Айзенк г: Айзенк, Ганс Юрген — Википедия – Ганс Юрген Айзенк: жизнь, карьера и вклад в науку

Ганс Юрген Айзенк, методика по определению темперамента

Как и множество других наук, психология начала развиваться с возникновением культурного общества и с появлением необходимости находить ответы на вопросы, касающиеся характера и поведения человека.

На протяжении почти двух веков над совершенствованием этой научной отрасли трудились многие величайшие умы человечества, среди которых был Ганс Айзенк. Его вклад в развитие психологии можно назвать невероятным, ведь благодаря именно этому ученому в настоящее время мы имеем представление о том, что такое интеллект и темперамент личности. Над чем же трудился этот ученый в течение всей своей жизни и каков его вклад в развитие психологии, читайте далее.

С чего начинал свой путь ученый

Ганс Юрген Айзенк – уроженец Германии, который большую часть своей жизни прожил в Англии по политическим причинам. Появился на свет Г.Ю. Айзенк 4 апреля 1916 г. в семье Эдуарда и Хельги Айзенков, которые в свое время были популярными актерами кинематографа.

Его увлечения в юношестве не имели ни малейшего намека на психологию и психоанализ, ведь в то время молодой Айзенк интересовался астрологией. Составляя гороскопы, он отсылал их руководителям политической партии, в которой состоял и сам. Однако с приходом к власти нацистов, на фоне возникшей антипатии к новому правительству в лице Гитлера, ему пришлось переехать в Англию.

Эмигрировав в Великобританию в возрасте 18 лет, Ганс Айзенк приступил к поиску работы. Однако с этим возникли сложности, так как у юного ученого не было гражданства. Но это не остановило Айзенка, и уже в 1940 г. он закончил свое обучение в Университетском колледже в Лондоне. Получив степень доктора психологии, Ганс начал активно заниматься исследованиями в данной отрасли.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Р. Ассаджиоли: биография и теория психосинтеза

Стоит подчеркнуть, что первым наставником и научным руководителем Айзенка был известный психолог Сирил Берт, слава к которому пришла благодаря его исследованиям на тему влияния наследственности на интеллект. С начала Второй мировой войны и до 1983 года Ганс Юрген работал сразу в нескольких направлениях:

  • Преподавал на кафедре психологии Лондонского института психиатрии, а также читал лекции в других университетах.
  • Проводил исследования и психиатрические обследования для получения неопровержимых доказательств своих теорий.
  • Писал книги и статьи для публикации в журналах по психологии. Интересный факт: Ганс Айзенк до сих пор считается одним из самых плодотворно работавших, а также наиболее часто цитируемых авторов ХХ века.

Трудиться над своими исследованиями и опросниками психолог продолжал до старости, пока в возрасте 81 года не скончался от рака мозга. Но вернемся к тому, что сделал Ганс Юрген Айзенк конкретно для психоанализа личности, благодаря чему он считается популярным психологом.

Бесценный вклад в развитие науки

В частности, господин Айзенк занимался психологическими исследованиями на темы наследственности и коэффициента интеллекта, базовых признаков личности, основ индивидуальности человека и прочие.

Следует отметить, что практически все работы Айзенка в сфере психологии были «шокирующими» и даже неприемлемыми, что вызывало множественные споры и осуждение со стороны критиков. Однако, несмотря на это, Ганс неустанно трудился, проводя опросы здоровых людей и потенциально больных (невротиков).

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Параллельно с этим ученый уделял немало внимания проблемам клинической психологии, а также занимался критикой самоанализа. Так, постепенно, зарождалась теория личности Айзенка, благодаря которой мы имеем представление о трехмерной системе обозначения личных свойств человека, связанной с понятием темперамента.

Рекомендуем: Интроверт — кто это?

Считая психоанализ абсолютно ненаучным методом психологии, Ханс излагал собственные, не типичные для многих ученых умов версии относительно того, что влияет на формирование интеллекта и как развивается личность. В результате собственного факторного анализа, во время исследования группы здоровых людей и солдат, признанных невротиками, он выявил три различных фактора (экстраверсия, психотизм, нейротизм), отличающиеся специфическими реакциями и позволяющие составить представление о типах личности.

Процессы возбуждения-торможения и их соотношение были первоначальной точкой отсчета для интерпретации модели личности, которую предложил Ганс Айзенк. Теория личности, таким образом, указывает на три основные черты темперамента, которые являются, по версии ученого, личностными измерениями, обусловленными функционирующей на генетическом уровне ЦНС.

Доказательства теории Айзенка, для получения которых было проведено множество прикладных исследований, указали на важность отличий в чертах темперамента. И такие сведения представляют особую ценность для различных сфер знания и жизнедеятельности человека:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Психология (диагностика душевных заболеваний, выявление предрасположенности к отклонениям).
  • Образование (выбор профессии).
  • Медицина.
  • Статистика преступности и т.п.

В частности, благодаря теории личности Айзенка можно дифференцировать расстройства невротического характера, основываясь лишь на факторах нейротизма и экстраверсии. К таким относят невроз навязчивых состояний (наблюдается у эмоционально неустойчивых интровертов) и истерический (характерный для нестабильных экстравертов). Используя собственную трехфакторную модель личности, Айзенк смог создать специальные методики психоанализа, позволяющие выявлять и изучать разные нарушения психологического здоровья.

Рекомендуем: Карл Юнг: вклад в психологию

Например, определить врожденные характеристики человека (на основании теории Айзенка об экстраверсии и интроверсии) по преобладающим у него качествам и манере его поведения поможет тест Айзенка на определение типа темперамента. На сегодняшний день он остается самым значимым в психологии, являясь классическим способом, позволяющим узнать темперамент личности. Что представляет собой такой тест и как с его помощью понять, каким характером наделен тот или иной индивид, читайте далее.

Знаменитые опросники ученого-психолога

Детально изучая влияние окружения и наследственности на интеллект, а также структуру и типы личности, Айзенк создал немало тестов в виде опросников, которые помогают провести полную диагностику психического состояния человека, чтобы получить общее представление о его характере, действиях, психологических реакциях и склонности к той или иной модели поведения.

Среди прочих часто используется тест Айзенка на самооценку. По большей части такие опросники применяются в образовательных учреждениях. Самооценка психических состояний по Айзенку позволяет выявить уровень самооценки учеников, а также определить уровень четырех основных психических состояний:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Сам тест состоит из 40 вопросов, характерных для каждого конкретного состояния. Опрашиваемым предлагается три варианта ответа: «да», «нет» и «иногда». После обработки результатов тестирования можно получить весьма правдоподобную картину о состоянии испытуемого и понять, насколько адекватной является его самооценка.

Помимо этого, теория Айзенка о разных типах личности, построенная на основе концепции об иерархической модели личности человека (где высший уровень представлен суперфакторами, а нижний – специфическими мыслями и действиями человека), позволила ученому создать личностный опросник (тест для определения темперамента). Он представляет собой перечень вопросов, которые касаются особенностей поведения непосредственно оцениваемого человека.

Такая методика Г. Айзенка была разработана ученым на основании результатов его тестирований, в которых участвовало более 30 000 человек. Изначально испытуемые просто отвечали на вопросы (всего было 2 варианта по 57 вопросов в каждом), но позже Ханс Айзенк совместно с Сибиллой Айзенк разработали новый метод оценки, в котором помимо вопросов, с помощью которых диагностировались особенности поведения человека и шкала «лжи», были еще и дополнительные — на определение психотизма. Всего человеку нужно было дать 101 ответ.

Рекомендуем: Что такое характер?

Как первоначальная, так и предложенная позже методика включают в себя вопросы, абсолютно релевантные трем основным факторам структуры личности, а шкала «лжи» и в первом и во втором случае помогает выявить склонность опрашиваемого к фальсификации ответов.

К слову, первичный тест, позволяющий определить тип темперамента, пользуется большей популярностью, чем составленный позже опросник. И объясняется это количеством вопросов, которых в первом случае всего 57.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Как пройти тест

Чтобы пройти тест личности Айзенка, вам нужно ответить на предложенные ниже вопросы, а после – воспользоваться ключом для расшифровки ответов. Стоит отметить, что отвечать на поставленные вопросы нужно однозначно (отрицательно либо утвердительно). Кроме того, не стоит обдумывать свой ответ, сразу указывайте «да» или «нет».

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Итак, ключом к тесту будут следующие ответы, совпавшие с указанными значениями:

Для того чтобы провести обработку ответов, нужно оценить их. За ответы, совпавшие с ключом, дается 1 балл. Таким образом, подсчитав результаты, можно произвести анализ данных:

  • По шкале экстраверсии: яркий экстраверт получит больше 19 баллов, личность-экстраверт – больше 15-ти, среднее значение экстраверсии – 12 баллов, у глубокого интроверта будет менее 5 баллов и меньше 9-ти – у простого интроверта.
  • По шкале нейротизма: очень высоким показателем для нейротизма считается 19 и более баллов. Высокий уровень нейротизма у тех, кто набрал больше 14-ти. Среднее значение нейротизма варьируется в пределах 9-13 баллов. И низкий уровень – когда у опрашиваемого получилось меньше 7 баллов.
  • По шкале «лжи»: допустимое для этой шкалы значение – 4 балла. Если у тестируемого получилось набрать более 4 баллов, то это указывает на склонность личности к осознанной лжи ради всеобщего одобрения.

Шкала оценки экстраверсии-интроверсии

Чтобы получить полную картину описания личности, следует применить еще один опросник – круг Айзенка, представляющий собой четырехмерную плоскость с системой координат для определения четких контуров типа темперамента человека, а также выстраивания каркаса из основных качеств для уточнения характера личности.

Такой круг (на изображении ниже) составлен ученым на основании понятия об эмоциональной стабильности. В свою очередь это качество может проявляться в виде адаптивных способностей индивида в разных ситуациях и под влиянием прочих личностных аспектов. Прежде всего с помощью круга Айзенка можно спрогнозировать развитие невроза в условиях длительного пребывания в состоянии стресса.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Такой способ диагностики психических расстройств помогает составить описание человека и предположить, какой будет его реакция в той или иной ситуации. Согласно данной методике, выделяют два типа людей:

1. Экстраверт – человек, который направлен на внешнее окружение (люди и взаимоотношения с ними). Для типичной экстраверсивной личности характерны такие черты, как импульсивность, оптимизм, общительность, тяга к лидерству и т.д.

2. Интроверт – личность, погруженная «внутрь себя», которая стремится быть подальше от общества и не нуждается в интенсивных контактах с людьми. В отличие от экстравертов, они сдержанны, малообщительны, рациональны в поступках, пессимистичны.

Анализируя степень проявления каждого качества, можно указать на тип темперамента человека и выявить его сходство с экстравертивными либо интровертивными классическими типами личности (сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик). И, как можно увидеть, все созданные Гансом Айзенком тесты вполне понятны и просты в плане интерпретации полученных данных. Именно поэтому опросники Айзенка до сих пор актуальны и часто используются в психологии. Автор: Елена Суворова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

биография и вклад в науку

Довольно часто в жизни человека важную роль играют «случайности» (которые, как известно, не случайны). Например, выбрав дорогу, чтобы уйти от судьбы, мы именно там ее и встречаем. И тот, кто находит ответ на вопрос о том, почему так происходит, надолго остается в людской памяти.

айзенк ганс юрген вклад в науку

Во многом благодаря нахождению нестандартных ответов на экстравагантные вопросы запомнился ученый Айзенк Ганс Юрген.

Детство и отрочество Айзенка

Все самое интересное, что впоследствии может играть ключевую роль в становлении человека, происходит в детстве. Ганс Юрген Айзенк (04.03.1916 – 04.09.1997) являлся ребенком «культурной интеллигенции» - и мать, и отец были актерами. Рут Вернер (под псевдонимом Хельга Моландер) блистала на экранах немого кино, а Антон Эдвард Айзенк совмещал пение и актерское мастерство. На ребенка у родителей времени не оставалось. А спустя два года они разошлись, и Ганс Юрген Айзенк был отправлен на воспитание к бабушке по материнской линии.

Из воспоминаний Ганса Айзенка можно узнать, что маленькому внуку всегда предоставлялась полная свобода действий, к его шалостям относились снисходительно. Возможно, поэтому мальчик все «пробовал на прочность и достоверность».

«Бунтарским» стилем поведения Ганс Юрген Айзенк был известен во всех кругах. Хотя именно благодаря этой особенности и были выдвинуты научные идеи и доказана их обоснованность.

Переезд в Англию

Осознание своей исключительности пришло к Гансу еще в школе: он частенько любил демонстрировать превосходство своих знаний по предмету над знаниями учителей, окончивших военные университеты. Будучи первым спортсменом в школе, в открытую высказывал свои негативные впечатления от нацистского митинга и выступавшего на нем Гитлера. Товарищи, сговорившисьу, избили его толпой. Однако это не смутило будущего доктора философских наук. На следующий день Ганс выловил своих обидчиков поодиночке и учинил «правосудие». Правда, умение держать удар не помогло молодому человеку при поступлении в Берлинский университет.

ганс юрген айзенк

Впервые в жизни перед молодым человеком встал выбор: вступление в тайную нацистскую полицию и поступление в университет или отклонение его кандидатуры на место студента. Ганс Юрген Айзенк покидает Германию и отправляется в Англию.

Профессиональное становление

Переезд скорректировал планы Ганса. Мечты о поступлении на физический факультет Лондонского университета не осуществились по ряду причин. Однако, не желая терять целый год из-за несоответствия требованиям, Айзенк поступает на курс психологии. В 1938 году молодой психолог получает степень бакалавра. А в 1940-м становится доктором философии.

С этого же года Ганс начинает работать в госпитале Милл-Хилл, принимая пациентов с различными психиатрическими проблемами. Следует отметить, что до этого момента никакой психиатрической и клинической практики у Айзенка не было. Это не означало, что молодой доктор философии спасует перед трудностями. Ганс считает неудовлетворительными критерии и категории клинической диагностики и находит возможность применить только разрабатываемые в то время факторные теории личности на практике. Благодаря этим изысканиям, обширной практике и неустанным наблюдениям теория формирования личности была оформлена в книгу «Измерения личности» (1947).

Факторный анализ - вклад Айзенка Ганса Юргена в психологию и частично психиатрию того времени. Он заметил, что выделяются два основных фактора при описании личностных качеств: невротизм с одной стороны и экстраверсия (интроверсия) – с другой. Эта идея получит свою окончательную огранку в 1970 году.

В послевоенные годы Айзенк продолжает работать в психиатрическом отделении на должности директора и через некоторое время становится преподавателем Лондонского университета.

С целью исследования психиатрической практики западных коллег отправляется в 1949 году работать приглашенным профессором в Пенсильванию. Неудивительно, что программы обучения по клинической психологии США и Канады были охарактеризованы Гансом как «ненаучные».

В 1950 году Айзенк возвращается в Европу.

Становление ученого

Какой внес Айзенк Ганс Юрген вклад в науку? В настоящее время мало кто задумывается о возникновении столь знакомых всем понятий и явлений. Однако некоторые их них начали свое существование не так уж давно. Айзенк, затаив дыхание следил, насколько это было возможным, за генетическими опытами, проводимыми в «Аненербе». Молодому ученому довелось самому проводить исследования головного мозга с намерением выявить корреляцию между размером мозга и интеллектом человека. Такие опыты до сих пор никого не привели к установлению каких-либо закономерностей, однако убедиться в этом Гансу было необходимо.

ученый айзенк ганс юрген

Влияние Бёрда на формирование концепций Айзенка

Научным руководителем молодого ученого был Сирил Лодовик. Он известен своей категоричностью в вопросе интеллектуального развития. С его точки зрения, интеллектуальные способности – врожденное свойство (как цвет глаз). Доказательством служили исследования, базирующиеся на тестах Бине - Симона. Очевидцы утверждали, что Сирил был неплохим математиком и пытался вычислить точное распределение врожденного и приобретенного факторов интеллекта.

Бёрту принадлежала разработка теории двухфакторной структуры интеллекта (сама идея была высказана Чарльзом Спирменом). Впоследствии настойчивое приписывание Сирилом авторства этой концепции себе позволило высказаться некоторым критикам о нездоровье ученого (его считали параноиком).

Многое, если не все, из трудов Бёрта можно найти в высказываниях Айзенка. Можно сказать, что Ганс довел систему до совершенства. Сегодня она известна всему миру как тест на IQ.

Семья доктора философии

Личная жизнь Ганса Юргена Айзенка была не столь противоречивой, как общественная и научная. В 1938 году психолог женился на Маргарет Дэвис, которая также была студенткой Лондонского университета, но на факультете математики. Уроженка Канады прожила в браке с Айзенком до 1950 года. Сын Майкл, рожденный в этом браке, впоследствии стал известным автором книг по психологии, а книга «Исследование человеческой психики» стала совместной работой сына и отца.

айзенк ганс юрген жена и дети

Сразу после развода с Маргарет Ганс женится на Сибил Ростал (знакомство с которой произошло во время путешествия по Филадельфии). Дочь скрипача Макса Ростала, психолог, мать четверых детей (у супругов родились 3 мальчика и девочка)

совместно с мужем выпустила несколько книг (в основном это доработанные тесты). Жена и дети Айзенка Ганса Юргена во всем его поддерживали и были его единственной отдушиной, в то время как весь научный мир бушевал. Знаменитый психолог никогда не рассматривал семейные отношения с точки зрения психоанализа Фрейда. Кроме того, однозначно высказался по поводу Эдипова комплекса. В краткой биографии Айзенка Ганса Юргена почти всегда обходят стороной семейные взаимоотношения, но плодотворные совместные с домочадцами работы говорят о взаимопонимании и поддержке, царивших в семье ученого.

Наследие ученого

Неординарная личность Айзенка проявлялась во всем - от отстаивания своих научных убеждений до провокационного поведения (за что был прозван "ужасным ребенком семидесятых"). Наследие ученого насчитывает 45 книг и более 600 статей.

Основал и был редактором таких журналов, как "Исследование поведения и терапия" и "Личность и индивидуальные различия". Основу концепции Айзенка составляли такие факторы личности, как экстраверсия – интроверсия и невротизм – стабильность. Спустя некоторое время в теории появился третий тип измерения личности (психотизм – сила суперэго), с предположением, что это генетическая предрасположенность к развитию личности по психотической или психопатической линии.

Опираясь на разработанные психологом модели поведенческих реакций, был предложен метод коррекции личности – аверсивная психотерапия (или терапия отвращением). Многие центры помощи людям с наркотической зависимостью используют такой вид терапии как основной.

айзенк ганс юрген вклад в науку

Увлечения доктора философии

Биография Ганса Юргена Айзенка повествует о его страстном юношеском увлечении астрологией. Естественно, что к этому вопросу он подошел со всей серьезностью ученого-исследователя. Исследование астрологических карт велось все с той же целью: найти закономерность, способствующую развитию таланта. Во время изучения темы Айзенк переписывался со многими знаменитыми астрологами. Им были составлены и отправлены почтой карты для некоторых представителей Рейхстага с предупреждением о крахе всех их планов. Но ответа не последовало.

Наблюдения за фашизмом и левыми радикалами привели ученого к выводу, что эти группы скорее подобны, нежели отличны. Обе обладали авторитарным стилем управления, жесткостью и нетерпимостью к инакомыслию, в отличие от контрольной группы. Возможно, эта гипотеза лишь усилила веру ученого в значение биологической составляющей в природе интеллекта.

айзенк ганс юрген книги

Факторная теория личности

Значительным вкладом Айзенка Ганса Юргена в психологию считается модель трехфазной концепции возникновения невроза, которая описывает невроз как проявление выученных поведенческих реакций. Как и Рэймонд Кеттл, используя факторный анализ, он показывает, как характерные черты личности влияют на поведенческие реакции. В отличие от Кеттела, Айзенк был убежден, что для объяснения поведения человека достаточно трех суперчерт (у оппонента их 16), которые именуются типами (интроверсия - экстраверсия, стабильность - нейротизм и психотизм - сила суперэго). Такая структура типов была сформирована на основе убеждений Айзенка в том, что они являются унаследованными на биологическом уровне (хотя влияние внешней среды не исключается).

ганс юрген айзенк фото

Основой для построения его теории послужили работы коллег Э. Кречмера и К. Юнга. Айзенк рассматривал их типологии как одно целое.

Новизной теории личности считается рассмотрение психологических проявлений как континуумов значений, а не как крайних проявлений типов.

Книги автора

Во всех книгах Айзенка Ганса Юргена красной нитью проходит идея ведущей роли генетических и нейрофизиологических факторов в формировании различных поведенческих реакций. Как истинный психолог, ученый знаменит «бросающими вызов» заголовками. Например, «Польза и вред психологии», «Смысл и бессмысленность в психологии», «Факты и вымысел в психологии», «Секс, жестокость и средства массовой информации».

Пожалуй самой известной книгой Айзенка является «Структура человеческой личности», в которой приводится доказательство эффективности факторного анализа в исследованиях личностных проявлений, талантов и предрасположенностей.

айзенк ганс юрген книги

Особые работы

Не обошел Ганс Юрген и такую щепетильную тему, как преступное поведение. В 1964 году увидела свет книга «Преступление и личность». В ней нет и намека на знаменитую теорию Ломброзо. По версии Айзенка, личности с высокими показателями экстраверсии, нейротизма и психизма, вследствие издержек социализации, могут стать преступниками. Автором выдвигалась гипотеза о наличии в популяции группы «преступного класса». Стоит отметить, что этот труд вызвал множество критики и споров в научной среде, однако обзавелся и последователями.

Вместо заключения

Исследования наследуемости интеллекта Р. Пломина на основе ста ДНК-маркеров показали, что только один из них связан с уровнем развития интеллекта (75% совпадений среди представителей с низким интеллектом и 100% - с высоким). Исследования проводились в 1994-1997 годах, что позволяет сделать вывод о значении всех работ Ганса Юргена Айзенка (фото ученого вы можете видеть в начале статьи). Они всегда вызывали споры и неприязнь в научной среде, но при этом пользовались популярностью у общественности.

Ганс Айзенк — Вікіпедія

|Ukrcenter=

Нейтральність цієї статті під сумнівом. Будь ласка, ознайомтеся з відповідним обговоренням та за можливості виправте недоліки. (жовтень 2012)

Ганс Юрген Айзенк (нім. Hans Eysenck; 4 березня 1916, Берлін — †4 вересня 1997) — німецько-британський вчений-психолог, один з лідерів біологічного напрямку в психології, творець факторної теорії особистості, автор популярного теста інтелекту.

Народився у Берліні в акторській родині — батько знімався у комедійних фільмах, мати — в німих. У 1938 році отримав ступінь бакалавра, у 1940 — доктора філософії. Навчався в Німеччині, працював у Лондоні, двічі одружений, батько чотирьох синів та дочок. Написав 84 книги та 1094 статті. Був почесним членом одних асоціацій, президентом інших, серед яких є навіть Дельвічській тенісний клуб. Помер, проживши довге плідне життя.

Коли Айзенку виповнилося вісімнадцять, він разом з класом пішов слухати Гітлера. Гітлер йому не сподобався, хоча в школі, за його словами, «він був єдиним неєврейським хлопчиком, налаштованим проти фашизму». Коли він зізнався в цьому, його побили: били мало не всім шкільним колективом, оскільки юний Айзенк був спортивного складу тіла, та ще й найкращим тенісистом школи. На наступний день після побиття він дав гідної відповіді.

Незважаючи на не дуже втішні рекомендації, Айзенка взяли в Берлінський університет на філософський факультет. Там самостійність проявляти стало складніше: приятелі і старші товариші наполегливо натякали йому, що непогано було б вступити в СС. Обстановка навколо нагніталася, і мати з вітчимом, єврейським режисером, вирішили поїхати від гріха подалі. Спочатку у Францію, де Айзенк вивчав історію та літературу в Діжонському університеті, потім в Англію. Після появи у Лондонському університеті, Айзенк раптово вирішив перекваліфікуватися в натуралісти і попросився на фізичний факультет: після історії та літератури йому природною видалась психологія, але не фізика. "Чорт з нею, з бюрократичною дурістю, " — вирішив Айзенк, — «психологія теж цікава штука». Кажуть, скандалив неабияк, але на курс усе-таки записався.

Закінчив університет з відзнакою, хоча, як пізніше свідчили його однокурсники, в багатьох питаннях був некомпетентний: просто вмів легко розмовляти на будь-які теми і проводити своєю самовпевненістю приємне враження на професорів. З червоним дипломом відправився на стажування в Німеччину, сподіваючись своїми думками зробити там справжній фурор. Англійські професори дали йому хороші рекомендації, охрестили «надією майбутньої науки»: кілька приватних коледжів запросили його навіть виступити з лекціями — добра рекомендація для молодого вченого.

Німеччина вирувала: громадська думка була на вищій точці кипіння; Криза, прихід фашистів до влади, бурхливі дебати про долю нації, ідеальний генетичний код, людей майбутнього, якими, звичайно ж, мають стати справжні арійці. Публічні лекції та дискусійні клуби збирали гігантські аудиторії. Люди жадали полеміки і немислимих відкриттів. Молодий і ефектний Айзенк здавався втіленням цієї німецької мрії. Він наче Прометей носився з клубу в клуб, з одного публічного суспільства в інше, де велично засідали домогосподарки, амбітні студенти, генії, і проливав світло на проблему проблем: як влаштовано головне достоїнство людини — інтелект.

Офіційна ідеологія Німеччини тих років вплинула на нього як допінг. Розмови про зверхність нації, що складається з досконалих людей, підготовки до чищення та селекції найкрасивіших-розумних-здорових — привели до головокружіння. Біологи та хіміки нацистської Німеччини, Італії, Японії вже почали генетичні досліди над людьми, в тому числі на мозку. Айзенка підбадьорюють ці експерименти, він уважно стежить за ними. Навіть сам працює в декількох анатомічних лабораторіях, анатомує і зважує мізки, намагаючись відповісти на цікаве йому питання: чи впливає розмір і вага мозку людини на його розумові здібності? Фашизм притягував його безумовно, хоча сам він завжди заперечував це.

Ряд досліджень Айзенка були сприйняті як такі, що викликають шок; їх теми, цілком нормальні для нацистської Німеччини, в Європі представлялися неприйнятними. Зокрема, він досліджував психологічні відмінності між представниками різних рас.

Особистісні опитувальники «А» призначені для діагностики невротизму, екстраверсії-інтроверсії і психозу. У своїх працях неодноразово вказував на те, що його дослідження викликані до життя недосконалістю психіатричних діагнозів. На його думку, традиційно представлена класифікація психічних захворювань повинна бути замінена системою вимірювань, в якій представлені найважливіші характеристики особистості. Широкому читачеві на пострадянському просторі Айзенк відомий як автор збірки тестів «Перевірте свої інтелектуальні здібності» (СРСР1972, 1992). Ще вийшли в 1947 і 1956 р.р. «Моудслейський медичний опитувальник» і «Моудслейський особистісний опитувальник» та стали корисним інструментом у пізнанні норми та патології особистості.

Те, що Айзенк був дуже дивною людиною, кажуть факти з його життя. На свої лекції він, наприклад, приносив купу всякого мотлоху: купи градусників, термометрів, ваг. Говорив: все можна виміряти, і мозок теж. Відомі його нескінченні міркування про білих цвіркунів мовляв: якщо до числа стрекотінь, що ця комаха виробляє за 15 секунд, додати 40, то вийде температура повітря в цей час, виміряна в градусах Фаренгейта. Аудиторія заходилася сміхом, коли він уточнював: «Білі цвіркуни — рідкісні, їх важко спіймати, вони слабо вбудовуються у загальну систему фізичних законів, на якій ґрунтується наша система вимірювань. Тому винахід термометра було визнано всіма як значне досягнення. І для вимірювання інтелекту ми вигадаємо свій термометр».

За завзяті пошуки «інтелектуального виміру» колеги прозвали Айзенка «людиною-термометром». Квартирка, яку він знімав на околиці міста, була завалена вимірювальними приладами всіх часів і народів упереміш з астрологічними картами та книжками про комах. Це було і колекціонування, і пристрасть, і фетишизм, і трохи божевілля.

Друга світова війна допомогла Айзенку. Айзенк ні на хвилину не припиняв занять наукою. Допомагаючи хворим пройти психологічну адаптацію та стукаючи молоточком по їх колінами, він задає багато питань, які не відносяться до справи, намагаючись випробувати на пацієнтах перші тести, запропоновані вченими-психологами XIX століття. Ночами вивчає їх талмуди, вдень в шпиталі ставить експерименти. Товстелезні зошити списані дрібним почерком, від яких толку немає. «Все рівно розумного солдата від дурного на око відрізнити простіше, ніж з допомогою незграбних тестів, запропонованих сто років тому».

В госпіталі Айзенка оцінили і залишили працювати і після закінчення війни, плавно просуваючи службовими сходами. У той час він дуже часто друкувався і був помічений не тільки науковою спільнотою, але й суспільною думкою. Популярність він завоював легко піддавши безжальній критиці тодішнього кумира Зигмунда Фройда (благо Фройд помер і відповісти вже нічого не міг). Айзенк люто ненавидів його. Приблизно так само, як і нацисти. «Психотерапія — це просто нісенітниця, — говорив він. — Ось прийшов до мене хворий зі статевим розладом, я порекомендував йому переглянути один фільм — і все у нього минуло. Хворі з неврозом згодом одужують самі по собі». Він вивчав мозок, нехтуючи славою «знаменитого шарлатана» (Фройда), який вивчав статеві інстинкти. Він зводить психотерапію, наводячи контрприклади: Немає ніякого едіпового комплексу! А є «художня література віденського професора: недарма йому вручили премію Гете, хороший письменник був». Айзенк претендував на роль володаря дум, яким був Фройд. І був вже за крок від мети.

Критика Фройда і власні спірні роботи принесли йому гучне ім'я. Його запрошують читати лекції по всій Європі, всі аудиторії набиті до відмови, публіка слухає роздуми професора про природу інтелекту. Це зрозуміло — адже тема стосується кожного. Але відповіді на головне питання — як зрозуміти, розумніший ти сусіда чи ні, — Айзенк не дає. До того часу, поки одного разу під час підготовки до однієї з лекцій в Ганновері випадково не виявляє роботи французького психолога Біне.

А було так: Айзенк прийшов до бібліотеки і замовив навмання кілька книг з психології. Виявилося, що саме Біне на початку XX століття був стурбований тією ж проблемою і навіть розробив ряд тестів для визначення рівня інтелекту. І багато чого домігся: в 1904-му ?????????? французьке Міністерство Громадської Освіти за його рекомендації навіть створило комісію, яка повинна була вирішити, як навчати розумово відсталих дітей, що відвідують паризькі школи. Проблема зрозуміла: відсталих дітей потрібно якось розсортувати на класи, а для цього оцінити їх розумові можливості. Біне створив для цього серії завдань, які оцінювали рівень кмітливості. Айзенк взяв за основу ідею Біне (для кожного віку існує своя норма інтелектуального розвитку), придумав, як це застосувати по відношенню до дорослих, ввів термін ''"коефіцієнт інтелекту"''(IQ) — і приготувався до слави. І небезпідставно.

IQ тут же набув популярності. Він з'явився в офісах, конторах та домівках у 1950-ті роки. Тоді, як і тепер, кожному було цікаво дізнатися, як у нього з мозком, у близьких, у підлеглих. Це була справжня сенсація, в один день зробила Ганса Юргена Айзенка зіркою першої величини. Він роз'їжджав по світу з лекціями по методології IQ, став респектабельним заможним чоловіком. Провідні університети Європи і США покірно стояли в черзі на професора Айзенка до півроку і більше. За лекції йому платили шалені гроші, знімали номери в найкращих готелях, надаючи ескорт-послуги самих дорогих фірм і розважаючи на званих вечерях суспільством перших державних персон.

На гостре запитання аудиторії на кшталт «а у вас самого ж який IQ» він вміло відповів: очевидно, високий, якщо я все це придумав. Його книги виходять на всіх мовах світу гігантськими тиражами. У транспорті всі, від студентів до домогосподарок, зачитуються його бестселерами, що носять горді назви «Багатомірності особистості», «Використання психології та зловживання в ній», «Захід і загибель імперії Фройда». І всі поголовно рахують IQ.

Багато лекцій великого метра викликали скандали. У 1971 році, після публікації його статті «Раса, інтелект та освіта» на одному з публічних виступів Айзенка закидали тухлими яйцями. За те, що він чорним по білому написав: у чорних IQ на 15 пунктів нижче, ніж у білих, і це пояснюється особливостями генетичного коду. В Європі та США такий неприкритий расизм був явно неприйнятним. Айзенка називали великим провокатором, попри те, що він був вже людиною похилого віку. Він обожнює власноруч продавати свої книги, сидячи у великих книжкових магазинах на шкіряному дивані, щедро роздавати автографи і до хрипоти сперечатися з покупцями. Це розважало його і дуже нагадувало дискусійні клуби його молодості.

Кілька разів його навіть били. Наприклад, навесні 1973 року в Сорбонні ледве він встиг вимовити першу фразу лекції, як студенти знесли кафедру і кинулися на нього з криками: «Расист! Фашист!» Збили його з ніг, розбили окуляри. У Айзенка хлинула кров з носа, викликали поліцію, однак він не висунув проти студентів ніякого звинувачення. Тому що репутація вільнодумця і скандаліста була йому на користь. Про себе він завжди говорив без удаваної скромності: «Коли я тільки почав займатися психологією, вона була зовсім ДЕФЕКТНОЮ. Зараз її репутація завдяки моїм роботам повністю відновлена».

  • Айзенк Г. Проверьте свои способности. — М. 1972.

АЙЗЕНК ГАНС ЮРГЕН это кто такой АЙЗЕНК ГАНС ЮРГЕН — Психология.НЭС

АЙЗЕНК ГАНС ЮРГЕН

Ханс Юрген Айзенк родился в Берлине 4 марта 1916 г , его родители были актерами отец снимался в комедийных фильмах, а мать играла в немых. Когда Айзенку было 3 года, его родители разошлись Высшее образование Ханс Юрген получил за границей, сначала в Париже, в Дижонском университете, а затем - в Лондонском Во Франции он занимался историей и литературой, но потом его интересы изменились, и в итоге он остановил свой выбор на психологии. В 1938 г он получил степень бакалавра, в 1940-м - доктора философии Во время учебы он очень увлекся астрологией, внимательно изучал астрологические карты гениев, пытаясь найти в них нечто общее, понять, какие судьбы в большей степени способствуют раскрытию дарований В конце 1930-х гг. он вел переписку со знаменитыми астрологами Европы и Америки Его интересовал фашизм, он собственноручно составил гороскопы для некоторых представителей верхушки Третьего рейха Некоторые из них, составленные для Геббельса и Гиммлера, он даже отправил в рейхстаг Айзенк предостерегал их от необдуманной агрессии, насилия и грядущего краха, однако ответа не получил После получения высшего образования Айзенк вернулся в Германию, где очень интересовался проводимыми в то время генетическими опытами фашистов Молодой ученый и сам провел несколько исследований человеческого мозга, пытаясь определить наличие зависимости между размерами мозга и интеллектом личности Вскоре Айзенк эмигрировал в Англию, где стал читать лекции В это время он выпустил целый ряд статей, посвященных предстоящей человечеству борьбе за выживание, созданию избранных людей и их воспитанию. Темы этих работ явно были навеяны Айзенку идеологией фашизма, в результате в научном мире сложилось весьма определенное отношение к ученому: его взгляды и теории не принимались. В то время он задался мыслью измерить человеческий интеллект и на лекциях демонстрировал огромное количество различных измерительных приборов: градусников, термометров, весов. Часто его слова вызывали смех, Ай-зенка считали если и не безу

Самооценка психических состояний (Г. Айзенк)

Цель: определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

Тревожность – это индивидуальная психическая особенность,
проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Здесь тревога выступает как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей или кажущейся таковой опасности.

Фрустрация – это психическое состояние, вызванное неуспехом в
удовлетворении потребности, желания. Проявляется в отрицательных
переживаниях: разочаровании, раздражении, тревоге, отчаянии и т. п.

Агрессивность – это невызванная объективными обстоятельствами, неспровоцированная враждебность человека по отношению к
людям, окружающему миру. Проявляется в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру. Иногда проявляется в форме демонстрации превосходства в силе по отношению к другому человеку или иному социальному объекту.

Ригидность – это затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в
условиях, объективно требующих ее перестройки. Противоположное
по значению свойство личности – пластичность.

Тест состоит из 40 высказываний, сгруппированных в четыре блока. Каждый из блоков соответствует одному из четырех определяемых психических состояний (тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности).

Инструкция: предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит – то 0 баллов.

Тест-опросник

I

1. Не чувствую в себе уверенности.
2. Часто из-за пустяков краснею.
3. Мой сон беспокоен.
4. Легко впадаю в уныние.
5. Беспокоюсь о только воображаемых неприятностях.
6. Меня пугают трудности.
7. Люблю копаться в своих недостатках.
8. Меня легко убедить.
9. Я мнительный.
10. Я с трудом переношу время ожидания.

II

11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых
все-таки можно найти выход.
12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
16. Я нередко чувствую себя беззащитным.
17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
18. Я чувствую растерянность перед трудностями.
19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу,
чтобы меня пожалели.
20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

III

21. Оставляю за собой последнее слово.
22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
23. Меня легко рассердить.
24. Люблю делать замечания другим.
25. Хочу быть авторитетом для других.
26. Не довольствуюсь малым, хочу большего.
27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
30. Я мстителен.

IV

31. Мне трудно менять привычки.
32. Мне нелегко переключать внимание.
33. Очень настороженно отношусь ко всему новому.
34. Меня трудно переубедить.
35. Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
36. Нелегко сближаюсь с людьми.
37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
38. Нередко я проявляю упрямство.
39. Неохотно иду на риск.
40. Редко переживаю по поводу изменений в принятом мною режиме дня.

Обработка результатов тестирования

Если соответствующее состояние вам присуще, припишите 2 балла, если такое состояние бывает изредка – 1 балл, если у вас такого
состояния не бывает, то 0 баллов. Подсчитайте сумму баллов по каждому блоку высказываний. I блок (1 – 10-е высказывания) выявляет состояние тревожности, II блок (11 – 20-е высказывания) – состояние
фрустрации, III блок (21 – 30-е высказывания) – состояние агрессивности, IV блок (31 – 40-е высказывания) – состояние ригидности.

Оценка психических состояний

1. Тревожность:
• 0 – 7 баллов: вы не тревожны;
• 8 – 14 баллов: тревожность средняя, допустимого уровня;
• 15 – 20 баллов: вы очень тревожны.

2. Фрустрация:
• 0 – 7 баллов: вы не имеете высокой самооценки, но устойчивы к
неудачам, не боитесь трудностей;
• 8 – 14 баллов: средний уровень фрустрации;
• 15 – 20 баллов: у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированны.

3. Агрессивность:
• 0 – 7 баллов: вы спокойны, выдержанны;
• 8 – 14 баллов: у вас средний уровень агрессивности;
• 15 – 20 баллов: вы агрессивны, невыдержанны, есть трудности в
общении и в работе с людьми.

4. Ригидность:
• 0 – 7 баллов: ригидности нет, у вас легкая переключаемость;
• 8 – 14 баллов: у вас средний уровень ригидности;
• 15 – 20 баллов: у вас ригидность сильно выражена, что проявляется в неизменяемости поведения, убеждений, взглядов, даже если они
не соответствуют реальной действительности. Вам противопоказаны
смена работы, изменения в семье.

Г. Ю. Айзенк (1916–1997). Психология в лицах

Г. Ю. Айзенк (1916–1997)

Ганс Юрген Айзенк — один из крупнейших психологов XX столетия. Он родился в Берлине, в семье, интересы которой были максимально далеки от науки: его мать была киноактрисой, звездой немого кино, снявшейся в 40 фильмах, отец — популярным конферансье. Родители развелись, когда мальчику едва исполнилось два года, и воспитывала его бабушка, которая впоследствии погибла в нацистском концлагере. Сам Айзенк, вопреки всем теориям наследственности (в развитие которых он внес немалый вклад), никакой тяги к артистической карьере не испытывал. Всегда считавшийся талантливым, но не слишком прилежным учеником, он очень рано ознакомился с работами Э. Резерфорда и решил, что делом его жизни может стать только физика. По окончании школы в 1934 г. он вознамерился поступить на физическое отделение Берлинского университета. Однако выбор профессионального пути в нацистской Германии был неразрывно связан с выбором политических взглядов. Поступление в университет на столь притягательное для него физическое отделение оказалось возможным лишь при условии вступления в национал-социалистскую партию. Это условие не было обязательным для всех, но от Айзенка, известного независимостью суждений и отличавшегося сильной неприязнью к фашизму, власти потребовали демонстрации лояльности режиму. Условие было для молодого человека абсолютно неприемлемым. Оставался один путь — эмиграция.

Весной 1934 г. Айзенк уехал во Францию, а спустя несколько месяцев перебрался в Англию. Началась эмигрантская жизнь со всеми ее «прелестями»: адаптация к другой культуре, негативизм окружающих, предельно скромное существование на репетиторские заработки, позднее, с началом войны, ограничение в правах, угроза интернирования.

Весной 1935 г. Айзенк блестяще сдал вступительные экзамены в Лондонский университет, намереваясь здесь осуществить свою давнюю мечту — заняться углубленным изучением физики. Но этому намерению не суждено было осуществиться. Выбор факультетов в Лондонском университете жестко определялся тем, какие вступительные экзамены сдавались. Айзенк об этом не знал, в Германии правила были другими. Выяснилось, что для специализации по физике им сданы не все необходимые экзамены. Откладывать поступление на следующий год он не мог, так как был сильно стеснен в средствах. Оставалось выбирать из тех факультетов, которым «подходили» сданные экзамены. Таким факультетом оказался психологический. Именно по такой иронии судьбы психология приобрела одного из самых ярких и продуктивных исследователей.

Отделение психологии Лондонского университета, созданное Ч. Спирменом, в то время возглавлял Сирил Берт, уделявший особое внимание психометрическим исследованиям. Одной из первых работ, выполненных Айзенком на этом отделении, было сравнение двух подходов к исследованию интеллекта: Ч. Спирмена, выделившего фактор общих способностей (g-factor), и Л. Терстоуна, рассматривавшего в структуре интеллекта ряд независимых способностей. Современные представления о том, что между этими подходами не существует непримиримого противоречия, базируются на той давней студенческой работе Айзенка.

В 1938 г. Айзенк получил звание бакалавра и был признан лучшим студентом на своем курсе. В 1940 г. он защитил докторскую диссертацию, руководителем которой формально являлся Берт, но которая, по сути, была полностью самостоятельной работой. Посвящена она была экспериментальной эстетике и включала в себя исследования по восприятию (от простейших фигур до произведений искусства).

Закончив обучение, Айзенк поступил психологом-исследователем в клинику, носящую имя Генри Модели, психиатра викторианской эпохи, чей фундаментальный труд «Физиология и патология души» (1867, русский перевод вышел в 1871 г.) заложил основы детской психиатрии (в нем Модели доказывал, что сам по себе возраст может способствовать некоторым психическим нарушениям). У нас имя Модели известно главным образом благодаря Айзенку, поскольку оно фигурирует в названии диагностического опросника, созданного в годы работы в клинике Модели. Руководитель госпиталя Обри Льюис планировал создать при Лондонском университете Институт психиатрии, задачами которого являлись бы диагностика, изучение и лечение неврозов, психозов и мозговых нарушений. Самостоятельные и энергичные исследователи (психологи и психиатры), которых он набирал в штат клиники, должны были, по его замыслу, стать ядром нового института.

Когда планы Льюиса воплотились в реальность и Институт психиатрии был открыт, Айзенку было предложено возглавить в этом институте отделение психологии. С этого времени, то есть с 1955 г., жизнь и работа Айзенка были неразрывно связаны с Институтом психиатрии.

Поражает широта научных интересов Айзенка. Пожалуй, не было в мире другого психолога, которому удалось бы сделать так много и в столь разных областях.

После защиты диссертации он начинает исследования структуры свойств личности. Именно этой теме посвящены его первые книги («Измерения личности», 1947; «Научное изучение личности», 1952; «Структура личности», 1952). В те годы появилась столь хорошо знакомая психологам триада личностных свойств Айзенка — экстраверсия-интроверсия, нейротизм и психотизм, исследование которой он не прекращал до последних дней своей жизни.

Специалистам хорошо известны работы Айзенка, выполненные в контексте клинической психологии: по тревожности и истерии, по выделению типов личности, имеющих склонности к различным соматическим заболеваниям. Он многое делал для развития поведенческой (бихевиоральной) терапии, занимаясь разработкой ее теории, популяризацией и непосредственно терапевтической работой, в частности с онкологическими больными. По его инициативе с 1960 г. стал издаваться журнал «Поведенческие исследования и терапия» (Behavioral Research and Therapy). Отвергая господство психиатров над психологами в Институте психиатрии, Айзенк сместил акцент в клинической психологии с диагностики на активную терапию. Не будучи ни терапевтом, ни клиницистом, он, тем не менее, заслуженно считается основателем английской клинической психологии. Его отделение дало приют развивающейся бихевиоральной терапии и стало родным домом для специалистов, ее практикующих.

Айзенк изучал психофизиологические основы интеллектуальной деятельности и создал «биологическую» теорию интеллекта, которая базируется на предположении о том, что в основе интеллекта лежит скорость прохождения импульса по «каналам нервной связи».

На протяжении всей жизни Айзенка интересовали биологические, и в частности наследственно обусловленные, истоки индивидуальных различий. Он всегда был активным и последовательным сторонником генетических исследований психических функций и, будучи человеком действия, стал одним из организаторов Лондонского близнецового исследования, выполненного в контексте генетики поведения.

В последние годы жизни Айзенк создал теорию креативности, в соответствии с которой процессы активации рассматриваются как фундаментальная основа и личностных, и когнитивных составляющих творческих способностей.

При всем многообразии тематики исследований Айзенк никогда не изменял главной теме своего научного поиска — исследованию индивидуальных различий. Какая бы психологическая реальность ни становилась предметом его изысканий, какие бы экспериментальные схемы и методы им ни использовались, цель всегда была одна — понять, в чем проявляются различия между людьми и какова причина этих различий. В 1979 г. им был основан журнал «Личность и индивидуальные различия» (Personality and Individual Differences), предназначенный для публикации именно по этой тематике и призванный объединить исследователей в этой области. Айзенк многое сделал для создания Международного общества по изучению индивидуальных различий (ISSID), восьмая конференция которого (последняя, на которой он присутствовал) состоялась за полтора месяца до его ухода из жизни (умер Айзенк 4 сентября 1997 г.).

Айзенк был исключительно продуктивен. Им (самим и в соавторстве) написано более 70 книг и свыше 600 научных статей. В нашей стране он был в основном известен как автор единственной переведенной у нас научно-популярной книги «Проверьте ваши способности» и лишь недавно увидел свет запоздалый перевод его классической работы «Структура личности». Неизменным предметом его гордости было то, что индекс цитирования его работ оказывался всегда одним из самых высоких в мире: среди здравствующих психологов он уступал первенство лишь Жану Пиаже, а среди британских психологов был самым цитируемым автором. Вместе с тем очевидное признание работ Айзенка мировым психологическим сообществом почти никак не проявлялось в официальном признании его заслуг. Только в самом конце своей научной карьеры (в 1988–1993 гг.) он был удостоен наград Американской психологической ассоциации. Британская официальная наука не успела сделать и этого.

В нашей стране работы Айзенка долгое время были известны лишь узкому кругу профессионалов. Сам он бывал в Москве и несколько раз выступал перед небольшими аудиториями. Был период, когда его труды было принято обсуждать в резко критическом тоне, что вызывало ощущение неловкости у тех, кто их читал и, соглашаясь или не соглашаясь с Айзенком, не мог не оценить его исключительную эрудицию, прозрачную ясность его теоретических построений, четкость и доказательность изложения.

Айзенк часто оказывался в центре острой полемики, что вообще не очень характерно для академических психологов. Он получил известность своей убийственной критикой психоанализа, в качестве альтернативы которому он выдвигал поведенческую терапию; он осмелился публично усомниться в доказательности связи между курением и раком, высказывал небесспорные суждения о расовых различиях, настаивал на необходимости научного изучения паранормальных психических феноменов. Зачастую в словах Айзенка было гораздо меньше поводов для споров, чем в том, что ему приписывалось; его взгляды были гораздо менее радикальны, чем можно судить по вольным цитатам. Сегодня, когда труды Айзенка постепенно становятся нам все более доступны, каждый сам может оценить подлинное значение этого психолога в истории мировой науки. Но, какими бы ни были эти суждения, игнорировать роль выдающегося британского психолога уже невозможно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Ханс Айзенк – Уикипедия

Ханс Юрген Айзенк (на немски: Hans Jürgen Eysenck) е германски психолог, добил известност с работата си върху интелигентността и личността. Приживе Айзенк е най-цитираният жив психолог в научни журнали.[1]

Роден е на 4 март 1916 година в Берлин, Германия, но се мести в Англия като младеж през 30-те години на 20 век поради съпротивата му на нацистката партия. Айзенк е основател и редактор на журнал за „Личностни и индивидуални различия“ и е автор на над 50 книги и 900 академични статии.

Основните изследвания на Айзенк са в областта на теорията на личността и измерването, интелигентността, социалните нагласи и политиката, поведенческата генетика и поведенческата терапия. Той разглежда психологията от подхода на естествената наука и е враждебно настроен към т. нар. хуманистични, психодинамични и други литературни и субективни подходи.

Гледището на Айзенк за човека, което винаги ръководи неговото мислене и насочва неговите изследвания, е за биосоциален организъм, чиито действия са детерминирани в еднаква степен от биологични (генетични, физиологични, ендокринни) и от социални (исторически, икономически, интерактивни) фактори. Той е убеден, че едностранчивото ударение или върху биологичните, или върху социалните фактори, спъва развитието на науката. Убеждението, че човек е продукт на еволюцията, все още носещ със себе си следите от милиони години развитие от ранните форми на живот, невинаги е било популярно сред учените от социалните науки, които са по-склонни да подчертават социалните фактори, но се разглежда от Айзенк като съществено за правилното разбиране на човека.

Подходът на Ханс Айзенг се определя, като биологичен и като основа на личността се приемат характеристики, типични за мозъчната дейност. Разработките му са свързвани с изследвания проведени в строго контролирани експериментални условия.

Историческото развитие на системата за описание на личността от древността (Хипократ и Гален) до изследванията през 60-те години на XX век, са обобщени от Ханс Айзенг. Той предлага за базисни два параметъра на индивидуалността: екстроверсия-интроверсия и емоционална неустойчивост (нестабилност) – устойчивост (стабилност). Според него човешката личност в по-голямата си част е генетично предопределена и може да се изрази строго индивидуално в следните основни скали: екстроверсия-интроверсия, невротизъм и психотизъм.

Умира на 4 септември 1997 година в Лондон на 81-годишна възраст.

  • Dimensions of Personality (1947)
  • The Scientific Study of Personality (1952)
  • The Structure of Human Personality (1952) and later editions
  • Uses and Abuses of Psychology (1953)
  • The Psychology of Politics (1954)
  • Psychology and the Foundations of Psychiatry (1955)
  • Sense and Nonsense in Psychology (1956)
  • The Dynamics of Anxiety and Hysteria (1957)
  • Perceptual Processes and Mental Illnesses (1957) with G. Granger and J. C. Brengelmann
  • Manual of the Maudsley Personality Inventory (1959)
  • Handbook of Abnormal Psychology (1960) editor, later editions
  • Experiments in Personality (1960) two volumes, editor
  • Behaviour Therapy and Neuroses (1960) editor
  • Know Your Own I.Q. (1962)
  • Experiments with Drugs (1963) editor
  • Experiments in Motivation (1964) editor
  • Crime and Personality (1964) and later editions
  • Manual of the Eysenck Personality Inventory (1964) with S. B. G. Eysenck
  • The Causes and Cures of Neuroses (1965) with S. Rachman
  • Fact and Fiction in Psychology (1965)
  • Smoking, Health and Personality (1965)
  • Check Your Own I.Q. (1966)
  • The Effects of Psychotherapy (1966)
  • The Biological Basis of Personality (1967)
  • Eysenck, H.J. & Eysenck, S.B.G. (1969). Personality Structure and Measurement. London: Routledge.
  • Readings in Extraversion/Introversion (1971) three volumes
  • Race, Intelligence and Education (1971) in US as The IQ Argument
  • Psychology is about People (1972)
  • Lexicon de Psychologie (1972) three volumes, with W. Arnold and R. Meili
  • The Inequality of Man (1973)
  • Eysenck on Extraversion (1973) editor
  • The Measurement of Intelligence (1973) editor
  • The Experimental Study of Freudian theories (1973) with G. D. Wilson
  • Case Histories in Behaviour Therapy (1974) editor
  • Know Your Own Personality (1975) with G. D. Wilson
  • Manual of the Eysenck Personality Questionnaire (1975) with S. B. G. Eysenck
  • A Textbook of Human Psychology (1976) with G. D. Wilson
  • Sex and Personality (1976)
  • The Measurement of Personality (1976) editor
  • Eysenck, H.J. & Eysenck, S.B.G. (1976). Psychoticism as a Dimension of Personality. London: Hodder and Stoughton.
  • Reminiscence, Motivation and Personality (1977) with C. D. Frith
  • You and Neurosis (1977)
  • Die Zukunft der Psychologie (1977)
  • The Psychological Basis of Ideology (1978) editor, with G. D. Wilson
  • Sex Violence and the Media (1978) with D. Nias
  • The Structure and Measurement of Intelligence (1979)
  • The Psychology of Sex (1979) with G. D. Wilson
  • The Causes and Effects of Smoking (1980)
  • A Model for Personality (1981) editor
  • Mindwatching (1981) with M. W. Eysenck, and later editions
  • The Battle for the Mind (1981) with L. J. Kamin, in US as The Intelligence Controversy
  • Personality, Genetics and Behaviour (1982)
  • Explaining the Unexplained (1982) with Carl Sargent
  • H.J. Eysenck & D.K.B. Nias, Astrology: Science or Superstition? Penguin Books (1982) ISBN 0-14-022397-5
  • A Model for Intelligence (1982) editor
  • Know Your Own Psi-Q (1983) with Carl Sargent
  • …'I Do'. Your Happy Guide to Marriage (1983) with B. N. Kelly
  • Personality and Individual Differences: A Natural Science Approach (1985) with M. W. Eysenck
  • Decline and Fall of the Freudian Empire (1985)
  • Rauchen und Gesundheit (1987)
  • Personality Dimensions and Arousal (1987) editor, with J. Strelau
  • Theoretical Foundations of Behaviour Therapy (1988) editor, with I. Martin
  • The Causes and Cures of Criminality (1989) with G. H. Gudjonsson
  • Genes, Culture and Personality: An Empirical Approach (1989) with L. Eaves and N. Martin
  • Suggestion and Suggestibility (1989) editor, with V. A. Gheorghiu, P. Netter, and R. Rosenthal
  • Intelligence: A New Look (1998)
  • Eysenck, H.J. (1992). A reply to Costa and McCrae. P or A and C – the role of theory. Personality and Individual Differences, 13, 867 – 868.
  • Eysenck, H.J. (1992). Four ways five factors are not basic. Personality and Individual Differences, 13, 667 – 673.
  • Енциклопедия „Психология“, Наука и изкуство, С 1998, ред. Дж. Корсини
  1. ↑ Haggbloom, S.J. (2002). The 100 most eminent psychologists of the 20th century. Review of General Psychology, 6, 139 – 152.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *