А шопенгауэра волюнтаризм: Волюнтаризм А.Шопенгауэра. Мир как воля и представление.

А шопенгауэра волюнтаризм: Волюнтаризм А.Шопенгауэра. Мир как воля и представление.

Содержание

Волюнтаризм А.Шопенгауэра. Мир как воля и представление.

Подробности
Категория: Философия – ответы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Волюнтаризм – направление философской мысли, преаеувеличивающее значимость волевых начал в деятельности людей, предполагающее возмождностьт строить и перестраивать общественные процессы в соответсвии с наиболее привлекательными проектами, моделями, идеологиями.

Иррационализм — нечто противоположное рационализму. В первой половине 19 века положение меняется. Два течения философской мысли: философия науки, второе течение — иррационализм. Артур Шопенгауэр(1788-1860) последователь Канта. Сторонник волюнтаризма. Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей. Представление — исходная точка распадения на объект и субъект. Представление берется в развитом виде. В историческом плане появляется с появлением первого класса, хотя бы класса насекомых. “Нет объекта без субъекта также как и нет субъекта без объекта”. Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы. Вторая составляющая мира — воля, некая иррациональная сила. Воля — порыв к жизни. Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. Шопенгауэр различает стадии активизации воли. Волевые начала: 1. притяжение, 2. магнетизм, 3. химизм (неорганические). На живом уровне высшая стадия – 4. мотивированная воля (у человека). Мотивы могут вступать в борьбу. Существует исходный резервуар волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит агрессивный, злой характер. Абсолютна слепая воля проявляется на уровне неорганической природы. Прорывается в органический мир в поисках пищи. Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и мир. Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так устроен мир. Философия глобального пессимизма. Говорил о буддизме (минимум деяний, чтобы не углублять страдания) как о основах своей философии. Крайне негативно относился к христианству. Осознав такое устройство мира человек может сознательно укротить свою волю. Самоубийство — уход из жизни, из-за того что жизнь не удовлетворяет его потребности. Общий потенциал злой воли в результате самоубийства не меняется. Нужно пытаться укрощать свои потребности. Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Критика общества массового потребления. Одним из первых считает такой путь развития общества тупиковым. Провозглашает приоритет художника как гения по природе. Классификация родов и видов искусств (для Гегеля литература является высшим видом искусства, более всего духовного). Для Шопенгауэра наоборот, ближе к проявлению сил природы изначальный порыв воли — музыка. Слова затуманивают. Динамика человеческой воли, кристаллизирующаяся в музыке, отражает динамику культуры.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

23. Волюнтаризм а. Шопенгауэра, ф. Ницше.

Волюнтаризм – направление идеалистической философии, признающее волю как первооснову всего сущего.

Различают два вида В. – как форму объективного идеализма (А. Шопенгауэр, Э. Гартман), и как форму субъективного идеализма (Штирнер, Ницше). 

Артур Шопенгауэр (1788-1860) Работы: «Мир как воля и представление». волюнтаризм – основной универсальный принцип философии Ш. Этика Ш. безотрадно пессимистична. Жизни неотвратимо присуще страдание. Счастье есть лишь временное освобождение от страдания. Мир – арена испуганных и измученных существ, которые живут за счет истребления других. Из признания доминирующей роли страдания следует сострадание в качестве важнейшего этического принципа. Разрешение трагедии человеческой жизни Ш. видел в умерщвлении плоти и в угасании рациональных исканий человека. Другой путь освобождения от страданий – искусство, художник созерцает саму сущность воли и ее адекватные вечные идеи, что позволяет умиротворить неистовство воли.Подвергая критике агностицизм Канта, считал, что лежащая в основе явлений «вещь в себе» есть первичная ничем не обусловленная «мировая воля

». Движущей силой всех живых существ является «воля к жизни», носящая стихийный, инстинктивный характер, являющаяся основным движущим фактором развития и безусловным первоначалом мира. Сознательная воля производная по отношению к слепой, инстинктивной, индивидуальной воле.  Все явления есть разные ступени объективации воли. Воля, будучи темной и таинственной силой, крайне эгоцентрична, что означает для людей беспокойство, конфликты и тд. Ш. не просто уменьшил роль разума, он оспорил само понятие разума как области осознанной деятельности человека, введя в него бессознательно-иррациональные моменты. Интеллект по Ш. сам того не осознавая функционирует не по своему рациональному плану, а по указаниям воли. Воля не есть простой придаток разума, а специфический процесс, в значительной степени определяющий направленность и характер действий человека и результат этих действий. Воля для Ш. – абсолютное начало, корень всего сущего. Мир мыслится им как воля и представление

Ницше Фридрих (1844-1900).  Работы: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти».Вслед за Ш. Н. в основе мира мыслил волю, как основную движущую силу становления. Центральным понятием у Н. является идея жизни, сформировавшаяся в направление «философия жизни». В человеке он подчеркивал телесное, биологическое расслабляя волю человека. Н. гипертрофировал волю, особенно волю к власти. По Н. все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти».начало. Интеллект есть лишь высший слой необходимый для сохранения организменных образований и в первую очередь инстинктов. Интеллект не познает мир, а систематизирует его в той мере, в какой это необходимо для практической потребности. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей. Н. отвергает идеи демократии, исторического прогресса, идеи равенства и справедливости «как разлагающие цельность человеческой природы». Он развивает концепцию абсолютного господства «высшей касты». Н. критикует мораль, считая, что она играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость и расслабляя волю человека. Н. гипертрофировал волю, особенно волю к власти.

По Н. все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти».

У слабых она проявляется как воля к свободе, у более сильных – как воля к большей власти или воля к «справедливости», у самых сильных – как любовь к человечеству, чем маскируется стремление к подавлению чужой воли. Кроме того, представление Н. об отсутствии в мире закономерного развития, его хаотичности означает бессмысленность морали. Н. не только характеризовал свою «волю к власти» как определяющий стимул поступков человека, а считал что необходимо в одинаковой мере отнести этот принцип как к дереву и растению, так и животному

(все они борются друг с другом из за власти). 

(9) Волюнтаризм Шопенгауэра

Одной из самых ярких фигур иррационализма является Артур Шопенгауэр.

Шопенгауэр не просто уменьшил роль разума за счет эмоций и, главное, абсолютизирование понимаемой им воли, он оспорил само понятие разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты.

Интеллект, согласно Шопенгауэру, сам того не сознавая, функционирует не по своему рациональному плану, но по указаниям воли, которая признается единой энергийной основой всех личных воль и самого объективного мира: для него интеллект — это лишь орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Интеллект утомляется, а воля неутомима. Таким образом, Шопенгауэр, с одной стороны, стремился, как и Фейербах, к расширению наших представлений о мире человеческой психики, сводимой ранее преимущественно к рациональному началу, а с другой — он остался на позициях объективного идеализма Гегеля, заменив на «посту» первопричины мира рациональную абсолютную идею на иррациональный момент человеческой психики — метафизическую первоволю. Реальна только одна космически громадная воля, которая проявляется во всем течении событий Вселенной: мир — только зеркало этого воления, выступающее как представление.

Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира — это история бессмысленной флуктуации волевых искр, когда воля вынуждена пожирать самое себя, так как, кроме нее, ничего нет и она к тому же — голодная и жестокая, постоянно ткущая паутину страдания. Отсюда травля, боязнь и страдание. Точно так же и буддизм провозглашает земное бытие в психофизической оболочке человеческой личности неискоренимым страданием.

Отстаивая примат воли по отношению к разуму, философ высказал немало тонких и оригинальных идей относительно особенностей волевых и эмоциональных составляющих духовного мира человека и их жизненной значимости. Он подверг критике ошибочную позицию сторонников крайнего рационализма, согласно которому воля являет собой простой придаток разума или просто отождествляется с ним. По Шопенгауэру, воля, т.е. хотения, желания, мотивы побуждения человека к действию, и сами процессы его осуществления специфичны: они в значительной степени определяют направленность и характер реализации действия, и его результат. Однако Шопенгауэр превра-1ил волю в совсем свободное хотение, т.е. он абсолютизировал нолю, превратив ее из составляющей духа в самодостаточное начало. Более того, Шопенгауэр рассматривал волю как нечто родственное «неисповедимым силам» мироздания, считая, что всему сущему свойственны «волевые порывы». Воля для Шопенгауэра — абсолютное начало, корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и представление. Таким образом, волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии мыслителя.

(10) Философия жизни Ницше

Фридрих Ницше — немецкий философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.

Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого философией жизни. В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов. По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Мышление — метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей: у каждого в голове — своя индивидуальная мифология в условиях его стадного бытия.

Теория познания в ее классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя. А некоторые его высказывания по этим вопросам проникнуты субъективизмом и агностицизмом.

Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса: он противопоставляет ему любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости как разлагающие цельность человеческой природы.

По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют волю к власти. У людей слабых она проявляется как воля к «свободе», у более сильных — как воля к большей власти или, если это не приводит к успеху, как воля к «справедливости», у самых сильных — как любовь к человечеству, чем маскируется стремление к подавлению чужой воли. Наконец, представление о хаотичности мира, об отсутствии в нем закономерного развития означает и бессмысленность морали. Для Ницше как философа жизни критерием оценки всех явлений духа служит степень автоматической включенности человека в стихийный и нерасчлененно-целостный поток бытия.

Ницше не только характеризовал «волю к власти» как определяющий стимул поступков человека, как главную особенность его деяний, но простирал этот принцип на всю «ткань бытия». Чтобы понять, что такое «жизнь» и какой род стремления и напряжения она представляет, эту форму в одинаковой мере следует отнести как к дереву и растению, так и к животному. Характеризуя жизнь как специфическую волю к аккумуляции силы, Ницше утверждает: жизнь как таковая стремится к максимуму чувства власти.

Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Мир как воля и представление. — Студопедия

Артур Шопенгауэр (1788–1860) начал свою философскую деятельность в качестве приват-доцента Берлинского университета в 1820 году, причем его интересы до этого претерпели ряд метаморфоз.

Изучение естествознания, и в частности медицины, в Геттингенском университете вскоре сменилось глубоким увлечением философией Канта. В 1813–1814 годах в литературном салоне своей матери, в то время известной писательницы, он довольно тесно сблизился с И. В. Гёте, оказавшим на него большое, хотя и весьма противоречивое влияние. В том же 1813 году Шопенгауэр выступил с первым своим философским трактатом «О четверояком корне закона достаточного основания», в котором довольно резко разошелся со всей предшествующей философской традицией. В трактате, как в зародыше, предвосхищается почти вся его философия, изложенная вскоре в основном труде Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1818-й, издан в 1819 году).

Уже его ранние произведения отличает стиль изложения, сочетающий в себе духовидческие, пророческие интонации немецкого мистика Я. Лекции И. Г. Фихте, прослушанные А. Шопенгауэром в 1811 году, а также неудачное соперничество с лекционными курсами Гегеля навсегда оттолкнули философа от поприща «академического» философа, выработали в нем стойкую неприязнь к современности и ее проблемам. Отныне уединенная жизнь мыслителя становится жизненным стилем Шопенгауэра. Во Франкфурте Шопенгауэр дополняет и подробно интерпретирует основные идеи, изложенные в его труде «Мир как воля и представление», пишет сочинение, посвященное «воле в природе», а также сборники афоризмов, по-новому раскрывающих отдельные грани его учения. Много внимания он уделяет изучению буддийской философии, что сказалось на его этических представлениях.


Свое учение Шопенгауэр охарактеризовал как раскрытие тайны, которую до него не могли раскрыть другие мыслители. Разгадку тайны мира и того, что лежит в его основе, философ вынес в заглавие своего важнейшего труда «Мир как воля и представление» — все остальное, как и сам труд, он считал лишь комментарием, дополнением и уточнением этой основной идеи.

Отталкиваясь от кантовской идеи о примате практического разума, важнейшим компонентом которого была свободная, «автономная» воля, Шопенгауэр отстаивает примат воли по отношению к разуму, что означало по сути движение в антикантовском направлении. На этом пути он развил немало интересных и здравых идей относительно специфики волютивных (связанных с волей) и эмотивных (связанных с эмоциями) сторон человеческого духа, их роли в жизни людей. Критикуя рационалистическую философию за противоречащее реальной жизни превращение воли в простой придаток разума, Шопенгауэр доказывал, что воля, то есть мотивы, желания человека, побуждения к действию и сами процессы его совершения специфичны, относительно самостоятельны и в значительной степени определяют направленность и результаты разумного познания.


«Разум», как его понимала прежняя философия, Шопенгауэр объявлял фикцией. На место разума должна быть поставлена воля. Но чтобы воля могла «помериться силами» со «всемогущим» разумом, каким его сделали философы, Шопенгауэр, во-первых, представил волю независимой от контроля со стороны разума, превратил ее в «абсолютно свободное хотение», которое не имеет ни причин, ни оснований. Во-вторых, воля была им как бы опрокинута на мир, Вселенную: Шопенгауэр объявил, что человеческая воля родственна «неисповедимым силам» Вселенной, неким ее «волевым порывам». Итак, воля была превращена в первоначало и абсолют — мир стал «волей и представлением». «Мифология разума» уступила место «мифологии воли». Односторонностям рационализма были противопоставлены крайности волюнтаризма. Все многообразие окружающей действительности, все формы жизни выступили у Шопенгауэра как проявления субстанциальной воли, интуитивно, по аналогии с «познающим субъектом», переносимой из внутреннего мира на мир внешний. В человеке адекватным проявлением воли становятся его чувства, и прежде всего половое влечение, представляющее собой «настоящий фокус воли». В контексте вечно становящейся воли как воли к жизни интеллект, по Шопенгауэру, может выступать в следующих формах: как «интуиция», знающая волю; в форме слуги, «орудия» воли; в форме безвольного эстетического созерцания и, наконец, в форме сознательного противопоставления воле, борьбы с ней путем аскезы и квиетизма. Последнему аспекту, связанному с противодействием воле, посвящена этика Шопенгауэра, обосновывающая его теоретический и личностный пессимизм и мизантропию. Страдания невозможно устранить из жизни людей, поэтому освобождение от них он усматривает в аскезе, в отказе от тела как проявления воли и, наконец, в погружении индивидуальной воли в мировую, то есть превращении ее в небытие.


В шопенгауэровской философии индивид является центром самоинтерпретации, само познание носит своего рода антропологический характер, оно антропоморфно, движется от субъекта к объекту, всегда по аналогии с субъектом. Отсюда все категории противостоящего субъекту мира — пространство, время, причинность — интерпретируются философом, по сути, физиологически. Мир как представление — продукт активности мозга субъекта, не просто познающего, но прежде всего хотящего, водящего.

Оценивая трансцендентальный идеализм Канта, Шопенгауэр писал: «Кант вполне самостоятельно пришел к той истине, которую неутомимо повторял Платон, выражая ее чаще всего следующим образом: „Этот чувствам являющийся мир не имеет истинного бытия, а есть лишь вечное становление; он одновременно и существует и не существует, и познание его есть не столько познание, сколько призрачная мечта“». Вовсе не случайно, что именно эта философия в середине XIX века нашла столь широкий резонанс именно в среде творческой интеллигенции. Последователями Шопенгауэра становятся и композитор Р. Вагнер, и базельский историк Я. Буркхардт, и особенно молодой профессор классической филологии, много времени потративший на изучение философии Платона и философии досократической Греции, — Ф. Ницше.

Окружающий мир — это мираж, фантом, порождение функционирующего рассудка — миф, который творится каждым индивидом под видом объективной реальности, спроецированной им вовне себя.

Словарный запас: ВОЛЮНТАРИЗМ — Strelka Mag

Что объединяет строительство монорельса и реформы Никиты Хрущёва?

 

ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ

Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля + ism) — идеалистическое направление в философии, согласно которому воля личности является определяющей основой развития общества. Волюнтаризм отрицает существование объективных законов общественного развития и причинную обусловленность общественных явлений и процессов. В области политики волюнтаризм сводится к субъективизму и субъективистскому произволу. (Краткий политический словарь под общей ред. Л. А. Оникова и Н. В. Шишлина, 1983)

 

ЧТО ГОВОРИТ ЭКСПЕРТ

Анастасия Углева — философ, доктор наук, академический директор Аспирантской школы по философским наукам НИУ ВШЭ

Волюнтаризм — одно из тех слов, которое с равным успехом может быть использовано в различных контекстах и применительно к разного рода социальным, экономическим и политическим практикам. Будучи введённым в научный оборот в 1883 году немецким социологом Фердинандом Тённисом в значении «произвольные решения» (voluntarismus), оно сразу приобрело как позитивные, так и негативные коннотации.

В философском словаре термин «волюнтаризм» отражает суть идеалистических направлений (от Августина Блаженного до Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и Анри Бергсона), основанных на представлении о воле — божественной, стихийной, иррациональной, мировой или свободной индивидуальной — как основе мироздания. В этом смысле волюнтаризм нередко порождает пессимизм по отношению к миру: с одной стороны, к миру, в котором доминируют иррациональные и неподвластные человеку силы, с другой — к миру субъективной воли, которая обесценивает устойчивые социальные структуры.

В психологии волюнтаризм характеризует позицию, когда воля общества или человека преобладает над иными психическими явлениями и процессами (Вильгельм Вундт, Гуго Мюнстерберг). Это значит, что человек способен самостоятельно определять свои цели и способы их достижения, основываясь на личных убеждениях. Тут свобода воли рассматривается как конститутивная способность к самоопределению личности, которая осознаёт собственную ответственность за свои намерения и поступки (Р. Кейн).

В современной социальной и политической практике употребление термина «волюнтаризм» обычно не имеет ничего общего с концептуально обоснованными философским или психологическим понятиями. Здесь волюнтаризм — синоним «игры без правил» или «субъективизма», когда одна личность навязывает другим свою волю, не учитывая реалии общественной жизни и не придавая значения объективным законам истории и природы. Скажем, деятельность руководителя, не считающегося с интересами своих подчинённых и игнорирующего обстоятельства их жизни, — это волюнтаризм. Когда руководство компании принимает решение о выбросе экологически небезопасных отходов в атмосферу без учёта мнения экспертов — это также проявление волюнтаризма. Строительство экономически неоправданной монорельсовой дороги во времена Юрия Лужкова или государственная поддержка скандальных строек в черте города, которые не только нарушают права жителей, но и начинаются без чёткого определения целей и стратегии развития, — это тоже волюнтаризм. Можно привести ещё массу примеров волюнтаристских решений властей, многие из которых можно назвать нерациональными, недальновидными, поспешными, а иные — несправедливыми и социально безответственными. Чего стоила только амбивалентная волюнтаристская политика и хозяйственная деятельность Никиты Хрущёва, который произвольно решал экономические вопросы, не учитывая при этом объективный характер условий и пренебрегая рекомендациями. Руководитель партии переоценил свои силы, а его преобразования носили непредсказуемый характер. Не случайно в знаменитой сцене в комедии Гайдая «Кавказская пленница» персонаж Фрунзика Мкртчяна был до глубины души оскорблён, когда герой Юрия Никулина определил его суждение как проявление «волюнтаризма».

 

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

После смещения Хрущёва в Большой советской энциклопедии о нём была помещена заметка со словами: «В его деятельности имелись элементы субъективизма и волюнтаризма». Действительно, Хрущёв вёл себя непредсказуемо и во внешней, и во внутренней политике.

«Урбанизация часто носила стихийный характер, характеризовалась отсутствием планирования и волюнтаризмом в развитии».

«Правила могли предотвратить волюнтаристские решения чиновников, оградить жилую среду от необдуманных покушений и привлечь активных жителей и общественные организации к цивилизованному, а не митинговому решению градостроительных проблем».

ТАК ГОВОРИТЬ НЕПРАВИЛЬНО

Экологический волюнтаризм — это отсутствие экологического мышления, когда явления не рассматриваются с учётом воздействия человечества на природу и обратного влияния природы на людей и их хозяйство. Синонимом экологического волюнтаризма является экологический подход, который выявляет изменения в почвенно-биологических процессах и на их основе определяет почвенно-экологический контроль. (Комментарий: если экологический подход используется для объективной оценки состояния почв, чтобы определить критерии для их экологического контроля, то такой подход никак не может быть назван волюнтаристским.)

Артур Шопенгауэр, немецкий философ, представитель волюнтаризма

Биография деятеля

Артур Шопенгауэр родился в 1788 году в Гданьске, на территории Речи Посполитой. Его отец был крайне успешным коммерсантом, посещавшим с деловыми поездками всю Европу, а также весьма образованным человеком. Свое первое путешествие Шопенгауэр совершил в пять лет, когда его семья бежала из Гданьска в Гамбург перед наступлением прусских войск. Вскоре после этого отец отправляет Шопенгауэра на два года во Францию, к своему знакомому, в Гавр. Там будущий философ брал уроки и лучших преподавателей. Возвратившись обратно в Гамбург, Шопенгауэр продолжил образование, сначала в гимназии Рунге, затем в Уимблдоне, во время пребывания в Англии.

Семья Шопенгауэра много путешествует, он посещают не только Британию, но также Францию, Италию, Швейцарию, Бельгию и южную Германию. Большое впечатление на Шопенгауэра производят античные постройки Рима, а также искусство. По возвращении из путешествия семья возвращается в Гданьск, но вскоре Шопенгауэр вместе с отцом отправляется в Гамбург, где его устраивают на работу в коммерческую компанию.

Вскоре отец философа погибает, что оказывается для него тяжелым моральным ударом. В финансовом отношении семья оказывается весьма обеспеченной, настолько что мать Шопенгауэра сначала содержит литературный салон, в котором собирается немецкая богема, а затем сама начинает литературную деятельность. Шопенгауэр же продолжает работать в коммерции до тех пор, пока один из друзей его матери не уговаривает ее позволить сыну продолжить образование.

Артур поступает в Геттингенский университет на факультет медицины, но вскоре переходит на философию. В университете он знакомится со многими известными мыслителями своего времени. После окончания Шопенгауэр отправляется в Берлин, где слушает лекции Фихте , затем вступает с ним в дискуссию и наконец разочаруется в его идеях. В Берлине Шопенгауэр активно изучает естественные науки, лишь юриспруденцию и богословие он обходит вниманием. Позже он пишет свою первую работу «О четверояком корне закона достаточного основания», за которую Йенский университет заочно провозглашает его доктором философии.

Готовые работы на аналогичную тему

Вскоре после этого случается первое и единственное серьезное увлечение Шопенгауэра женским полом, он влюбляется в актрису Ягеман и даже хочет жениться, но планы расстраиваются. Артур так и остается холостяком, а кроме того становится женоненавистником и противником брака.

Затем Шопенгауэр создает свой главный труд «Мир как воля и представление», который приносит ему славу и почет. Однако не дождавшись его издания, Артур уезжает в новое путешествие в Италию. По возвращению он устраивается преподавать в Берлинский университет, избрав в качестве своей цели должность профессора кафедры философии. Однако вскоре после начала работы у него случается конфликт с Гегелем , который не оценивает по достоинству лекции философа. Шопенгауэр начинает противостояние и конкуренцию с философом, однако проигрывает в популярности и покидает Берлин. Позже он пытается еще раз заняться преподаванием, но также безуспешно.

Последние годы жизни Шопенгауэр проводит в Франкфурте-на-Майне. В своем доме он собирает богатую библиотеку отдавая предпочтение трудам античных философов, индийскому буддизму и мифологии, Канту , Шекспиру и Гете. Несмотря на то, что Артуру удается удвоить состояние, полученное от отца, живет он скромно, более всего печется о своем здоровье. Главные его сокровища, помимо книг, – это бюст Канта и позолоченная фигурка Будды доставленная из Индии.

Умирает Шопенгауэр от пневмонии, судя по всему, так и не осознав серьезности своего заболевания, непосредственно перед приходом врача, в 1860 году.

Гносеология Шопенгауэра

При разработке теории познания Шопенгауэр исходит из того, что все предыдущие теории тяготели к двум крайностям – либо бесконечно уменьшить число самоочевидных истин, свести все знание к абсолютному тождеству в рационализме, либо напротив, бесконечно их увеличить сделал знание бесчисленным скопищем атомарных фактов в эмпиризме. Истинное же положение вещей, по мнению философа находится в балансе этих двух тенденций, которые ограничиваются принципами гомогенности и спецификации.

Шопенгауэр стремится выявить конечное число самоочевидных истин, для чего разрабатывает закон достаточного основания, который выражается в неотделимости как объекта от субъекта, так и наоборот. Вслед за Кантом мыслитель признает, что объект, познаваемый субъектом и есть представление, из чего делает вывод о закономерной связи между всей системой представлений, которая регламентируется формой самого познания. Из данной посылки Шопенгауэр выделяет четыре закона:

  1. закон причинности,
  2. закон достаточного основания познания,
  3. закон достаточного основания бытия,
  4. закон мотивации.

Замечание 1

Мотивацию (термин был введен самим Шопенгауэром) он рассматривает как внутреннюю причинность, которую нельзя познать через внешнее наблюдение или соотнесение ее с объектами, она присуща лишь самому субъекту и его природе.

В соответствии с законами философ выстраивает и концепцию дерева наук разделяя их на две группы:

  • Априорные науки, изучающие основания бытия и основания познания;
  • Эмпирические науки, рассматривающие учения о причинах, раздражениях и мотивах.

Волюнтаризм

Рассматривая процесс познания, Шопенгауэр отмечает, что хотя перед разумом развертывается лишь мир представление, все же человек постоянно и непосредственно соприкасается с ним как через чувствование, так и через движение, и в этом акте он способен проникнуть в сущность кантовской вещи в себе, которой философ видит волю.

Замечание 2

Мировая воля предстает у Шопенгауэра некоей абсолютной субстанцией, которая стоит вне законов достаточного основания, вне времени и пространства, вне сознания. Она не обладает какой-либо формой, лишь общей потенцией к жизни и процветанию. Свое воплощение воля получает через индивидуацию. Она реализуется в природе, во всех происходящих процессах от неорганических, до духовных процессов человека.

Воля не только побуждает человека, как и все в этом мире к движению и существованию, но также грубо воздействует на его душевную жизнь, на сферу интеллекта. В действительности наш разум окутан иллюзорной уверенностью в том, что сам управляет собой, в то время как он лишь пассивно следует за волей и интерпретирует ее проявления.

Волюнтаризм (Кузнецов) | Понятия и категории

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas — воля) — философская и мировоззренческая установка, свойственная ряду направлений в философии, психологии и современной идеологии («новые левые»), признающая волю высшим принципом бытия, полагающая ролевое начало объективным законом природы и общества и абсолютизирующая человеческое целеполагание, волеизъявление и действие. В. рассматривает волю как слепую, неразумную, спонтанную, бесцельно действующую и непознаваемую силу. Для философии В. характерны индетерминизм и агностицизм.

Термин «В.» введен в 1883 г. Ф. Тённисом. Концептуально впервые В. оформился в философии А. Шопенгауэра, истолковавшего кантовскую вещь в себе как слепую безосновную волю к жизни, дробящуюся в бесконечном множестве объекгиваций, каждая из которых стремится к абсолютному господству. Однако в философском контексте мотивы самостоятельности воли появляются уже в практической философии Канта, а также у Фихте, отождествлявшего волю с разумом и полагавшего человеческое «я» творцом действительности. У Шопенгауэра и Э. Гартмана В. связан с пессимизмом, ощущением бессмысленности истории, представлением об эгоизме человека и иллюзорности счастья. Дальнейшее развитие В. получил в философии Ф. Ницше, полагавшего движущей силой истории «волю к власти». В. Вундт понимал мир как целесообразное развитие божественной мировой воли, а язык — как одну из форм проявления коллективной воли или «народного духа». В психологии сторонниками В. были В. Вундт, Паульсен, Липпс и Гёффдинг и русский философ Н.О. Лосский, настаивавшие на автономности воли и несводимости ее к другим психическим процессам.

Литература:

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Собр. соч. Т. 1. М., 1992;

Ницше Ф. Собр. соч. В 2-х т. М., 1990; Вундт В. Система философии. СПб., 1902;

Гартман Э. Философия бессознательного. М., 1902;

Лосский Н.О. Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма. СПб., 1903.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 87.

Добровольчество | Encyclopedia.com

От латинского voluntas, , означающее волю, «волюнтаризм» используется в философии и теологии в двух смыслах. Для схоластов этот термин применяется к любой теории, которая делает упор на волю, а не на интеллект; в то время как среди современных мыслителей этот термин обозначает любую теорию, объясняющую, что вселенная исходит в конечном итоге от самой Воли. В первом смысле философии св. Августина, Ансельма Кентерберийского, Уильяма Оккама и Джона Дунса Скота можно назвать волюнтаристскими.Среди современных людей главными волюнтаристами являются Блез Паскаль, Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр.

Патристическое и средневековое волюнтаризм. Христианских мыслителей святоотеческого и средневекового периода обычно классифицируют как волюнтаристов не потому, что они предоставляют исключительное первенство воле, поскольку Бог есть также Истина, а потому, что они приближаются к экзистенциальной истине через субъективное участие, через выбор, основанный на любви.

Теория Августина. Философия св.Августину, например, свойственны пылкие поиски благочестивого Добра. Для него дух может пребывать в насыщающей радости, только если он свободен от всех сомнений и неуверенности. Признавая, что разум постигает неизменные и необходимые истины, святой Августин спрашивает, как бы он воспринял эти истины, если бы не был озарен Богом. Он считает, что в порядке средств знание кажется первым, но его функция только медиативная; в порядке конца или совершенства любовь изначальна.Человеку не нужно пассивно признавать истину; такая правда не оправдывает; его нужно желать, желать и любить. Бог больше, чем идея, Он присутствие; Он больше, чем внушительная потребность, Он манящая и возвышающая любовь. «Бог есть милосердие».

И все же Августин нигде не подчиняет интеллект воле. Неоплатонизм, лежащий в основе всех его философских рассуждений, делает такое отношение невозможным. Хотя его учение о благодати и провидении предполагает определенную и характерную психологию воли, в метафизическом порядке Августин всегда понимает Бога как сущность разума.Бог — «Отец истины». На этом основано доказательство существования Бога, которое встречается несколько раз в его произведениях и имеет особый августинистский тон ( Div. Daem. 53.2 [ Patrologia Latina, ed.JP Migne, 271 v., Index 4 v. ( Paris 1878–90) 40:35]; Lib. Arb. 2.7–33 [ Patrologia Latina 32: 1243–63]). Бог — это «солнце души», Сам исполняющий функции, которые схоласты приписывали intellectus agens ( Gen. ad litt. 31.12.59 [ Patrologia Latina 34: 479]). У святого Августина, как и у святого Ансельма, вера тоже подразумевает разум. Для обоих принцип lligo ut credam не менее верен, чем принцип credo utlligam ( In psalm. 118.18.3 [ Patrologia Latina 37: 1552]; Serm. 43.7.9 [] Patrologia Latina 38: 258]).

Волюнтаризм Скота. Философия Джона Дунса Скота более явно волюнтаристская.О свободе воли он особенно ясен и решителен. Он настаивает на том, что сама воля и ничего, кроме воли, являются общей причиной его воли. Он не определяется другим, но определяет себя contingenter, не inevitabiliter, одной из альтернатив, которые находятся перед ним ( In 2 sent. 25). Это свобода, атрибут, который необходим для всех высших форм воли и, следовательно, не приостанавливается и не отменяется в блаженном видении ( In 4 sent. 49,4). Поскольку воля господствует над всеми другими способностями, а также потому, что она относится к милосердию, которое является величайшей из добродетелей, воля является более благородным атрибутом человека, чем разум. Уилл предполагает интеллект, но первое — это posterior generatione, и, следовательно, более совершенное ( In 4 sent. 49.4).

Современные теории воли. Среди современных философов, для которых волюнтаризм является основным, общая попытка состоит в том, чтобы приблизиться к бытию не через мысль и необходимость, а через волю и свободу.

Волюнтаризм Паскаля. В 17 веке волюнтаристское христианство Блеза Паскаля было противопоставлено рационалистическому гуманизму Рене Декарта. Согласно Паскалю, математический метод — не единственный метод, позволяющий достичь истины; поэтому он проводит резкое различие между духом геометрии и духом изысканности. У сердца есть причины, которых разум не знает; сердце, а не разум испытывает Бога.

Для Паскаля, если человек хочет обрести веру в Бога, он должен пробудить свое желание, устранить препятствия и вывести себя из оцепенения.Стремление к счастью преследует и тревожит сердце человека. Бог чрезвычайно желанен и бесконечно любим; не искать Его — это трагедия.

Теория Канта. Волюнтаризм Иммануила Канта проистекает из того факта, что он воспринимает только структурный элемент интеллектуального знания без его экзистенциального аспекта. Он объясняет знание детерминизмом данных и форм чувствительности, категорий духа и чистой апперцепции, термином которой является чисто идеальный Абсолют.Из своего анализа знания он заключает, что, поскольку понимание не имеет собственной интуиции, метафизике недостает онтологического значения.

Но легче отречься от истины, чем от добра. Несмотря на свой агностицизм, Кант стремится любой ценой сохранить абсолютную ценность морального акта. Для этой цели он отделяет это действие от Бога, поскольку разум не может знать Его существование с уверенностью, а также от интереса и чувств, которые сделали бы эту ценность относительной. Моральная заповедь категорична и универсальна (см. Категорический императив).Человек должен выполнять свой долг не потому, что он приятен или интересен, или потому, что он стремится достичь Бога, а только потому, что это долг. Поскольку закон обязывает абсолютно и никто не верит в невозможное, Кант заключает, что свобода человека аподиктически несомненна.

Этический формализм кантианской морали проистекает из дуализма, отделяющего волю от инстинктов, добро от истины и человека от Бога. Это несуществующий формализм, поскольку, если воля должна учитывать универсальные предписания, она также должна быть конкретной, под страхом прихоти и нереальности.Это идолопоклоннический формализм, поскольку этот закон следует уважать, хотя он исходит из человеческой субъективности и не блаженствует. Морализм Канта бьет по звену морали.

Квиетизм Шопенгауэра. Артур Шопенгауэр, ученик Канта, принял кантианский агностицизм и подчеркнул его. Тем не менее, хотя Кант считал ноумены непознаваемыми, он не хотел их устранять. Как можно объяснить присутствие ноумена в сознании, кроме как способностью, связанной с абсолютом? Согласно Шопенгауэру, эта способность абсолютного, составляющая субстанцию ​​бытия, есть воля.Воля — единственная субстанция, высшая реальность, единственный нерушимый производитель существования. Однако в человеке воля, которая является единой, бесконечной и неизменной сама по себе, индивидуализирована и ограничена своим отношением к телу и введена в заблуждение знанием, которое обманывает ее пустыми заблуждениями. Из-за этого человеческая воля к жизни, которая временна, иллюзорна, бессильна и навсегда обречена на несчастье. Как освободить человека от несчастья? Философ или мудрец интуитивно догадывается о бесполезности воли к жизни; он исцелился от иллюзий; освобождены от желаний и страхов, нужды и сожалений.Отказавшись от принципа индивидуации, он отождествляет себя с той безличной и космической волей, которая составляет Бытие. Квиетизм, радикальная воля, остракизирующая мир и уничтожающая «я», — это высшая мудрость. Это любопытная метафизика, поскольку, возвысив волю и изолированное знание, она утверждает, что воля в основе своей бессильна и заставляет ее больше не желать и подвергаться безличной Судьбе.

Ницше и воля. Шопенгауэр сказал, что воля есть субстанция бытия; чтобы быть, он отказался от существования.Согласно Ницше, следует отказаться от озорной фантасмагории ноумена; единственное существующее — это явления, свободные действия воли. Действие воли является абсолютным само по себе, а не подчинено чему-то за его пределами, будь то ценности, заявленные моралистами, рай для христиан, нирвана буддистов или счастье, о котором мечтал Шопенгауэр. Надо забыть действовать «ради», «ради» или «потому что». Эти выражения кощунственны, поскольку они лишают волю того, что ей принадлежит, и делают ее зависимой, тогда как это совершенно хорошо само по себе.Века логики, морали и религии унизили волю, которая сама по себе свободна и суверена. Есть те, кто говорил о необходимых истинах, необходимых законах, абсолютной уверенности и религиозных обязанностях. Человек подчинился этим лжеучителям и развратился. Он должен освободиться от этого подчинения. Нравственность — костыль для калек, религия — приют для больных. Супермен освобождает себя актом восстания, он ищет смерти Бога. Будучи полностью свободным, он радуется этому акту полного освобождения.Это, однако, чисто формальная, фиктивная и несуществующая свобода, поскольку для Ницше, как и для Шопенгауэра, воля, лишенная всякой силы осуществления, остается бессильной и заточена в неизменном цикле вечного возвращения.

Прагматизм и философия ценностей. Хотя и волюнтаристские, другие современные философии, такие как прагматизм и многие философии ценностей, не столь негативны. Уильям Джеймс, в основном эмпирик, выступает против позитивного сциентизма.Думают не для удовольствия думать, а для того, чтобы жить. Будь то научная или философская, каждая мысль возникает из потребности и соответствует интересу. Таким образом, всякий суд — это акт веры. Истинное суждение уточняется и определяется не природой объекта, а его окончательностью. Следовательно, его критерий субъективен. Тем самым Иаков оправдывает веру в свободу, обеспечивая более чем одну ценность для действий человека, и веру в Бога, при условии, что Бог дает ему помощь и тем самым укрепляет его.

Отправной точкой кантовской морали является категорический и универсальный императив, который является источником одинакового характера моральных обязанностей, возложенных на всех людей. Отправной точкой для современной морали является не априорная реальность, а именно закон, а субъект, который желает, желает, проектирует, который находится в такой среде в такое время, кто использует такой ресурс или страдает такой слабостью. . Должен быть определен долг каждого человека и прослежена идеальная линия его продвижения с точки зрения данной конкретной ситуации.Долг определяется не только моральным законом, но тем более призванием, то есть единственным призывом, который звучит в каждой совести и одновременно учитывает его действительную реальность и универсальные ценности, побуждающие к этому призыву.

Для Канта цель воли — закон; для прагматика воля завершается ценностями. Ценность — это то, что желательно, что делает вещь хорошей, принцип экзистенциальности. Ценности, безусловно, многочисленны: экономические и духовные ценности, эстетические и моральные ценности, мирские и религиозные ценности.Возможно ли подчинение между ними? Некоторые размещают их в иерархическом порядке, поскольку одни ценности относительны, другие — абсолютны; одни гипотетические, другие безусловные. Есть априорный порядок сердца, а также априорный порядок разума. На вершине всех этих ценностей стоит Ценность par excellence, живой Бог, который актуализирует и бесконечно продлевает человеческую деятельность. Очень часто этот Бог уже не Бог философов, а Бог христиан.

Критика. В противоположность детерминизму философов-интеллектуалов современные волюнтаристы чрезмерно подчеркивают факт свободы и анализируют ее как нечто внутренне составляющее бытие. На основании того, что поведение человека не предопределено, как поведение животного, они доходят до крайней позиции, считая, что человек должен заставить себя существовать, что для того, чтобы существовать и сделать мир существующим, человек должен признать самовнушающие субъективные качества. Ловушки интеллектуализма и волюнтаризма, кажется, присутствовали на протяжении всей истории человеческой мысли.Как два крайних философских взгляда они представляют собой чрезмерно упрощенные попытки прийти к истине, а также чрезмерно упрощенные средства борьбы с явной ошибкой.

См. Также: экзистенциализм; интеллектуализм; иррационализм; буду.

Библиография: ч. j. Марроу и А. м. la bonnardire, S. Augustin et l’Augustinisme (Париж, 1955 г.). j. Laporte, Le Coeur et la raison d’après Pascal (Париж, 1950). е. boutroux, La Philosophie de Kant (Париж, 1926).j. wahl, Études Kierkegaardiennes (Париж, 1938 г.). f. Коплстон, Артур Шопенгауэр (Лондон, 1946). ш. а. Кауфманн, Ницше (Принстон, 1950). j. royce, Уильям Джеймс и другие очерки (Нью-Йорк, 1911). п. ortegat, Religion et Intuition, 2 v. (Gembloux 1948). р. eisler, Wörterbuch der Философский Бегриф, 3 т. (4-е изд. Берлин, 1927–30) 3: 429–435. а. colombo, Enciclopedia filosofica, 4 v. (Венеция-Рим, 1957) 4: 1691–94.а. michel, Dictionnaire de théologie catholique, ed. а. vacant et al., 15 v. (Paris 1903–50; Tables générales 1951–) 15.2: 3301–22.

[стр. ортегат /

л. j. ходок]

Новая католическая энциклопедия ОРТЕГАТ, П .; УОКЕР, Л. Дж.

Философия Шопенгауэра: волюнтаризм и бесцельная человеческая жизнь

Предшественники Артура Шопенгауэра спорили о смысле человеческого существования, недоумевая: «Для чего мы живем?» Одни утверждали, что целью человеческой жизни является вера в Бога, другие говорили о развитии природы, другие убеждали своих современников, что смысл жизни в необходимости обрести покой, а некоторые даже осмелились сказать, что цель жизни — это искать его вечно.

Иллюзия жизненной цели

В чем необычность философии Артура Шопенгауэра? Дело в том, что он первым заявил о бессмысленном существовании человека. Мы живем в суматохе, вечном хаосе, в мелких проблемах и умираем, даже не имея времени оглянуться назад и посмотреть, что было сделано в жизни. То, что мы называем целью жизни, — это просто удовлетворение наших маленьких желаний, достижение которых повышает самооценку и делает нас более похотливыми. Счастье, о котором мы так много говорим, как о смысле жизни, недостижимо.Постоянный страх смерти и мысли о скоротечности жизни не дают расслабиться и ощутить счастье. Философия Шопенгауэра предполагает, что мы создаем его иллюзию только благодаря религии и вере в цель жизни. Артур Шопенгауэр, философия которого основывалась на принципах волюнтаризма, стал одним из основоположников этого направления в Германии. Его суть в том, что миром никто не управляет, Бог, как утверждает религия, не защищает и не защищает нас. Как бы грустно это ни звучало, миром правит хаос — вне контроля мира, вне всяких логических расчетов.Даже человеческий разум не способен покорить хаос. Только воля, человеческая воля и желание — это сила, движущая хаос.

«Жизнь — это страдание, потому что наши желания — причина страдания».

Этот принцип лежит в основе буддийского учения, потому что каждый помнит свою аскетическую жизнь. Философия Шопенгауэра гласит: следуя своим желаниям, мы не получаем чувства счастья. Даже достигнув своих достижений, человек ощущает не величие, а лишь опустошение души.Гораздо хуже, если исполнение желания добиться этого было невозможно, и мысли об этом приносят нам страдания. А что, по сути, наша жизнь? От желания быть с кем-то рядом, что-то приобрести, купить нужное…

Страдаем от потери человека, который нам нужен, потому что мы хотим быть с ним, прикоснуться к нему, посмотреть ему в глаза.

Философия Шопенгауэра находит выход из страдания: отказ от желаний. Аскетизм, проповедуемый буддистами, утверждает, что, избавившись от способности желать, мы погружаемся в состояние нирваны.Другими словами, в состоянии, называемом «ничто». В нирване нет ничего, ничего не делается и ничего не желательно. Но снова вопрос: «Как может живой человек перестать хотеть?» Ведь сила, которая движет человечеством, заставляет нас утром вставать с постели, и это тоже воля, желание. Что останется в мире, если человек перестанет желать? Что будет с миром?

Философия Шопенгауэра предлагает тренироваться и практиковать медитацию как метод отказа от желаний.Медитация помогает лишь на время погрузиться в состояние так называемой «нирваны». Но если вы спросите буддийского монаха: «Удалось ли вам отказаться от способности желать?» Вряд ли искренне ответить на этот вопрос. Ведь то, что человек не выполняет свои желания, вовсе не означает, что он перестал желать…

Статья о волюнтаризме в The Free Dictionary

(термин, введенный Ф. Тоннисом в 1883 году), идеалистическом движении в философии, которое считает волю высшим принципом бытия.Отдавая воле первое место в духовном бытии, волюнтаризм противостоит интеллектуализму (или рационализму), то есть идеалистическим философским системам, которые рассматривают интеллект и разум как основу того, что существует.

Элементы волюнтаризма можно найти уже в философии Августина, который видел в воле основу всех других духовных процессов, и в философии Дунса Скота с его акцентом на примате воли над интеллектом ( voluntas est высший интеллект , «воля выше мысли»).Предпосылкой нового волюнтаризма было учение И. Канта о примате практического разума. Согласно Канту, хотя существование свободы воли нельзя ни доказать, ни опровергнуть теоретически, практический разум требует, чтобы мы постулировали свободу воли, иначе моральный закон потерял бы всякий смысл. Исходя из этого, Я. Г. Фихте видел в воле основу личности, а в проявлении воли эго — абсолютный творческий принцип бытия, источник духовного самопорождения мира.Более того, у Фихте (как у Канта и более поздних представителей немецкой классической философии Ф. В. Шеллинга и Г. Гегеля) воля рациональна по своей природе и является источником реализации морального принципа. В противоположность этому А. Шопенгауэр, в философии которого волюнтаризм впервые принимает форму независимого течения, дает иррационалистическое толкование воли как слепого, нерационального, бесцельного первого принципа мира. Шопенгауэр истолковывает кантовскую вещь-в-себе как волю, проявляющуюся на различных уровнях объективации.Шопенгауэр рассматривал сознание и интеллект как одно из вторичных проявлений воли. Для Шопенгауэра, как и для Э. Гартмана, волюнтаризм тесно связан с пессимизмом и представлением о бессмысленности мирового процесса, источником которого является бессознательная и слепая воля. Волюнтаристские идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ф. Ницше.

Термин «волюнтаризм» также используется для характеристики социальных и политических практик, которые не принимают во внимание объективные законы исторического процесса и руководствуются субъективными желаниями и произвольными решениями тех, кто у власти.

ССЫЛКИ

Engels, F.Anti-Dühing . Москва, 1969. С. 111-12.
Knauer, R. Der Voluntarismus . Берлин, 1907.
Маркус, J. Intellektualismus und Voluntarismus in der modernen Philosophic . Дюссельдорф, 1918.

Большая советская энциклопедия, 3-е издание (1970–1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

Философия Шопенгауэра: волюнтаризм и бесцельность человеческой жизни

Предшественники Артура Шопенгауэра спорили о смысле человеческого существования, задаваясь вопросом: «Для чего мы живем?» Одни утверждали, что цель человеческой жизни — верить в Бога, другие говорили о развитии природы, третьи убеждали своих современников в том, что цель жизни — обрести покой, а некоторые даже осмеливались утверждать, что цель жизни — искать за это навсегда.

Иллюзия жизненной цели

Почему философия Артура Шопенгауэра необычна? Дело в том, что он первым заявил о бессмысленном существовании человека. Мы живем в суматохе, вечном хаосе, в мелких проблемах и умираем, даже не имея времени оглянуться назад и посмотреть, что было сделано в жизни. То, что мы называем целью жизни, — это просто удовлетворение наших собственных мелких желаний, достижение которых повышает нашу самооценку и делает нас более похотливыми. Счастье, о котором мы так много говорим, как смысл жизни недостижимы.Постоянный страх смерти и мысли о скоротечности жизни не дают расслабиться и ощутить счастье. Философия Шопенгауэра предполагает, что мы создаем его иллюзию только благодаря религии и вере в цель жизни. Артур Шопенгауэр, философия которого основывалась на принципах волюнтаризма, стал одним из основоположников этого направления в Германии. Его суть в том, что миром никто не управляет, Бог, согласно религии, нас не защищает и не защищает. Как бы грустно это ни звучало, но миром правит хаос — не подвластный, не поддающийся никаким логическим расчетам.Даже человеческий разум не способен покорить хаос. Только воля, человеческая воля и желание — это сила, движущая хаосом.

«Жизнь — это страдание, потому что причина страдания — наши желания»

Этот принцип лежит в основе буддийских учений, потому что каждый помнит свою аскетическую жизнь. Философия Шопенгауэра гласит: следуя своим желаниям, мы не чувствуем счастья. Даже достигнув своего совершенства, человек не ощущает величия, а только опустошение души.Гораздо хуже, если исполнение стремления к достижению никогда не удавалось, а мысли об этом приносили нам страдания. А в чем, по сути, состоит наша жизнь? О желании быть рядом с кем-то, что-то найти, купить нужное…

Страдаем от потери человека, который нам нужен, потому что мы хотим быть с ним, прикоснуться к нему, посмотреть ему в глаза.

Философия Шопенгауэра находит выход из страдания: отказ от желаний. Аскетизм, проповедуемый буддистами, утверждает, что, потеряв способность желать, мы погружаемся в состояние нирваны.Другими словами, в состоянии, называемом «ничто». В Нирване ничего нет, ничего не делается и ничего не нужно. Но снова вопрос: «Как может живой человек перестать хотеть?» Ведь сила, движущая человечеством, заставляет нас вставать по утрам с постели, и это тоже воля, желание. Что останется в мире, если человек перестанет желать? Что будет с миром?

Философия Шопенгауэра предлагает тренироваться и практиковать медитацию как способ отказаться от желаний. Медитация помогает лишь на время погрузиться в состояние так называемой «нирваны».Но если вы спросите буддийского монаха: «Удалось ли вам отказаться от способности желать?» Вряд ли он искренне ответит на этот вопрос. Действительно, то, что человек не выполняет свои желания, вовсе не означает, что он перестал желать…

историй о людях: волюнтаризм

Добровольность

Термин волюнтаризм (от латинского voluntas, «воля») применяется к любой философской теории, согласно которой воля предшествует или превосходит интеллект или разум.В более общем плане волюнтаристские теории интерпретируют различные аспекты опыта и природы в свете концепции воли или, как ее называют в некоторых более старых философиях, страсти, аппетита, желания или согласия. Такие теории могут быть психологическими, этическими, теологическими или метафизическими.

Психологический волюнтаризм

Волюнтаристские теории психологии представляют людей в первую очередь как существ, стремящихся к определенным целям и чей разум и разум подчинены воле.Выдающиеся представители классики — Томас Гоббс, Дэвид Хьюм и Артур Шопенгауэр.

Гоббс, например, считал, что любое произвольное человеческое поведение является реакцией на желание или отвращение, которые он объединил под названием «стремление»; он основывал свои этические и политические теории главным образом на этом утверждении.

Психологический волюнтаризм

Юм утверждал, что разум не играет никакой роли в побуждениях воли; что «разум есть и должен быть только рабом страстей и никогда не может претендовать на какую-либо другую должность, кроме как служить и повиноваться им.Шопенгауэр, выдающийся волюнтарист из всех, считал, что воля является самой природой или сущностью человека и, по сути, всего, отождествляя ее с «вещью в себе», лежащей в основе всех явлений.

Суть всех таких теорий лучше всего можно понять, сопоставив их с более известными теориями рационализма, обнаруженными, например, в диалогах Платона или «Размышлениях» Рене Декарта. Платон считал, что люди в идеале воспринимают определенные цели или задачи своим разумом, а затем направляют свою волю на достижение этих целей или целей.

Вот почему он думал, что ни один человек не может сознательно творить зло. Таким образом, в Симпозиуме он проследил восхождение души к все более и более высоким целям, предполагая, что эти цели постигаются сначала чувствами, а затем, в конечном счете, чистым или неограниченным разумом, который задействует волю или желание для их преследования.

Платон

Распад человека был для Платона именно преобладанием воли, то есть мужских аппетитов или желаний, что являлось отклонением от того, какой в ​​идеале должна быть человеческая природа.Точно так же Декарт предполагал, что разум сначала улавливает определенные идеи или ставит перед умом определенные цели, а затем воля либо соглашается, либо отказывается от его согласия, тем самым следуя за разумом, а не направляя его.

Волюнтаристские теории отвергают эту общую картину как инверсию истины. Концы и цели, согласно этим теориям, становятся таковыми только потому, что они желательны; они сначала не воспринимаются как цель, а потом становятся желанными. Юм, в частности, утверждал, что невозможно понять столь важную для философии Платона идею о том, что разум направляет страсти, или даже о том, что он когда-либо противоречит им.

Разум, утверждал он, целиком связан с демонстрациями (дедукция) или причинно-следственными отношениями (индукция). Ни в том, ни в другом случае это не может дать нам результатов или целей. Математика используется в механических искусствах и т.п., но всегда как средство достижения чего-то, что не имеет ничего общего с разумом.

ошибочные или иррациональные

Например, расчеты торговца могут быть ошибочными, но цели, ради которых они предпринимаются, ни в коем случае не могут быть ошибочными или иррациональными.Они могут быть только мудрыми или глупыми, то есть такими, чтобы способствовать или мешать достижению других целей, которые снова являются продуктом воли. Точно так же Юм считал, что никакое открытие причинных связей в природе само по себе не может иметь наименьшего влияния на волю.

Такие открытия могут быть полезными или бесполезными только для того, чтобы дать людям возможность выбирать подходящие средства для достижения определенных целей, которые никоим образом не проистекают из разума. «Нас ни в малейшей степени не должно волновать, — сказал Юм, — что такие объекты являются причинами, а другие — следствиями, если и причины, и следствия безразличны для нас.«Следовательно, разум никогда не может производить действия или импульсы и не может им противостоять.

Побуждению к действию можно противостоять только противоположным импульсом, но не разумом. Соответственно, не может быть такой вещи, как конфликт между разумом и страстью, и единственный способ, которым волевое поведение может быть «иррациональным», состоит в том, чтобы оно основывалось на некотором заблуждении, например, на некотором ошибочном представлении о том, что есть соответствие означает достижение цели, которая полностью является продуктом воли.

волюнтаристы

Теории других волюнтаристов по существу не отличаются от теории Юма, хотя есть различия в акцентах.Все согласны с тем, что людьми движут их импульсы, аппетиты, страсти или желания и что они неспособны к ошибкам или ошибкам.

Таким образом, не существует такой вещи, как рациональная или иррациональная воля, хотя можно поступать неосмотрительно по отношению к другим вещам, которых он желает. Дж. Г. Фихте выразил эту идею, когда сказал, что свободное существо «желает, потому что оно желает, и желание объекта само по себе является последним основанием для такого желания».

Этический волюнтаризм

Очевидно, что волюнтаристская концепция человеческой натуры содержит последствия высочайшего значения для этики.Если цели или цели полностью являются продуктом воли, а воля не является ни рациональной, ни иррациональной, тогда сами цели нельзя назвать ни рациональными, ни иррациональными, и становится бессмысленным спрашивать, действительно ли та или иная цель хороша или плоха, независимо от того, была ли она желанной. .

Этический волюнтаризм

Гоббс сделал именно такой вывод. Сказать, что что-то хорошее, сказал он, не сказать больше, чем то, что это объект аппетита, а сказать, что что-то плохо, значит только сказать, что у человека есть отвращение к этому.Таким образом, хорошее и плохое связаны исключительно с желаниями и отвращениями, которые, конечно, иногда сильно различаются у разных людей.

Согласно этой концепции, разумное поведение не может быть ничем иным, как благоразумием, то есть выбором подходящих средств для достижения любых целей, которые случаются у человека. Гоббс считал, что есть одна цель, довольно общая для всех людей: цель самосохранения. Таким образом, его политическая философия состояла в основном из формул, с помощью которых люди могут сохранять себя в безопасности в пределах государства.

По сути, те же идеи защищал современник Сократа, Протагор, и они отражены в его максиме о том, что «человек есть мера всех вещей». Они также находят выражение в философии Уильяма Джеймса и, по сути, являются важным аспектом прагматизма в целом. Джеймс считал, что вещи хороши исключительно благодаря тому факту, что они «востребованы», то есть, что кто-то хочет их или предъявляет к ним претензии, и заметил, что такой спрос может быть на «все, что находится под солнцем».”

волюнтаристские теории

Если не считать требований живых существ, ничто во вселенной не имеет вообще никакой ценности. Отсюда Джеймс пришел к выводу, что единственная правильная этическая максима — удовлетворить как можно больше требований, какими бы они ни были, но с «наименьшими затратами», то есть с минимальным разочарованием в отношении других требований.

Ясно, что в рамках подобных волюнтаристских теорий не может быть никакого смысла спрашивать, что действительно достойно чьих-то желаний, если только этот вопрос не интерпретируется как означающий «Что на самом деле удовлетворяет чьи-то желания?»; также нет смысла искать, как это делал Иммануил Кант, каких-либо метафизических принципов морали.

Истина и ложь в этике исчерпываются вопросами относительно истинности или ложности различных мнений относительно полезности предлагаемых средств для достижения целей, то есть для удовлетворения аппетита, желания и спроса. Они не имеют отношения ни к каким вопросам, касающимся самих целей.

Богословский волюнтаризм

Богословский волюнтаризм

Подобно тому, как описанные до сих пор теории отдают предпочтение человеческой воле над человеческим разумом, так и некоторые теологические концепции отдают предпочтение божественной воле.Возможно, наиболее крайняя форма богословского волюнтаризма проиллюстрирована в размышлениях св. Петра Дамиана (1007–1072).

Он утверждал, что человеческий разум или «диалектика» бесполезны в богословских вопросах по той простой причине, что сами законы логики действительны только с согласия воли Бога. Он сказал, что Бог всемогущ и поэтому может воплотить в жизнь даже те вещи, которые разум объявляет абсурдными или противоречивыми. Таким образом, для философов праздно рассуждать о том, что должно быть истиной в отношении божественных вопросов, поскольку они зависят только от воли Бога.

Очень похожая идея нашла выражение во многих и различных формах фидеизма, согласно которому оправдание религиозной веры находится в самом акте веры, который является актом воли, а не в рациональном доказательстве.

Питер Дамиан

Таким образом, Сорен Кьеркегор описал чистоту сердца как желание чего-то одного и категорически отрицал, что такие понятия, как разум и свидетельство, имеют какое-либо место в религиозной жизни.Уильям Джеймс, следуя предложениям Блеза Паскаля, аналогичным образом оправдал волю верить, защищая при определенных обстоятельствах абсолютную невиновность религиозной веры полностью в отсутствие доказательств.

Многие современные религиозные лидеры, придерживаясь того же принципа, придают большое значение идее религиозной приверженности, предполагая, что религия в первую очередь является вопросом воли, а не разума. Фактически, это является традиционным в христианской мысли даже для самых философских и рационалистических богословов, таких как св.

Ансельм Кентерберийский почти без исключения отдавал приоритет акту веры, утверждая, что религиозная вера должна предшествовать, а не следовать за рациональным пониманием. Эта идея выражена в хорошо известном изречении, которое означает «верю, чтобы понять».

моральное оправдание

Возможно, ни один религиозный мыслитель не подчеркивал примат Божьей воли в вопросах морали больше, чем Кьеркегор, который, кажется, считал, что божественная воля является единственным и окончательным моральным оправданием любого действия.В строгом понимании это означает, что действие, которое в противном случае могло бы считаться отвратительным, не является таковым, если оно велено Богом. В четырнадцатом веке это совершенно ясно утверждал Уильям Оккам.

Вильгельм сказал, что божественная воля, а не человеческий или божественный разум, является высшим стандартом морали, что определенные действия являются грехом только потому, что они запрещены Богом, а другие действия заслуживают уважения только потому, что они велены Богом. Он отрицал, что Бог запрещает определенные вещи, потому что они являются грехом, или заповедует определенные вещи, потому что они являются добродетелями, поскольку ему казалось, что это будет ограничением Божьей воли.

Он думал, что не может быть более высокого оправдания для любого действия, чем то, что Бог желает его, или более окончательного осуждения действия, чем то, что Бог его запрещает. Соответственно, моральный закон был для Уильяма просто вопросом свободного выбора Бога, поскольку выбор Бога не может быть ограничен никаким моральным законом, поскольку сам по себе является единственным источником этого закона. Эта точка зрения часто повторяется в религиозной литературе, но обычно только риторически.

Метафизический волюнтаризм

Метафизический волюнтаризм

Ряд мыслителей считали, что концепция воли имеет решающее значение для понимания закона, этики и человеческого поведения в целом; некоторые полагают, что это имеет решающее значение для понимания самой реальности.Такие предположения можно найти в философии Фихте, Анри Бергсона и других, но ни в одной философии они не имеют такого центрального значения, как в философии Артура Шопенгауэра. Шопенгауэр считал, что воля является лежащей в основе и окончательной реальностью, и что весь феноменальный мир является лишь выражением воли.

Он описывал живые существа как объективации их воли и стремился объяснить не только поведение, но и саму анатомическую структуру растений, животных и людей в терминах этой гипотезы.Воля описывалась Шопенгауэром как слепая и всемогущая сила, которая буквально является неиссякаемым творцом всего видимого.

Сексуальный аппетит, который он считал в основе своей одинаковой у всех живых существ, был описан им как слепое побуждение жить и поддерживать существование без какой-либо иной цели, и он отрицал, что это имеет какое-либо отношение к разум или разум, на самом деле чаще всего противостоящие им. Религиозный импульс, присутствующий во всех культурах во все времена, аналогичным образом объяснялся как ответ на слепую и иррациональную волю к бесконечному существованию.

сексуальный аппетит

В росте и развитии всех живых существ Шопенгауэр обнаружил проявление воли в природе, в которой определенные вещи появляются и трансформируются в соответствии с довольно неизменным образцом и перед лицом препятствий и препятствий, исключительно в соответствии с тем, что желают метафизический смысл, но полностью лишенный какой-либо рациональной цели или цели.

На основе этого волюнтаризма он объяснил этику в терминах чувств себялюбия, злобы и сострадания, которые все являются выражениями воли, и отрицал — в резком контрасте с Кантом, — что мораль не имеет ничего общего с делайте это разумно или разумно.Он утверждал, что люди обладают свободой воли только в том смысле, что каждый человек является свободным или неограниченным выражением воли и что люди, следовательно, не являются авторами своей собственной судьбы, характера или поведения.

Подобно другим волюнтаристам, Шопенгауэр, таким образом, подчеркивал иррациональные факторы человеческого поведения и тем самым предвосхищал многое из того, что сейчас считается само собой разумеющимся в тех изощренных кругах, которые подпали под влияние современных психологических теорий.

Шопенгауэр

1913 О женщинах Артур Шопенгауэр Философия Идеализм Волюнтаризм Женоненавистничество Люкс

Варианты обработки платежей:

  • Кредитная / дебетовая карта
  • Paypal
  • Банковские переводы — SEPA (€), ACH (доллары США), BACS (£) —
  • Кредитная / дебетовая карта
  • Криптовалюты
  • АлиПей
  • WeChat Pay

Убедительно просим наших покупателей произвести оплату в течение трех рабочих дней.Если у вас возникли проблемы с оплатой, свяжитесь с нами, чтобы сообщить нам об этом.
Все счета отправляются в электронном виде, по запросу мы также можем предоставить физические копии.

Способ доставки:
Все товары доставляются заказной приоритетной авиапочтой . Другими словами, вы получите номер для отслеживания , с помощью которого вы сможете отследить местонахождение книги в любой момент времени. Если вы хотите, чтобы другой перевозчик , например, UPS, DHL или другой, , пожалуйста, сообщите перед оплатой .

Упаковка:
Книги — поставляются в усиленных картонных упаковках и полиэтиленовой пленке для защиты упаковки от повреждений, вызванных воздействием влаги.
Плакаты, карты, гравюры, рисунки и т. П. — в прочных картонных тубах.
Все остальное — если не указано иное, товары отправляются в конвертах, усиленных с одной стороны картоном и фольгой.

Комбинированная доставка:
Возможно объединение покупок. Поскольку мы не берем плату за доставку книг, вам не нужно запрашивать отдельный счет.
Обратите внимание: если вы заказали более одного товара из другой категории, дождитесь объединенного счета-фактуры на доставку .

время доставки:
Мы отправляем все товары в течение 24 часов с момента получения платежа, полученного в рабочий день. В случае, если у нас праздничные дни (государственные, религиозные, личные или другие), товар будет отправлен в первый следующий рабочий день.
Почтовым отделениям иногда требуется до 48 часов для обработки номера отслеживания . Обычно к этому времени будут видны все номера для отслеживания.

Срок поставки:
Обращаем ваше внимание, что задержки в связи с проверками на таможне не включаются в смету.
Европа (включая Россию): 5-20 дней.
Северная Америка: 15-30 дней.
США: 20-50 дней.
Южная и Центральная Америка: 15-45 дней.
Австралия и Океания: 20-50 дней.
Африка: 15-40 дней.

Таможня:
Вам может поручить таможня в вашей стране . не содержит скрытых расходов , таких как налоги с продаж или экспортные налоги, если они не указаны в описании товара. Пожалуйста, ознакомьтесь с законами об импорте товара в вашей стране. перед покупкой, если вы не совсем уверены, что товар подлежит обложению таможенными налогами. Для некоторых товаров требуется лицензия на экспорт, а дополнительные сборы и время для получения разрешения на экспорт будут четко указаны в описании товара.
Некоторые товары могут оказаться на таможенном досмотре при отбытии, поэтому мы просим вас набраться терпения, пока такие проверки проводятся, поскольку они могут привести к задержке сроков доставки.
Также существует вероятность того, что какой-то товар может закончиться на таможенном досмотре в вашей стране. Иногда это длительный процесс, особенно для покупателей из США, Италии, Франции и Бразилии.

Если вы хотите вернуть / обменять товар по любой причине, вы можете это сделать. Мы просим всех наших покупателей связаться с нами перед отправкой товара обратно. Как только товар будет доставлен обратно, покупатель будет иметь право на возмещение за вычетом расходов на доставку и 15% комиссии за возврат товара.
Возможен обмен на другой товар из магазина. Есть возможность вернуть товар в течение 30 дней с момента прибытия.

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у Вас возникнут дополнительные вопросы, мы с радостью на них ответим!

Волюнтарист | Большая Советская Энциклопедия вики

(термин, введенный Ф. Тоннисом в 1883 г.), идеалистическое движение в философии, считающее волю высшим принципом бытия.Отдавая воле первое место в духовном бытии, волюнтаризм противостоит интеллектуализму (или рационализму), то есть идеалистическим философским системам, которые рассматривают интеллект и разум как основу того, что существует.

Элементы волюнтаризма можно найти уже в философии Августина, который видел в воле основу всех других духовных процессов, и в философии Дунса Скота с его акцентом на примате воли над интеллектом ( voluntas est высший интеллект , «воля выше мысли»).Предпосылкой нового волюнтаризма было учение И. Канта о примате практического разума. Согласно Канту, хотя существование свободы воли нельзя ни доказать, ни опровергнуть теоретически, практический разум требует, чтобы мы постулировали свободу воли, иначе моральный закон потерял бы всякий смысл. Исходя из этого, Я. Г. Фихте видел в воле основу личности, а в проявлении воли эго — абсолютный творческий принцип бытия, источник духовного самопорождения мира.Более того, у Фихте (как у Канта и более поздних представителей немецкой классической философии Ф. В. Шеллинга и Г. Гегеля) воля рациональна по своей природе и является источником реализации морального принципа. В противоположность этому А. Шопенгауэр, в философии которого волюнтаризм впервые принимает форму независимого течения, дает иррационалистическое толкование воли как слепого, нерационального, бесцельного первого принципа мира. Шопенгауэр истолковывает кантовскую вещь-в-себе как волю, проявляющуюся на различных уровнях объективации.Шопенгауэр рассматривал сознание и интеллект как одно из вторичных проявлений воли. Для Шопенгауэра, как и для Э. Гартмана, волюнтаризм тесно связан с пессимизмом и представлением о бессмысленности мирового процесса, источником которого является бессознательная и слепая воля. Волюнтаристские идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ф. Ницше.

Термин «волюнтаризм» также используется для характеристики социальных и политических практик, которые не принимают во внимание объективные законы исторического процесса и руководствуются субъективными желаниями и произвольными решениями тех, кто у власти.

ССЫЛКИ

Энгельс, Ф.Анти-Дюхинг . Москва, 1969. С. 111-12.
Knauer, R. Der Voluntarismus . Берлин, 1907.
Маркус, J. Intellektualismus und Voluntarismus in der modernen Philosophic . Дюссельдорф, 1918 год.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *