А бандура психолог: Альберт Бандура

А бандура психолог: Альберт Бандура

Содержание

Альберт Бандура

Биография

Альберт Бандура – канадский и американский психолог, известный своими работами по теории социального научения (или социального когнитивизма).

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в Мундаре, небольшой деревне на севере Канады в семье украинских и польских эмигрантов.

Учился в школе, весь курс которой вели всего два учителя, очень сильно перегруженные работой. Вся ответственность за получение знаний лежала на самих учениках.

После окончания школы в течение года работал в Уайтхорсе в Юконе, где восстанавливал шоссе штата Аляска. Работники представляли собой пестрое сборище разного рода деликвентных личностей. Вероятно, здесь он получил первые знания по психопатологии.

После окончания работ поступил в Университет Британской Колумбии, который окончил со степенью бакалавра по психологии.

В 1949 году Бандура переехал в США, где продолжил образование в Айовском университете на кафедре психологии. В 1951 году защитил магистерскую, а в 1952 – докторскую диссертации. После работал преподавателем в Стэнфордском университете, где получил профессорскую степень.

В Айове Бандура познакомился с Вирджинией Варнс, с которой связал свою жизнь узами брака.

В 1969 году была опубликована его книга «Принципы модификации поведения» («Principles of Behavior Modification»). Журнал «Current Contents» отметил книгу, как «классику цитирования».

В 1974 году Бандура был избран президентом Американской психологической ассоциации.

Научное наследие

Основной вклад Альберта Бандуры в психологию – Теория социального научения.

Уже в университете он отклоняется от традиционной теории бихевиоризма, господствовавшей в умах того времени.

Акцентируя внимание на воображаемом, он представляет собственное понимание взаимоотношений индивидуума с окружающим его миром. Вместо применения психоанализа и изучения личности, он нацеливает свои усилия на развитие практической теории, описывающей мыслительные процессы посредством наблюдательного обучения и саморегулирования.

Основываясь на теории социализации, он обнаруживает, что обучение личности и копирование ею поведения основывается на трёх принципах:

  • на стимуле, формирующем поведенческий ответ;

  • на ответном отклике, влияющем на поведенческую реакцию;

  • на познавательных функциях социализации, сказывающихся на поведенческом ответе.

После детальных исследований данного вопроса Бандура публикует свою первую книгу «Подростковая агрессия». Эта работа полностью отвергает модификаторы поведения Скиннера – награды, наказания и положительные и отрицательные подкрепления – как ключевые методы обращения с детьми, проявляющими агрессию. Вместо этого предлагает выяснять причину такой чрезмерной жестокости.

Дальнейшие исследования в этой области приводят к публикации в 1973 году второй книги – «Агрессия: анализ социального научения». Продолжая свою работу, Бандура пишет научный труд «Теория социального научения» (1977 г.), в корне меняющий направление, в котором развивалась психология в 1980-х годах.

Полностью основываясь на проведённых автором практических экспериментах, которые легко подвергались проверке, новаторская «Теория социального научения» стала первым подобным трудом по психологии. Она резко выделялась на фоне превалирующих в то время теорий Зигмунда Фрейда.

По мнению Бандуры, быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это — и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения.

Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения он попытался дать новую интерпретацию агрессии.

Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии.

Исследование, в котором маленьким детям показывали фильмы с поощрением вербальной агрессии, показало, что дети склонны повторять увиденное. На основании этого Бандура пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций.

В 1961 году он проводит свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо, совершивший переворот в психологии, сменив направление с бихевиоризма в когнитивное русло. Бандура опытным путём доказывает, что на юных индивидуумов большое влияние оказывает поведение взрослых. В случаях, когда родителей хвалили за проявления жестокости, дети непрестанно били куклу, подражая взрослым. Однако же, когда подобное поведение взрослых одобрения не получало, бить куклу дети переставали.

Не ограничиваясь лишь представлением теории, Бандура даёт внятное объяснение собственным взглядам на познание мира человеком в контексте социального научения. И, в конечном итоге, подводит теорию социального научения к формулировке социальной когнитивной теории.

Пересмотрев накопленный опыт с позиции представления человека как личности, способной к самоорганизации, активным действиям, самоанализу и саморегуляции, Бандура опровергает традиционную концепцию модели поведения, определяемой воздействием внешних факторов, и в 1986 году издает книгу «Социальные основы мыслей и действия: социальная когнитивная теория». В ней он углубляет концепцию когнитивной теории, выдвигая предположение, что на индивидуума, помимо внешних факторов, воздействует также его окружение и личные качества, в том числе познавательные, эмоциональные и биологические процессы.

В 1970-х годах Бандура занимается изучением влияния веры в эффективность собственных действий на активность деятельности человека. Несмотря на то, что данный вопрос рассматривается им и в свете других факторов, именно самоэффективность Бандура называет посредником всех перемен, происходящих с личностью, а также основным источником возникающих страхов.

Теория самоэффективности не только продвинула вперёд изучение фобий, но и нашла применение при терапии пострадавших от стихийных бедствий и страдающих посттравматическими стрессовыми расстройствами. Именно чувство контроля над собой помогало людям, пережившим подобные травмы, оправиться после произошедшего. И вот, в 1997 году Бандура раскрывает данную тему в книге «Самоэффективность: тренировка контроля».

По материалам ru.wikipedia.org, obrazovaka.ru, www.psychologos.ru

Вернуться к списку

Альберт Бандура — Психологос

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в Манделе, небольшой деревне на севере Канады. Он был единственным сыном в большой семье, у него было пять старших сестер. Школьные годы Бандура провел в большой школе, весь курс которой вели всего два учителя, очень сильно перегруженные работой. Вся ответственность за получение знаний, фактически, лежала на самих учениках. Это, однако, не помешало многим выпускникам школы поступить в университеты по всему миру.

После окончания средней школы Бандура работал в Уайтхорсе в Юконе на восстановлении шоссе штата Аляска. Его товарищи по работе представляли собой пестрое сборище разного рода деликвентных личностей. Здесь, наверное, Бандура получил первые знания по психопатологии.

Проработав таким образом один год, Бандура переместился в более теплый климат и поступил в университет Британской Колумбии. Там он получил степень бакалавра по психологии.

Свое образование Бандура продолжил в университете штата Айова. Здесь в 1951 году он защитил магистерскую, а в 1952 — докторскую диссертацию. Далее Бандура работал преподавателем в Стэнфордском университете, где получил профессорскую степень.

Еще будучи студентом в Айове Бандура познакомился с Вирджинией Варнс, после свадьбы у них родились две дочери — Кэрол и Мэри, подарившие ему внуков Энди и Тима.

В научном мире работы Бандуры по моделированию, самоэффективности и подростковой агрессии широко известны. Он — автор более 6 книг, создатель теории социального научения, обладатель множества почетных наград. В 1974 году Бандура был избран президентом Американской психологической ассоциации, являлся Почетным президентом канадской психологической ассоциации.

Основной вклад Альберта Бандуры в психологию — Теория социального научения, включая следующие главные пункты:

Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это — и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения попытался дать новую интерпретацию агрессии („Agression: A Social Learning Analysis“. Englewood Cliffts, 1973).

Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии („Adolescent Aggression“, N.Y., 1959 (совм. с Walters R.H.)).

Проводя исследование на маленьких детях, где показывал им фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций.

В рамках традиции изучения личности вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения („Principles of Behavior Modification“, N.Y., 1969). Литература.

Публикации

  • Принципы модификации поведения, 1969
  • Теория социального научения, 1971

Бандура Альберт, канадский психолог

Краткая биография

Альберт Бандура родился в Манделе на севере Канады $4 декабря 1925 года$. Альберт был единственным сыном в большой канадской семье, у него было пять сестер старше его. Бандура учился в школе, полный курс в которой преподавали всего два учителя, перегруженные работой. Ответственность за получение и усвоение знаний, лежала на учениках. Но это не помешало выпускникам школы поступать в университеты мира.

Бандура после окончания школы работал в Юконе, занимаясь восстановлением шоссе штата Аляска. Проработав так год, Бандура поступил в университет Британской Колумбии. В этом учебном заведении он получил степень бакалавра в области психологии. Образование Бандура продолжил уже в университете штата Айова. В $1951$ году он получил степень магистра, а в $1952$ году защитил докторскую диссертацию. В дальнейшем Бандура преподавал в Стэнфордском университете и здесь же получил профессорскую степень. Во времена студенчества в Айове Альберт познакомился с Вирджинией Варнс и женился на ней. У них родились две дочери – Мэри и Кэрол. В $1969$ году свет увидела работа Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения».

В $1974$ году Альберт Бандура стал президентом Американской психологической ассоциации и Почетным президентом психологической канадской ассоциации.

Научный вклад в развитие психологии

В области психологии работы Бандуры, касающиеся моделирования, самоэффективности, подростковой агрессии известны достаточно широко. Он является автором более шести книг и создателем теории социального научения.

Бандура считал, что наказания и награды недостаточно, чтобы научить человека новому поведению. Ребенок обретает новое поведение только благодаря имитации модели. Одним из проявлений имитации является идентификация.

Определение 1

Идентификация – это процесс, в котором индивид заимствует чувства и мысли.

Теория Бандуры объясняет способы, которыми люди приобретают в условиях социального окружения различные виды сложного поведения. Главная идея теории находит свое выражение в термине обсервационного научения, то есть научения посредством наблюдения.

Готовые работы на аналогичную тему

Бандура утверждал, что существует реципрокная связь между поведением, средовыми и субъектными переменными. Человек приводится в движение не только внутренними силами, поведение диктуется не только сложившимися обстоятельствами. На человека влияет окружение, а он также оказывает влияние на него.

Замечание 1

Научение определяется процессами наблюдения, моделирования и подражания.

Большая часть научения человека согласно теории Бандуры реализуется без традиционного подкрепления, требуемого принципами классического и оперантного обусловливания. Человек может научаться при отсутствии как наказания, так и вознаграждения. Следует отметить, что это не значит, что подкрепление не играет никакой роли. Как только поведение освоено, подкрепление начинает играть значительную роль в определении, будет ли возникать данное поведение. Научение посредством наблюдения не является ни автоматическим, ни постоянным. Будет ли происходить научение в определенной ситуации зависит от многочисленных факторов. К числу которых относятся:

  • возраст модели,
  • компетентность,
  • уровень мотивации.

Людьми наблюдается и далее осваиваются разнообразные социальные реакции, такие как сексуальное поведение, агрессия, способы эмоционального реагирования и другие.

При объяснении феноменов обсервационного научения Бандура опирается на факт широкого использования человеком символических репрезентаций различных событий в окружающей среде. Это объясняет удивительную гибкость человеческого поведения. Бандура сформулировал тезис, который гласит, что изменения в поведении, вызываемые классическим и инструментальным обусловливанием, а также наказанием, очень активно опосредуются когнициями. Важную роль в поведении человека, по мнению Бандуры, играют также процессы саморегуляции, то есть человек регулирует свое поведение посредством наглядного представления последствий его реализации. Образование связи между реакцией и стимулом находится под влиянием процессов самоконтроля. Линию акцентирования когнитивных факторов продолжил Уолтер Мишел в своем анализе некоторых когнитивных переменных социального научения у человека. Он считает, что все люди различаются по нескольким субъектным переменным, которые порождают разнообразие индивидуальных особенностей. К ним относятся:

  • компетентности, представляющие собой наборы способностей, оказывающих влияние на мысли и действия;
  • стратегии кодирования, которые отвечают за то, что люди по разному репрезентируют, символизируют средовую стимуляцию;
  • субъективные вероятности или ожидания, отражающие уровень правдоподобия того, что конкретные способы поведения или события приводят к конкретным исходам;
  • субъективные ценности, согласно которым люди различаются по цене, придаваемой различным исходам;
  • планы и системы саморегулирования, так как поведение человека регулируется на основе индивидуально устанавливаемых стандартов.

Замечание 2

Труды Бандуры в области психологии сыграли важную роль в работе над новыми подходами к терапевтическому вмешательству. В частности применение процедур моделирования для формирования новой поведенческой и когнитивной компетентности.

Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности

Альберт Бандура — канадский и американский психолог (украинско-польского происхождения), известный своими работами по теории социального обучения (или социального когнитивизма), а также экспериментом с куклой Бобо. Суть этого эксперимента заключалась в том, что дети копировали увиденные ими на экране телевизора агрессивные действия, следуя не командам, а лишь копируя эти действия.

Биографический очерк
Родился в Манделе, небольшой деревне на севере Канады. Он был единственным сыном в большой семье, у него было пять старших сестер. Школьные годы Бандура провел в большой школе, весь курс которой вели всего два учителя, очень сильно перегруженные работой. Вся ответственность за получение знаний, фактически, лежала на самих учениках. Это, однако, не помешало многим выпускникам школы поступить в университеты по всему миру.

После окончания средней школы Бандура работал в Уайтхорсе в Юконе на восстановлении шоссе штата Аляска. Его товарищи по работе представляли собой пестрое сборище разного рода деликвентных личностей. Здесь, наверное, Бандура получил первые знания по психопатологии.

Проработав таким образом один год, Бандура переместился в более теплый климат и поступил в университет Британской Колумбии. Там он получил степень бакалавра по психологии. В 1949 году Бандура переезжает в США и продолжает образование в Айовском университете. Здесь в 1951 году он защитил магистерскую, а в 1952 — докторскую диссертацию. Далее Бандура работал преподавателем в Стэнфордском университете, где получил профессорскую степень. В 1956 году он принял американское гражданство.

Ещё будучи студентом в Айове Бандура познакомился с Вирджинией Варнс, после свадьбы у них родились две дочери — Кэрол и Мэри, подарившие ему внуков Энди и Тима.

11 августа 1969 была опубликована книга Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения» («Principles of Behavior Modification»). К 1979 году эта книга была упомянута в более чем 1215 других работах, а журнал «Current Contents» отметил её, как «классику цитирования».

Титулы, награды и премии
Лауреат многочисленных наград и отличий, премий и почетных званий. Он избирался президентом Американской психологической ассоциации (1974), почетным президентом Канадской психологической ассоциации. Ученый — обладатель почетных званий многих университетов, среди которых Римский, Лейденский, Британской Колумбии, Нью-Йоркский университеты, университет Саламанка в Испании. Национальная академия наук США присвоил Альберту Бандуре награду Общества бихевиоральной медицины «Выдающемуся ученому».

Социально-когнитивная теория личности
Социально-когнитивная теория (далее С.-к. т.) – теория личности второй половины XX в., разрабатываемая в трудах Бандуры. Несмотря на то, что ее нередко относят к бихевиористским теориям личности, она предлагает принципиально другое, отличное от бихевиоризма представление о личности. Она особо подчеркивает совместное взаимодействие и взаимовлияние среды, поведения и личностных факторов, в которых особое место отводится когнитивным процессам, обеспечивающим ментальный самоконтроль и самоэффективность личности. Среда или окружение в С.-к. т. оказывают влияние на личность в той же мере, в какой личность влияет на среду и формирует среду, а среда формирует личность. Это непрерывное взаимодействие сил создает некое равновесие между свободой и детерминизмом в С.-к. т.

Человеческое поведение, согласно С.-к.т., по большей части усваивается прежде всего путем овладения паттернами поведения. Социальное поведение личности формируется путем наблюдения за поведением других или на основании примера. Именно в ходе наблюдения личность научается имитировать поведение и моделировать себя по выбранной модели. Бандура полагает, что такое научение избавляет человека от груза ненужных ошибок и временных затрат при выработке адекватных реакций и стратегий поведения.

Посредством вербальных и образных репрезентаций опыт анализируется личностью, моделируется и сохраняется в такой степени, что служит ориентиром для будущего поведения. Моделирование опыта влияет на научение главным образом через информативную функцию опыта. В С.-к. т. предполагается, что научение происходит только тогда, когда включаются детерминанты регуляции индивидуального поведения в форме двух видов подкреплений- «косвенного (внешнего) подкрепления» и «самоподкрепления». Косвенное подкрепление предполагает учет при имитации поведения выбранной модели поведения, наблюдаемых последствий поведения модели и подкреплений извне за награждаемое и эффективное ее поведение – если поведение выбранной модели награждается, а не наказывается, то его целесообразно имитировать.

Самоподкрепление в С.-к. т. означает, что личн. сама награждает себя поощрениями, которые способна контролировать. Оно используется ею всякий раз, когда она достигает установленной ею нормы поведения. Системы самоподкрепления усваиваются, по мнению Бандуры, на основе тех же принципов научения, которые отвечают за усвоение др. типов поведения.

Важное место в С.-к. т. занимают понятия «саморегуляция», «самоконтроль» и «самоэффективность». Обосновывается ведущая роль в научении и организации поведения личности ее уникальной способности к саморегуляции. Выделяются три компонента саморегуляции поведения: самонаблюдение, самооценка и самоответственность. Поведение человека регулируется с помощью самонаблюдения, оценивается посредством самооценки как достойное одобрения и, следовательно, поощряемое либо как неудовлетворительное и наказуемое, в зависимости от того, с позиций каких личностных требований и норм оно оценивается. Поступки, соответствующие внутренним нормам личности, рассматриваются как позитивные, а несоответствующие – как негативные. Адекватность или неадекватность поведения определяется в С.-к. т. в терминах стандартных норм или ценностей эталонной группы. Позитивная самооценка поведения приводит к поощряющему типу реагирования, а негативная – к наказывающему. Самооценка приобретает и сохраняет выработанные критерии поощрения и наказания в зависимости от реальных последствий.

Поведение, являющееся источником внутреннего дискомфорта, сопровождающееся ощущением собственной неадекватности и приводящее к неудачам, может способствовать развитию различных форм психопатологии, формированию созависимостей (алкоголь, наркотики и др.) в попытках совладать с окружением или уйти в мир грез, где легче получить в несбыточных фантазиях то, что недостижимо в реальности. Бандура полагает, что неадаптивное поведение – это результат излишне строгих внутренних норм самооценки.

Самоэффективность личности в С.-к. т.подразумевает осознанную способность человека справляться со специфическими и сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности и функционирования личности в целом. Тот, кто осознал свою самоэффективность, прилагает больше усилий к решению сложных задач, чем тот, кто испытывает сомнения в своих возможностях.

Высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно приводит к позитивным результатам и, т. о., способствует самоуважению. И, напротив, низкая самоэффективность, связанная с ожиданием неудачи, приводит к неудаче и, т. о., снижает самоуважение. Личность, считающая себя неспособной справиться со сложными ситуациями, уделяет чрезмерное внимание своим недостаткам и постоянно занимается самобичеванием по поводу собственной некомпетентности. И, наоборот, осознающая себя самоэффективной, мысленно представляет себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для организации своего поведения, и осознанно проигрывает варианты именно успешных действий и решений.

Предполагается, что развитие самоэффективности обеспечивается посредством формирования когнитивных умений строить свое поведение, приобретать косвенный опыт, осуществлять вербальное самовнушение и убеждение, пластично входить в состояние физического или эмоционального подъема, обеспечивающего успех.

Важное место в обеспечении саморегуляции поведения занимает ментальный самоконтроль, определяемый в С.-к. т. как обоснованное когнитивное средство достижения более желаемых паттернов поведения. Он не существует исключительно в рамках только внутренних (например, сила воли) или внешних (например, стимул-подкрепление в бихевиоризме) сил, а проявляется в тщательно планируемом взаимодействии личности с окружением.

С.-к. т. выделяет пять основных программных ступеней процесса самоконтроля: определение формы поведения, на которое необходимо воздействовать, сбор основных данных, разработку программы, выполнение программы, оценку и завершение. Программа самоконтроля в С.-к. т. включает механизмы самоподкрепления, самонаказание и планирование окружения.

Представителями С.-к. т. проведены многочисленные исследования, подтверждающие важность научения посредством наблюдения детей за родителями (например, в приобретении и модификации ими агрессивного поведения, в полоролевом развитии, формировании навыков общения, формировании самоэффективности как важнейшей составляющей личностного роста).

В С.-к. т. разработана единая концепция управления поведением личости посредством формирования умений и навыков самоэффективности и самоконтроля. Эффективность консультирования и психотерапии, по мнению Бандуры, определяется прежде всего возможностью формирования осознанной самоэффективности личности. Повышение уровня самоэффективности способствует избавлению от специфических и иррациональных страхов и фобий (например, боязнь змей, инъекций, страх перед экзаменами), избавлению от зависимостей (курение, алкоголь, наркотики), содействует стабилизации и укреплению психофизического потенциала, изменению стиля жизни, формированию позитивной жизненной установки в целом.

С.-к. т. продолжает развиваться и имеет много различных экспериментально и эмпирически подтверждений своих концептуальных положений и выводов. Интерес к этой теории в мире все возрастает.

Альберт Бандура

     Альберт Бандура – наш современник. Он родился в декабре 1925 года на севере Канады (в небольшой деревушке) в большой семье славянского происхождения. О детстве А. Бандуры опубликовано очень мало информации.

     После окончания школы средней школы Альберт Бандура год проработал на восстановлении шоссе (в штате Аляска).  После этого он переехал в место с более теплым климатом и поступил в университет, который успешно окончил в 1949 году и получил степень бакалавра искусств. После этого Бандура переехал с Америку, где 1956 году получил гражданство. В США, в университете штата Айова изучал клиническ4ую психологию, в 1951 году получил степень магистра философии, а в 1952 – степень доктора философии.  Со следующего года (1953) начал работать в Стэндфордском  университете.

     В 1973 – 1974 гг. Бандура занимал президента Американской психологической ассоциации. В 1980 году Американская психологическая ассоциация вручила ему награду за выдающиеся достижения в психологической науке. Занимаемый А. Бандурой сегодня пост в Стэндфордской университете был создан специально для него.

     Еще во время обучения в университете Альберт Бандура познакомился с будущей женой – Вирджинией Варнс. В счастливом и долгом браке родились две замечательные дочери. Сегодня у А. Бандуры двое внуков – Энди и Тим. А. Бандура любит проводить время вместе с любимой женой, посещая оперу, концерты классической музыки, прекрасные рестораны, а также совершая прогулки на природе.

     Альберт Бандура – автор ряда известных научных работ, большинство из которых – в социально – когнитивном русле. Наиболее известны такие его работы как «Принципы модификации поведения» (1969 год), «Агрессия: анализ с позиции социального научения» (1973 год),  «Социальная теория научения» (1971 год – первая часть и в 1977 году – продолжение),  «Социальные основы мышления и поведения» (1986 год). Также он входит в редакторские коллегии нескольких психологических журналов.

     Альберт Бандура – важный представитель социально- когнитивного направления, авторитетный ученый и талантливый психолог.

Бандура, Альберт — это… Что такое Бандура, Альберт?

Альберт Бандура (англ. Albert Bandura; род. 4 декабря 1925 в Мундаре, Альберта) — канадский психолог (украинец по происхождению), известный своими работами по теории социального обучения (или социального когнитивизма), а также экспериментом с куклой Бобо. Суть этого эксперимента заключалась в том, что дети копировали увиденные ими на экране телевизора агрессивные действия, следуя не командам, а лишь копируя эти действия.

Биография

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в Манделе, небольшой деревне на севере Канады. Он был единственным сыном в большой семье, у него было пять старших сестер. Школьные годы Бандура провел в большой школе, весь курс которой вели всего два учителя, очень сильно перегруженные работой. Вся ответственность за получение знаний, фактически, лежала на самих учениках. Это, однако, не помешало многим выпускникам школы поступить в университеты по всему миру.

После окончания средней школы Бандура работал в Уайтхорсе в Юконе на восстановлении шоссе штата Аляска. Его товарищи по работе представляли собой пестрое сборище разного рода деликвентных личностей. Здесь, наверное, Бандура получил первые знания по психопатологии.

Проработав таким образом один год, Бандура переместился в более теплый климат и поступил в университет Британской Колумбии. Там он получил степень бакалавра по психологии. Свое образование Бандура продолжил в университете штата Айова. Здесь в 1951 году он защитил магистерскую, а в 1952 — докторскую диссертацию. Далее Бандура работал преподавателем в Стэнфордском университете, где получил профессорскую степень. Ещё будучи студентом в Айове Бандура познакомился с Вирджинией Варнс, после свадьбы у них родились две дочери — Кэрол и Мэри, подарившие ему внуков Энди и Тима.

11 августа 1969 была опубликована книга Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения» («Principles of Behavior Modification»). К 1979 году эта книга была упомянута в более чем 1215 других работах, а журнал «Current Contents» отметил её, как «классику цитирования».

Научный вклад

В научном мире работы Бандуры по моделированию, самоэффективности и подростковой агрессии широко известны. Он — автор более 6 книг, создатель теории социального научения, обладатель множества почетных наград. В 1974 году Бандура был избран президентом Американской психологической ассоциации, являлся Почетным президентом канадской психологической ассоциации.

Альберт Бандура — автор одной из самых популярных теорий научения. Альберт Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Одно из проявлений имитации — идентификация — процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства. Теория Альберта Бандуры предполагает объяснение способов, которыми люди приобретают разнообразные виды сложного поведения в условиях социального окружения. Основная идея теории нашла выражение в понятии обсервационного научения или научения через наблюдение.

Основные понятия

Бандура говорит о наличии реципрокной (от лат. reciprocus — возвращающийся, обратный, взаимный) связи между поведением, субъектными и средовыми переменными: мы не приводимся в движение лишь внутренними силами, мы также не являемся пешками в игре, диктуемой сложившимся набором обстоятельств, на нас влияют, но и мы оказываем влияние на свое окружение.

Научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания.

Большая часть человеческого научения осуществляется без традиционного подкрепления, которого требуют принципы оперантного и классического обусловливания. Люди могут научаться в отсутствие как вознаграждения, так и наказания. Это не означает, однако, что подкрепление не имеет никакого значения. В действительности, как только поведение оказывается освоенным, подкрепление начинает играть важную роль в определении того, будет ли данное поведение возникать. Научение через наблюдение не является ни постоянным, ни автоматическим. На то, будет ли происходить в данной ситуации такое научение, оказывают влияние многочисленные факторы. К числу таких факторов относятся возраст модели и компетентность. Уровень мотивации человека также может улучшать или ухудшать моделирование, подражание и наблюдение. Людьми наблюдается и впоследствии осваивается широкое разнообразие социальных реакций, таких как агрессия, сексуальное поведение, способы эмоционального реагирования и многое другое.

Когнитивный акцент

В своей трактовке феноменов обсервационного научения Бандура исходит из широкого использования людьми символических репрезентаций событий в окружающей среде. Без признания такой символической активности чрезвычайно трудно объяснить невероятную гибкость человеческого поведения. Он формулирует тезис о том, что изменения в поведении, вызываемые вследствие классического и инструментального обусловливания, а также угашения и наказания, активно опосредуются когнициями[1]. Важную роль в человеческом поведении играют также процессы саморегуляции: люди регулируют свое поведение при помощи наглядного представления его последствий. Образование связей между стимулом и реакцией находится под влиянием этих процессов самоконтроля. Уолтер Мишел продолжил линию акцентирования когнитивных факторов в своем анализе ряда когнитивных переменных социального научения у людей. Он утверждает, что люди различаются в отношении нескольких субъектных переменных, и именно эти различия дают начало широкому разнообразию индивидуальных особенностей, которое может наблюдаться в других.

К ним относятся:

  • Различные виды компетентности. Они представляют собой наборы способностей, которые оказывают влияние на наши мысли и действия.
  • Люди различаются своими стратегиями кодирования — в том смысле, что они по разному репрезентируют или символизируют средовую стимуляцию.
  • Ожидания или субъективные вероятности, отражающие степень правдоподобия того, что определенные способы поведения или события приводят к определенным исходам.
  • Субъективные ценности: люди различаются по той цене, которую они придают различным исходам.
  • Существуют системы и планы саморегулирования: поведение регулируется на основе индивидуально устанавливаемых стандартов.

Изменение поведения

Работы Бандуры сыграли чрезвычайно важную роль в разработке новых подходов к терапевтическому вмешательству. Наиболее заметным здесь явилось применение процедур моделирования в целях формирования новой когнитивной и поведенческой компетентности.

Корни научения через наблюдение можно проследить в работах Джорджа Герберта Мида по подражанию и голосовым жестам. Последующий анализ подражания, осуществленный Нилом Миллером и Джоном Доллардом, послужил важной отправной точкой. Работы О. Хобарта Маурера по знаковому научению и научению за вознаграждение также оказали сильное влияние на научную деятельность А. Бандуры.

Ссылки

Альберт Бандура (1925-). История современной психологии

Альберт Бандура (1925-)

Альберт Бандура родился в Канаде, в городке настолько маленьком, что в местной школе было всего двадцать учеников и два учителя. После окончания школы он работал с бригадой строителей на территории Юкона на починке дорог Аляски. Бандура искренне восхищался теми людьми, с которыми ему пришлось работать на Севере. «Оказавшись среди разношерстной компании интересных личностей, большинство которых составляли те, кто прятался от кредиторов или уплаты алиментов, или условно осужденные, у Бандуры быстро развились способности оценивать психопатологию повседневной жизни, которая пышным цветом цвела посреди суровой тундры» («Выдающиеся ученые» 1981. P. 28).

Бандура получил степень доктора философии в университете штата Айова в 1952 году и поступил на факультет Стэнфордского университета. Еще в начале шестидесятых годов он предложил свою версию бихевиоризма, которую исходно определил как социальный бихевиоризм, а позднее назвал социальной когнитивной теорией (Banciura. 1986).

Социальная когнитивная теория

Социальная когнитивная теория Бандуры является менее экстремальной формой бихевиоризма, чем бихевиоризм Скиннера; она отражает возобновление интереса психологии к когнитивным факторам. Общий подход Бандуры основан на бихевиоризме. Его исследования базируются на наблюдении за поведением испытуемых людей в процессе их взаимодействия. Он не использует интроспекцию и отдает должное значению подкрепления в формировании или модификации поведения.

Однако система Бандуры является не только бихевиоральной, но и когнитивной. Он подчеркивает влияние на внешние схемы подкрепления таких установок, как вера, ожидания, инструкции. Согласно Бандуре, поведенческая реакция не включается автоматически внешним раздражителем, как это происходит у роботов или машин. Напротив, реакции на раздражители являются самоактивизирующимися. Человек сознательно воспринимает положительное подкрепление, он предвидит его получение в случае соответствующего поведения.

Несмотря на то, что Бандура соглашается со Скиннером, что человеческое поведение можно модифицировать посредством подкрепления, а также верит в то — и даже доказывает это эмпирическим путем, — что человек может освоить практически все виды поведения без непосредственного получения какого — либо подкрепления.

Нам далеко не всегда требуется подкрепление; мы можем учиться на чужом опыте, посредством косвенного подкрепления[96], наблюдая за поведением других людей и последствиями этого поведения.

Такая способность обучаться на примерах и на основе косвенного подкрепления предполагает, что человек обладает способностью прогнозировать и оценивать последствия того, что он наблюдал у других людей, что еще не пережито им на личном опыте. Мы можем регулировать и направлять наше собственное поведение, представляя или воображая себе еще не пережитые его последствия. Бандура полагает, что связь между стимулом и реакцией, поведением и подкреплением не прямая, как это предусматривается системой Скиннера. Он вводит понятие промежуточного механизма между стимулом и реакцией, этим механизмом являются когнитивные процессы личности.

Таким образом, когнитивные процессы играют важнейшую роль в социальной когнитивной теории, их рассматривание является основным отличием взглядов Бандуры от системы Скиннера. Как полагает Бандура, не сама по себе схема подкрепления является эффективным фактором модификации поведения, а то, что именно человек думает об этой схеме подкрепления. Вместо того, чтобы учиться на собственном опыте полученных подкреплений, мы учимся при помощи моделирования, наблюдая за другими людьми и примеривая на себя их модели поведения. Согласно взглядам Скиннера, тот, кто контролирует подкрепление, контролирует и поведение. Согласно взглядам Бандуры, тот, кто контролирует <модели> в обществе, контролирует и поведение.

Бандура провел широкомасштабные исследования характеристик тех моделей, которые оказывают влияние на наше поведение. Он обнаружил, что мы склонны моделировать поведение людей того же пола, примерно такого же возраста — то есть человека, равного нам, который с успехом решает проблемы, сходные с нашими. Кроме того, на нас производит сильное впечатление поведение «моделей», занимающих высокое положение в обществе. Различные типы поведения служат образцом для подражания в разной степени. Более простые типы поведения имитируются намного чаще, чем более сложные. Агрессивное и враждебное поведение имитируется с наибольшей готовностью, особенно детьми (Bandura.1986). Таким образом, то, что мы видим в реальной жизни и в средствах массовой информации, и определяет наше поведение.

Подход Бандуры получил название теории социального научения, поскольку он занимается изучением поведения на уровне его формирования и модифицирования в социальных ситуациях. Бандура критиковал исследования Скиннера, который использовал только отдельные виды подопытных животных, в основном крыс и голубей, а не людей, взаимодействующих друг с другом. Лишь немногие люди проживают в условиях полной социальной изоляции. Бандура утверждал, что не стоит ожидать новых научных открытий в психологии, если будет игнорироваться изучение социального взаимодействия, столь характерного для современного мира.

Эффективность личности

Бандура провел серьезные исследования такого понятия, как эффективность личности[97], которую он описал как чувства самоуважения и собственного достоинства, адекватность и проявление умения решать жизненные проблемы (Bandura.1982). Его работа показала, что люди, обладающие высокой личной эффективностью, считают, что они в состоянии справиться с неблагоприятными событиями и обстоятельствами жизни. Они ожидают от себя способности преодолевать препятствия. Они сами ищут испытаний, усложняют свои задачи и в своем стремлении к успеху поддерживают высокий уровень уверенности в своих силах.

Напротив, люди с низкой личной эффективностью при столкновении с различными жизненными ситуациями чувствуют свою беспомощность; они считают, что у них слишком мало или совсем нет сил для того, чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию. Если они наталкиваются на проблему или препятствие, и первая попытка преодоления не увенчивается успехом, то они быстро отказываются от дальнейших попыток. Такие люди уверены в том, что от них ничего не зависит.

Исследования показали, что представления, связанные с эффективностью личности, оказывают существенное влияние на многие стороны человеческой деятельности. Люди с высокой личной эффективностью рассматривают больше вариантов выбора карьеры и чаще добиваются успеха; они получают более высокие оценки при обучении, ставят перед собой более высокие цели и в целом обладают лучшим физическим и душевным здоровьем, чем люди с низкой личной эффективностью. В общем случае, мужчины действуют с более высокой эффективностью, чем женщины. И у мужчин, и у женщин личная эффективность достигает максимального уровня в середине жизни и постепенно снижается после шестидесяти лет.

Модификация поведения

Задача, которую поставил перед собой Альберт Бандура при разработке социального когнитивного подхода к бихевиоризму, была чисто практической и прикладной: каким образом можно модифицировать те виды поведения, которые общество рассматривает как нежелательные или ненормальные. Согласно его рассуждениям, если все виды поведения — включая и ненормальное поведение — изучаются на основе наблюдений за другими людьми и моделирования их поведения, значит поведение можно <выучить заново> или хотя бы частично изменить его.

Подобно Скиннеру, Бандура сосредоточил свое внимание на внешних проявлениях ненормальности — то есть на поведении — а не на предполагаемых внутренних сознательных или подсознательных конфликтах. Лечение симптомов, по Бандуре, является одновременно и лечением самого расстройства, поскольку симптом и заболевание считаются единым целым.

При модификации поведения используется моделирование: испытуемые должны наблюдать за моделью в таких ситуациях, которые кажутся им пугающими или провоцируют у них чувство тревоги. Например, дети, которые боятся собак, наблюдают, как ребенок такого же возраста подходит к собаке и начинает играть с ней. С безопасного расстояния эти дети видят, как их сверстник постепенно приближается к собаке, гладит собаку сквозь прутья и наконец входит внутрь манежа и весело играет с ней. В результате такого обучения на наглядном примере страх, вызываемый у ребенка собакой, будет значительно ослаблен.

В качестве примера такого показательного обучения можно привести случай, когда испытуемые наблюдали игру с пугающей их змеей. Спустя какое — то время они постепенно приближались к змее и даже брали ее в руки.

Методы бихевиоральной терапии, разработанные Бандурой, широко применяются в клинической практике, в бизнесе, в сфере образования. Они получили подтверждение в сотнях экспериментальных исследований. Эти методы доказали свою эффективность при избавлении от различных фобий — страхов перед змеями, замкнутыми пространствами, открытыми пространствами, высотой. Кроме того, они полезны при лечении навязчивых неврозов, сексуальных дисфункций, некоторых форм тревожных состоянии, а также способствуют повышению эффективности личности.

Комментарии

Социально — когнитивный подход к бихевиоризму, разработанный Альбертом Бандурой, вызвал критику со стороны приверженцев традиционного бихевиоризма, которые утверждали, что когнитивные процессы не могут оказывать каузального воздействия на поведение. Бандура отвечал на это следующим образом: «Очень забавно видеть радикальных бихевиористов, которые верят в то, что мысль не оказывает каузального воздействия, и в то же время отдают столько времени и сил выступлениям, статьям и книгам в попытках обратить людей в свою веру» (цит. по: Evans. 1989. P. 83).

Социально — когнитивная теория получила широкое признание в психологии в качестве эффективного способа исследования поведения в лабораторных условиях и модификации поведения в клинических. Вклад Бандуры в современную психологию признается многими его коллегами. В 1974 году Альберт Бандура являлся президентом Американской психологической ассоциации и в 1980 году получил награду «За выдающийся вклад в науку». Разработанная им теория созвучна американской психологии XX века как с функциональной, так и с практической точки зрения. Его подход является объективным; он пригоден для применения в лабораторных исследованиях; соответствует нынешнему интеллектуальному климату, в котором большое значение придается изучению внутренних когнитивных процессов; и вполне применим к тем задачам, которые ставит реальная жизнь. По мнению многих психологов, работы Альберта Бандуры представляют собой интересное и плодотворное новое веяние в длительной истории бихевиоризма.

Биография психолога Альберта Бандура

Альберт Бандура — влиятельный социальный когнитивный психолог, который, возможно, наиболее известен своей теорией социального обучения, концепцией самоэффективности и своими знаменитыми экспериментами с куклой Бобо. Он является почетным профессором Стэнфордского университета и считается одним из величайших ныне живущих психологов.

Одно исследование 2002 года поставило его на четвертое место среди наиболее влиятельных психологов двадцатого века после Б.Ф. Скиннера, Зигмунда Фрейда и Жана Пиаже.

Претензии Альберта Бандуры к славе

Альберт Бандура наиболее известен своей работой в следующих областях:

Основные принципы теории социального обучения

Ранние годы Альберта Бандуры

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в небольшом канадском городке, расположенном примерно в 50 милях от Эдмонтона. Бандура, последний из шести детей, получил образование в одной маленькой школе с двумя учителями в средней школе. По словам Бандуры, из-за этого ограниченного доступа к образовательным ресурсам «учащиеся должны были сами брать на себя ответственность за свое образование.»

Он понял, что, хотя «содержание большинства учебников недолговечно … инструменты самоуправления служат со временем хорошо». Этот ранний опыт, возможно, поспособствовал тому, что в дальнейшем он акцентировал внимание на важности личной свободы воли.

Бандура вскоре увлекся психологией после поступления в Университет Британской Колумбии. Он начинал как специалист по биологии, и его интерес к психологии сформировался случайно. Работая по ночам и добираясь до школы с группой студентов, он обнаружил, что пришел в школу раньше, чем начались его курсы.

Чтобы скоротать время, он начал посещать «дополнительные занятия» в эти ранние утренние часы, что в конечном итоге привело его к психологии.

Бандура объяснил: «Однажды утром я зря тратил время в библиотеке. Кто-то забыл вернуть каталог курсов, и я пролистал его, пытаясь найти дополнительный курс, который займет ранний временной интервал. Я заметил курс психологии, который мне пригодился. как отличный наполнитель, он вызвал у меня интерес и я нашел свою карьеру.»

Он получил степень в Университете Британской Колумбии в 1949 году всего после трех лет обучения, а затем поступил в аспирантуру Университета Айовы. Школа была домом для Кеннета Спенса, который сотрудничал со своим наставником Кларком Халлом из Йельского университета, и другими психологами, включая Курта Левина.

В то время как программа интересовалась теорией социального обучения, Бандура считал, что она слишком сосредоточена на бихевиористских объяснениях. Бандура получил степень магистра в 1951 году и докторскую степень.Доктор философии в клинической психологии в 1952 году.

Карьера и теории

После получения докторской степени ему предложили должность в Стэнфордском университете, и он согласился на нее. Он начал работать в Стэнфорде в 1953 году и продолжает работать в университете по сей день. Именно во время изучения подростковой агрессии Бандура стал все больше интересоваться косвенным обучением, моделированием и подражанием.

Теория социального обучения Альберта Бандуры подчеркивала важность обучения с наблюдением, имитации и моделирования.«Обучение было бы чрезвычайно трудоемким, не говоря уже о риске, если бы людям приходилось полагаться исключительно на последствия своих собственных действий, чтобы информировать их о том, что им делать», — объяснил Бандура в своей книге 1977 года по этому вопросу.

Его теория интегрировала непрерывное взаимодействие между поведением, познаниями и окружающей средой.

Исследование куклы Бобо

Самым известным экспериментом Бандуры было исследование куклы Бобо 1961 года. В рамках эксперимента он снял фильм, в котором была показана взрослая модель, избивающая куклу Бобо и выкрикивающая агрессивные слова.

Затем фильм был показан группе детей. После этого детям разрешили играть в комнате с куклой Бобо. Те, кто смотрел фильм с агрессивной моделью, чаще били куклу, имитируя действия и слова взрослого в клипе.

Исследование куклы Бобо имело большое значение, поскольку оно исходило из утверждения бихевиоризма о том, что любое поведение направляется подкреплением или вознаграждением. Дети не получали ни поощрения, ни стимула бить куклу; они просто имитировали наблюдаемое поведение.

Бандура назвал это явление наблюдательным обучением и охарактеризовал такие элементы эффективного обучения, как внимание, удержание, взаимность и мотивация.

Работа Бандуры подчеркивает важность социальных влияний, но также и веру в личный контроль. «Люди с высокой уверенностью в своих способностях подходят к трудным задачам как к вызовам, которые необходимо преодолеть, а не как к угрозам, которых следует избегать», — предположил он.

Альберт Бандура — бихевиорист?

В то время как большинство учебников психологии сравнивают теорию Бандуры с теорией бихевиористов, сам Бандура отмечает, что он «…. никогда не вписывались в поведенческую ортодоксию «.

Даже в своих самых ранних работах Бандура утверждал, что сведение поведения к циклу «стимул-реакция» было слишком упрощенным. В то время как в его работе использовались поведенческие термины, такие как «обусловливание» и «подкрепление», Бандура объяснил, «… я концептуализировал эти явления как действующие посредством когнитивных процессов».

«Авторы психологических текстов продолжают неверно характеризовать мой подход как основанный на бихевиоризме», — объяснил Бандура, описывая свою точку зрения как «социальный когнитивизм».’

Избранные публикации Бандуры

Бандура был плодовитым автором книг и журнальных статей за последние 60 лет и является наиболее цитируемым ныне живущим психологом.

Некоторые из самых известных книг и журнальных статей Бандуры стали классикой психологии и продолжают широко цитироваться сегодня. Его первой профессиональной публикацией была статья 1953 года под названием «Первичная и вторичная внушаемость», которая появилась в журнале Journal of Abnormal and Social Psychology .

В 1973 году Бандура опубликовал «Агрессия: анализ социального обучения », в котором основное внимание уделялось истокам агрессии. В его книге « Social Learning Theory » 1977 года изложены основы его теории о том, как люди учатся посредством наблюдения и моделирования.

Его статья 1977 года под названием «Самоэффективность: к объединяющей теории изменения поведения» была опубликована в журнале «Психологическое обозрение », и представила его концепцию самоэффективности. Статья также мгновенно стала классикой психологии.

Вклад в психологию

Работа Бандуры считается частью когнитивной революции в психологии, которая началась в конце 1960-х годов. Его теории оказали огромное влияние на психологию личности, когнитивную психологию, образование и психотерапию.

В 1974 году Бандура был избран президентом Американской психологической ассоциации. APA наградила его за выдающийся научный вклад в 1980 году и еще раз в 2004 году за выдающийся вклад в психологию.

Сегодня Бандуру часто называют величайшим психологом из жизни, а также одним из самых влиятельных психологов всех времен. В 2014 году Бандура был награжден Национальной медалью науки президентом Бараком Обамой.

Альберт Бандура, ведущий психолог теории социального обучения, умирает — Ассоциация психологических наук — APS

Альберт Бандура, известный психолог, чье имя стало почти синонимом его эксперимента с куклой Бобо 1961 года, умер 26 июля 2021 года в возрасте 95 лет в Стэнфорде, штат Калифорния.В течение почти 60 лет в Стэнфордском университете Бандура заложил основы теории самоэффективности и социального обучения и считается одним из самых влиятельных ученых-психологов в мире.

В своем знаменательном исследовании социального обучения Бандура представил детям один из двух сценариев с участием ставшей культовой надувной куклы, клоуна Бобо: один, в котором взрослый пинал, бил и швырял куклу, и другой, в котором взрослый манипулировал ею. кукла без агрессии.Дети, которые стали свидетелями нападения взрослого на куклу, сами значительно чаще проявляли агрессию, что указывает на то, что на детей можно сильно повлиять, наблюдая за поведением других людей без каких-либо явных указаний.

Бандура обсудил основополагающую роль, которую этот эксперимент сыграл в его исследовательской жизни, во время интервью 2014 года Inside the Psychologist’s Studio с сотрудником APS Джаном Витторио Капрарой на ежегодном съезде APS 2014 года. Его работе широко приписывают продвижение области психологической науки за пределы бихевиоризма, который позиционировал обучение как простой вопрос вознаграждения и наказания, к более сложной социально-когнитивной модели обучения.Эта работа внесла вклад не только в разработку таких методов лечения, как когнитивно-поведенческая терапия, но и во всемирные инициативы, связанные со всем — от грамотности взрослых до планирования семьи и предотвращения торговли детьми.

Являясь членом APS и получателем награды William James Fellow и James McKeen Cattell Fellow Award, Бандура получил множество других наград за жизненные достижения от организаций, работающих в этой области. Он был избран членом Американской академии искусств и наук в 1980 году, стал членом Медицинского института Национальной академии наук в 1989 году и получил Национальную медаль науки от Университета У.С. Президент Барак Обама в 2016 году.

Бандура написал 11 книг, из которых Самоэффективность: осуществление контроля и Социальные основы мыслей и действий: социально-когнитивная теория являются одними из самых цитируемых.

Избранные исследования Альберта Бандуры в журналах APS

Психологические науки

Социокогнитивный анализ злоупотребления психоактивными веществами: агентная перспектива (1999)

Просоциальные основы успеваемости детей (2000)

Осуществление деятельности человека через коллективную эффективность (2000)

Перспективы психологической науки

К психологии человеческого действия: пути и размышления (2018)

Применение теории для улучшения человека (2019)

К психологии человеческого агентства (2006)

Фото: Райан К.Моррис и Национальный фонд медалей науки и технологий

Альберт Бандура получит Национальную медаль науки

Альберт Бандура, психолог из Стэнфордского университета, является одним из девяти ученых, которых президент Обама назвал награжденными Национальной медалью науки. Награды будут официально вручены на церемонии в Белом доме в начале 2016 года.

Бандура разработал теорию социального обучения и концепцию самоэффективности, которые оказали огромное влияние на социальную, когнитивную, развивающую, образовательную и клиническую психологию.

В своих ранних исследованиях Бандура сосредоточился на основах человеческого обучения, изучая склонность имитировать поведение других, особенно в отношении агрессии. На основе этого исследования он разработал теорию социального обучения, в которой подчеркивается важность наблюдения, моделирования и имитации в обучении. Эта теория представляла собой отход от общепринятого в то время мышления, согласно которому поведение направляется в основном ассоциациями и подкреплением.

В 1961 году Бандура провел свой самый известный эксперимент — исследование куклы Бобо.В ходе эксперимента группе детей был показан фильм, в котором взрослый кричал на куклу Бобо и бил ее. Во время игры позже в комнате, в которой находилась кукла Бобо, дети, которые видели фильм, с большей вероятностью мучили куклу и имитировали слова и действия, показанные им ранее.

Позже Бандура переработал свою теорию социального обучения как социальную когнитивную теорию, в которой он концептуализировал индивидов как самоорганизующихся, проактивных, саморефлексивных и саморегулирующихся.Он выдвинул идею сложной и взаимной связи между поведением человека и факторами окружающей среды и подчеркнул роль индивидуальных когнитивных, аффективных и биологических факторов. Его упор на способность к самоорганизации и саморегулированию послужил толчком к его последующей работе по самоэффективности, которую он первоначально изучал на людях, страдающих фобиями и травмами.

Работа Бандуры по самоэффективности оказала особое влияние на образование. Многочисленные исследования Бандуры и других показали, что студенты, которые верят в свои способности к обучению и саморегулированию, более успешны в учебе.Были разработаны мероприятия, направленные на то, чтобы учащиеся осознали свою самоэффективность.

Альберт Бандура получил докторскую степень по клинической психологии в Университете Айовы в 1952 году и продолжил преподавать в Стэнфордском университете. Среди множества других наград он получил премию Американской психологической ассоциации за выдающийся научный вклад (1980), премию Джеймса МакКина Кэттелла от Ассоциации психологических наук (2003), выдающийся вклад в психологию APA (2004) и премию Гравемейера в области психологии. (2008).Бандура также был президентом АПА в 1974 году.

Национальная медаль науки была учреждена Конгрессом в 1959 году и ежегодно вручается президентом Соединенных Штатов. Это считается высшей наградой в науке, присвоенной правительством США.

Предыдущие обладатели медали, психологи: Нил Миллер (1964), Гарри Харлоу (1967), Б. Ф. Скиннер (1968), Герберт Саймон (1986), Энн Анастази (1987), Роджер Сперри (1989), Патрик Суппес (1990). , Джордж Миллер (1991), Элеонора Гибсон (1992), Аллен Ньюэлл (1992), Роджер Шепард (1995), Уильям Эстес (1997), Р.Дункан Люс (2003), Гордон Бауэр (2005), Майкл Познер (2008), Мортимер Мишкин (2010) и Энн Трейсман (2012).

Через свой Комитет по научным наградам APA номинировало различных психологов на Национальную медаль науки. APA номинировала Бандуру на медаль в 2013 году.

Альберт Бандура и его вклад в психологию — Никки Кроссман

Меня всегда восхищали группы, культура и то, что объединяет людей, поэтому, когда я был студентом психолога, я узнал обо всем из великих психологов, которые работали до меня, доктор Альберт Бандура действительно выделялся.

Альберт Бандура хорошо известен в области психологии, потому что он внес значительный вклад в наше понимание человеческого разума и поведения на протяжении более 60 лет. Его теории включают теорию социального обучения и социальную когнитивную теорию, а также такие конструкции, как самоэффективность.

Что мне понравилось в теориях Бандуры, так это то, что они помогли мне понять сложные отношения между группой или культурой и индивидуумом.

Для начала позвольте мне познакомить вас с основами двух основных теорий Бандуры, а затем я расскажу больше о том, как эти теории повлияли на меня как на психолога.

Теории

Теория социального обучения, часть ранних работ Бандуры, исследовала, как мы учимся, наблюдая и подражая другим.

Самым известным экспериментом, связанным с этой теорией, был эксперимент с куклой Бобо, который показал, что дети, которые наблюдали, как взрослый бьет кулаком и оскорбляет надувную куклу-клоун, позже копируют поведение взрослого, когда они остаются наедине с куклой.

Эта теория была важна, потому что она ознаменовала поворотный момент в психологии от бихевиористских теорий обучения через наказание и вознаграждение к теориям, которые признали важность окружающей среды и социального контекста.Другими словами, теории Бандуры начали считать, что люди являются социальными существами, и что наши отношения и люди вокруг нас играют роль в том, как мы учимся и ведем себя.

Однако мы не формируемся только путем наблюдения и копирования других или обречены повторять ошибки тех, кто нас окружает. Позже Бандура расширил идеи, которые он исследовал в теории социального обучения, чтобы определить, как наш собственный внутренний опыт, такой как мысли, убеждения и способность отражать, взаимодействует с нашим внешним и социальным опытом, чтобы влиять на наше обучение и рост.С более сильным акцентом на мысли и убеждения, теория стала известна как социальная когнитивная теория.

Социально-когнитивная теория

Ключевая часть социальной когнитивной теории, которая отличает ее от более ранних теорий Бандуры, состоит в том, что она признает, что даже если на нас может сильно повлиять поведение, подобное тому, что нас окружает, особенно в детстве, мы все же получаем выбор.

Бандура считал, что с помощью наших мыслей и убеждений мы можем отучиться от вредных привычек, которые мы, возможно, приобрели в детстве, освоить новые привычки, принять решение следовать примеру окружающих или поступить наоборот.

Одним из аспектов нашего внутреннего опыта, который Бандура считал важным предиктором того, будет ли кто-то вести себя определенным образом или нет, была самоэффективность. Самоэффективность — это форма уверенности в себе, которая описывает убеждения человека относительно своей способности выполнить определенную задачу или цель.

Например, кто-то, испытывающий сильную самоэффективность, считает, что у него есть необходимые навыки и способность выполнить стоящую перед ним задачу. В отличие от уверенности в себе, которая обычно описывает чью-то общую уверенность, самоэффективность обычно связана с убеждениями человека о конкретной деятельности или цели.Тот, кто неуверен в себе в повседневной жизни, может по-прежнему обладать высокой самоэффективностью по отношению к конкретной задаче, например, публичным выступлениям, письму, вождению или спорту.

Как Бандура повлияла на меня

Как видите, теория Бандуры признает влияние, которое другие могут оказывать на нас, будь то родители, друзья, спортивная команда, религиозная группа или ваша более широкая культура.

Но в то же время он подчеркивает, что, хотя мы можем научиться действовать и вести себя у окружающих, нас не просто подталкивают тем или иным образом факторы, находящиеся вне нашего контроля: у нас также есть возможность выбирать наши действия и наше поведение.

Изучение теории Бандуры помогло мне начать понимать сложное взаимодействие социальных, экологических и личных факторов, которые влияют на каждого из нас на теоретическом уровне. Однако более важным влиянием, которое оказал на меня Бандура, было то, как его теории нашли свое отражение в моей работе с клиентами.

Один из аспектов моей практики, который Бандура помог мне понять, — это мой собственный опыт социального обучения и то, как такие вещи, как мое воспитание и образование, могут повлиять на то, как я воспринимаю вещи иначе, чем мои клиенты.Знание различных точек зрения в комнате важно и часто полезно для терапевтического процесса, потому что две головы лучше, чем одна, когда вы пытаетесь найти решение чего-то, что оказывает негативное влияние на вашу жизнь.

Изучение бандуры также подчеркнуло для меня важность открытости и любопытства к опыту другого человека и не делать предположений, основанных на моем собственном опыте. Два человека, сидящие и наблюдающие закат вместе, переживают одно и то же событие, но могут по-разному реагировать на него в зависимости от своего прошлого опыта и того, чему они научились от других.

Я разговаривал со многими людьми, как лично, так и профессионально, которые чувствуют себя застрявшими и не могут контролировать то, что происходит в их жизни.

Я думаю, что большинство людей испытывают это на каком-то этапе своей жизни, часто по совершенно разным причинам, и когда это то, что мы чувствуем, Бандура напоминает нам, чтобы мы вернули наше внимание к тому, над чем мы в наибольшей степени контролируем, а именно к нашим собственным мыслям. и действия. Сосредоточившись на том, что мы можем контролировать, мы можем начать находить способы двигаться вперед, и это может помочь нам выбраться из тупика даже перед лицом негативных внешних событий.

К сожалению, многие вещи попадают в категорию «легче сказать, чем сделать», поэтому большая часть того, что я делаю со своими клиентами, — это повышение самоэффективности. Чувствовать себя неуверенно или просто неуверенно — это сложно, но это не должно останавливать вас на пути к прогрессу.

Сосредоточивая внимание на мелочах и повышая самоэффективность для определенной задачи или цели на сессиях, клиенты часто обнаруживают, что они начинают добиваться прогресса и что прогресс, которого они достигают в одном направлении, помогает им чувствовать себя более уверенно в других сферах их деятельности. жизнь.

Автор: Никки Кроссман, бакалавр психологии (с отличием).

Никки Кроссман — кандидат на степень магистра психологии (спорт и физические упражнения) в Университете Квинсленда, увлеченный пользой спорта и физических упражнений для психического здоровья. Она применяет целостный подход к благополучию, который признает прочную связь между нашим телом и нашим разумом, и опирается на научно обоснованные методы лечения, такие как КПТ и межличностная терапия.

Чтобы записаться на прием, попробуйте онлайн-бронирование.Вы также можете позвонить в M1 Psychology Brisbane по телефону (07) 3067 9129

.

Артикул:

  • Бандура А. (1986). Социальные основы мысли и действия: социальная когнитивная теория. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси, США: Prentice-Hall, Inc.,
  • Бандура А. и Уолтерс Р. Х. (1977). Теория социального обучения.
  • Бандура, А. (1977). Самоэффективность: к объединяющей теории изменения поведения. Психологическое обозрение, 84 (2), 191.

Альберт Бандура Биография

Альберт Бандура — современный психолог, специализирующийся на психологии развития и педагогической психологии.Большая часть его работы сосредоточена вокруг теории социального обучения. Он один из самых цитируемых психологов всех времен.

Ранняя жизнь

Альберт Бандура родился в Альберте, Канада, в небольшом городке Мундаре. Он был младшим из шести детей, двое из которых умерли в молодости, один от несчастного случая на охоте, а другой от пандемии гриппа. Родители Бандуры были трудолюбивыми и самоучками. Они внушали ему радость от того, что он прославлял жизнь и важность образования.Его начальное образование было исследовательским и практическим, так как школу, которую он посещал, возглавляли только два учителя, и ресурсы на учебные материалы были ограничены. Бандура видел в этом преимущество, поскольку он был вынужден полагаться на собственное любопытство и окружающий мир, чтобы понять концепции, которые послужили бы его познанию.

После окончания школы Бандура отправился на Юкон, чтобы помочь защитить Аляскинское шоссе от провалов в грунте. По возвращении домой ему предоставили выбор между тем, чтобы остаться на ферме в отдаленном, социально ограниченном городке, и продолжить свое образование.

Профессиональная жизнь

Бандура поступил в Университет Британской Колумбии и сделал карьеру, выбрав курс психологии в качестве дополнения к своей учебной программе. Он сразу же влюбился в эту сферу и всего за три года получил степень бакалавра и был награжден Болоканской премией в области психологии. Он продолжил учебу в Университете Айовы, где получил степень магистра и докторскую степень.

Во время учебы в Университете Айовы Бандура учился у Кеннета Спенса и находился под влиянием своего предшественника Кларка Халла.Бандура начал экспериментировать с образами, взаимным детерминизмом и репрезентацией. Он начал развивать ряд теоретических и аналитических навыков и смог предложить психологам новый подход к оценке психического процесса, помимо традиционной модели психоанализа. Бандура некоторое время проходил стажировку в Уичито-Канзасском учебном центре, а в 1953 году начал преподавать в Стэнфордском университете, где и оставался с тех пор. В настоящее время он занимает должность профессора заслуженный .

Вклад в психологию

Бандура начал свои исследования, сосредоточив внимание на человеческих мотивах, действиях и мыслях. Он работал с Ричардом Уолтерсом, чтобы исследовать социальную агрессию. Их исследование подчеркнуло влияние моделирования поведения и уступило место исследованиям в области обучения с использованием наблюдений.

Его самое известное исследование — эксперимент с куклой Бобо. Это исследование познакомило детей с агрессивным поведением взрослых по отношению к кукле; он продемонстрировал, что дети ведут себя агрессивно, когда агрессия моделируется взрослыми.Однако, если взрослый был наказан за удар по кукле, дети с меньшей вероятностью ударили куклу. Противники насилия в СМИ часто цитировали этот эксперимент, но он также подвергался критике по этическим соображениям, поскольку подвергал детей насилию. Бандура подчеркивал, что дети учатся в социальной среде и часто имитируют поведение других — процесс, известный как теория социального обучения.

Бандура разработал свою социальную когнитивную теорию, исходя из целостного взгляда на человеческое познание в связи с социальным осознанием и влиянием.Он подчеркнул, что поведение определяется комбинацией побуждений, сигналов, реакций и вознаграждений. Например, у ребенка может быть желание съесть конфеты, и это желание может быть усилено, если родитель в ответ ест конфеты вместе с ребенком или вознаграждает ребенка похвалами за то, что он съел конфеты.

Его теория морального воздействия является ответвлением его социальной когнитивной теории. Моральное поведение является продуктом саморегуляции, но саморегулирование человека должно активироваться в социальном контексте. Бандура утверждает, что у людей есть два выбора: действовать гуманно или бесчеловечно.Бесчеловечное поведение становится возможным, когда человек может оправдать такое поведение. Это оправдание предполагает своего рода «когнитивную реструктуризацию», которая следует определенной схеме. Ключевым компонентом является очищающая лексика, снимающая с действия тяжесть жестокости. Например, обращение к геноциду как к ликвидации или расовой чистке устраняет беспорядочный и жестокий элемент поведения. Другие методы оправдания включают моральное оправдание; социальные сравнения, которые освобождают участников от моральных обязательств и личной свободы воли; сведение к минимуму вреда, причиненного другому; и перекладывание ответственности на другого человека или целую группу.Обвинение или бесчеловечность жертвы часто является ключевым элементом бесчеловечных действий.

Бандура также разработал теорию самоэффективности. Самоэффективность — это вера человека в свои способности. Бандура обнаружил, что люди, которые считали, что могут преодолеть свои фобии, например, с большей вероятностью это сделают. Концепция самоэффективности также сыграла ключевую роль в педагогической психологии; студенты, которые верят, что могут усвоить концепцию, с большей вероятностью достигнут этой цели.

Он опубликовал несколько книг, в которых исследуются социальные когнитивные теории, самоорганизация и регулирование, а также самоэффективность.Он получил множество наград, в том числе Премию Гравемейера в области психологии в 2008 году. Он был назван одной из самых влиятельных фигур в современной психологии и занимает четвертое место после Скиннера, Фрейда и Пиаже. Его часто называют «величайшим из ныне живущих психологов».

Цитата Альберта Бандура

Альберт Бандура, 1925-2021: социальный психолог, изменивший наши представления об обучении и морали

Альберт Бандура (Источник: Стэнфордский университет)

Альберт Бандура, всемирно известный социальный когнитивный психолог, который изменил природу своей области и чье имя и работа стали краеугольными камнями вводных уроков психологии повсюду, умер 26 июля в возрасте 95 лет в своей больнице. дом в Стэнфорде, Калифорния.По словам его дочерей Кэрол Бандура Коули и Мэри Бандура, он скончался во сне от сердечной недостаточности.

Широко известный как один из самых влиятельных психологов всех времен, Бандура был наиболее известен своими экспериментами с куклой Бобо. Хотя он проводил эксперимент в начале своей карьеры, выводы экспериментов с куклой Бобо не только заложили основу для его будущей работы, но и изменили ландшафт психологии обучения в том виде, в каком мы ее знаем.

Бандура провел свои знаменитые эксперименты с куклой Бобо в начале своей карьеры в Стэнфордском университете с двумя коллегами в 1960-х годах.В этих экспериментах Бандура представил детям дошкольного возраста телевизионные кадры, на которых взрослые били надувную куклу-клоун Бобо и, по сути, оскорбляли ее. По сравнению с детьми того же возраста, которые не видели агрессивные кадры, дети, которые видели, как взрослые жестоко обращаются с куклой, с большей вероятностью поступили так же и были более жестокими по отношению к кукле, когда им представилась возможность поиграть с ней.

Эксперименты с куклой Бобо изучали способ обучения детей, в частности, как они имитировали агрессивное поведение после того, как наблюдали, как взрослые моделируют такое же поведение.(Фото: Стэнфордский университет).

Исследования куклы Бобо внесли свой вклад в всеобъемлющую теорию социального обучения Бандуры, в которой он предложил, чтобы люди учились, наблюдая за поведением других и подражая этим усвоенным образцам поведения, отношениям и эмоциям. Это было знаменательным открытием для психологии обучения; до этого первичная теория бихевиоризма или поведенческого обучения была основным психологическим объяснением обучения. Бихевиоризм, отстаиваемый Б.Ф. Скиннером, предложил идею о том, что обучение любому типу поведения зависит от обусловливания посредством подкрепления либо наказаний, либо поощрений.

Эксперимент с куклой Бобо Бандуры был радикальным для своего времени, поскольку он бросил вызов существовавшей ранее теории Скиннера и основывался на ней, предполагая, что факторы окружающей среды и когнитивные факторы взаимодействуют друг с другом, влияя на обучение и поведение человека. Хотя сегодня это может показаться здравым смыслом для большинства людей, это была новая и революционная перспектива, когда Бандура впервые предложил ее.

«Это имеет смысл для людей сегодня, потому что Аль Бандура имеет смысл», — сказала Лаура Л.Карстенсен, профессор психологии Стэнфордского университета.

Хотя академическая заслуга очевидна, исследования Бандуры становились все более актуальными в 1960–70-е годы, поскольку возросла общественная обеспокоенность по поводу воздействия телевидения насилия на детей, особенно когда бушевала война во Вьетнаме и доминировала в новостных программах. До этой эпохи основным убеждением психического здоровья в то время — психоанализом — было то, что наблюдение за агрессивным насилием будет катарсисом, уменьшая, таким образом, желание физически действовать агрессивно.Однако эксперименты с куклой Бобо предполагали иное, подразумевая, что наблюдение за актами агрессии потенциально может побудить детей аналогичным образом имитировать насилие, которое они наблюдали на экране.

Бандура был представлен публике, его работа подверглась тщательному анализу, поскольку он давал показания перед Капитолийским холмом о пагубных последствиях телевизионного насилия для детей. Хотя он подвергался критике со стороны вещательных сетей, его исследования и свидетельские показания помогли Федеральной торговой комиссии установить новые стандарты для телевизионной рекламы и телевизионного контента с изображением детей.

Эксперименты с куклой Бобо легли в основу остальной работы, которую Бандура будет выполнять в своем исследовании теории социального обучения и социального моделирования, которое в целом «позволило людям изменить свою жизнь к лучшему», — писал Бандура в своей книге « Коммуникация». инноваций , в 2006 году.

Он также был известен разработкой теории самоэффективности, которая утверждает, что то, как человек рассматривает свои собственные способности, является ключевым компонентом того, как он думает, действует и чувствует, а также концепцией морального разобщения, которая объясняет, как люди могут отстраняться. от этических норм, чтобы оправдать аморальные и вредные действия.

Посредством своего исследования Бандура представил и пересмотрел теории формирования личности, познания и лечения психических расстройств, которые затем были применены к реформам в сфере образования, общественного здравоохранения и кампаний по повышению осведомленности о наркотиках и алкоголе. В течение нескольких лет Бандура работал с Population Media Center, американской некоммерческой организацией, над созданием телевизионных программ, моделирующих положительные результаты для таких ситуаций, как планирование семьи, изменение климата и защита от ВИЧ / СПИДа.

«[Бандура был] также одним из самых важных социологов в истории», — говорится в заявлении Артура К. Эванса-младшего, исполнительного директора Американской психологической ассоциации. «Его вклад существенно повлиял на наше понимание человеческого поведения сегодня».

Бандура родился 4 декабря 1925 года в Мундаре, Канада, в семье иммигрантов из Восточной Европы. Он был самым младшим и единственным сыном среди шести детей. В то время как в его городе не хватало образовательных ресурсов, родители Бандуры прививали ему чувство тяжелой работы, и он находил способы взять на себя ответственность за свой собственный образовательный путь.

Позже он написал в своей автобиографии, что «хотя содержание курсов недолговечно… навыки саморегулирования имеют непреходящую функциональную ценность, независимо от того, чем они занимаются».

Бандура посещал университет Британской Колумбии для учебы в бакалавриате, где он наткнулся на каталог курсов и случайно решил записаться на вводный курс психологии, потому что это соответствовало его расписанию.

После получения степени бакалавра за три года, Бандура поступил в Университет Айовы, тогдашний эпицентр психологических исследований, для получения степени бакалавра психологии, где он получил диплом со степенью М.А. в 1951 г. и его кандидатская диссертация. в 1952 году. В Айове он познакомился с Вирджинией Варнс, и они поженились в 1952 году после того, как Бандура получил докторскую степень. и принял должность преподавателя в Стэнфордском университете.

Как академик, Бандура провел всю свою 57-летнюю карьеру в Стэнфордском университете, где до своей смерти был почетным профессором социальных наук в области психологии Дэвида Старра Джордана в Школе гуманитарных и естественных наук. За время своего пребывания в должности он опубликовал сотни научных работ, написал 17 книг, был удостоен 19 почетных степеней, назначен президентом Американской психологической ассоциации в 1974 году и избран членом Американской академии искусств и наук в 1980 году.Награды и награды Бандуры включают премию Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в психологию, премию Джеймса МакКина Кэттелла Американского психологического общества и золотую медаль за выдающийся вклад в психологическую науку от Американского психологического фонда. В 2014 году он был кавалером Ордена Канады, а в 2016 году был награжден Национальной медалью науки президентом Бараком Обамой.

Ближе к концу своей жизни Бандура много инвестировал в исследования изменения климата и изучение того, как моральное разобщение между предприятиями способствует и поддерживает экологически вредное поведение и практику.

«Он был моральной фигурой, — сказал Карстенсен. «Он считал, что наука должна быть направлена ​​на улучшение общества».

В 2002 году журнал Review of General Psychology поставил Бандуру на четвертое место среди наиболее цитируемых психологов 20, , века, сразу после Зигмунда Фрейда, Б.Ф. Скиннера и Жана Пиаже.

«Трудно описать словами то влияние, которое он оказал на психологию», — сказал Патрик Бейли, бывший президент Канадской психологической ассоциации.

У Бандуры остались обе его дочери, Кэрол и Мэри Бандура, и два внука. Вместо цветов или подарков семья Бандуры попросила сделать пожертвования в Совет по защите природных ресурсов, Центр народных СМИ или «Молодые голоса для планеты».

Стефани Том

Стефани Том изучает людей, культуру, средства массовой информации и технологии в Корнельском университете. Она стажер по связям с общественностью в SAGE Publishing.

Посмотреть все сообщения Стефани Том

Альберт Бандура, ведущий психолог агрессии, умер по телефону 95

«Я начал чувствовать родство с потрепанной куклой Бобо», — написал он.

В конце концов, его работа победила, и его выводы стали еще более актуальными в мире, где социальные сети и круглосуточный новостной цикл сделали модели насилия гораздо более доступными.

Эксперимент с куклой Бобо стал одним из основных на уроках психологии во всем мире.Люди отправляли куклы Бобо доктору Бандуре с просьбой дать автографы и стучали в дверь его кабинета в Стэнфордском Джордан-холле, надеясь сфотографироваться с известным психологом.

В интервью для этого некролога в 2018 году доктор Бандура сказал, что однажды он получил электронное письмо от некоторых старшеклассников.

«Профессор Бандура, — писали они, — у нас в классе огромная драка, и вы единственный, кто может на нее ответить: профессор Бандура, вы еще живы?»

Он ответил студентам: «Это письмо отправлено с другой стороны.У нас там есть электронная почта, но нет Facebook ».

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в прерийном городе Мундаре, примерно в 50 милях к востоку от Эдмонтона, Альберта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *