Формы виды и средства общения: 1.4. Виды, формы и цели общения
Виды и формы общения | Обществоведение
Каждый из нас живёт среди людей и от них приобретает много ценного, учится трудиться и содержательно строить досуг. Есть разные виды общения. Каждый из них имеет свои особенности и правила.
Межличностное | Массовое |
Неформальное | Ролевое |
Личное | Деловое |
Прямое | Опосредованное |
Доверительное | Конфликтное |
Межличностное общение предполагает непосредственные контакты людей в малых группах. Множественные непосредственные контакты незнакомых людей (например, в толпе), а также общение посредством радио, телевидения, газет, журналов, электронных средств массовой информации называют массовым общением.
Выделяют также неформальное общение (например, общение с друзьями) и
Общение может быть также личным и деловым. В личном общении осуществляется обмен неофициальной информацией. Здесь проявляется эмоциональное отношение людей друг к другу. Деловое общение характеризуется выполнением совместных обязанностей. Например, ученики под руководством учителя вместе работают на уроке.
Прямым общением называют контакты между людьми в транспорте, на улицах, в магазинах и т. д. Число таких контактов постоянно увеличивается по мере развития общественных связей. Однако в наше время прямое общение часто заменяется опосредованным, осуществляемым с помощью телефона, аудио- и видеотехники, интернета.
О доверительном и конфликтном общении будет сказано в следующих статьях.
Выделяют также различные формы общения:
- Монологическое;
- Диалогическое;
- Императивное;
- Манипулятивное.
Императивное общение (от лат. imperativus — повелительный) — авторитарная, директивная форма воздействия на человека. При этом ставится цель контролировать его поведение, принудить к определённым действиям или решениям. Императивное общение основано на беспрекословном подчинении, на категорических указаниях, которые выполняются беспрекословно. Оправданно оно, например, в уставных отношениях между военнослужащими или при работе в чрезвычайных обстоятельствах. В императивном общении используются приказы, предписания, указания, требования и даже угрозы. Однако директивная форма неприемлема в отношениях между друзьями, между мужем и женой, между учителем и учеником.
При манипулятивном общении (от лат. manipulus — горсть) влияние на человека с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Оно нередко используется в области рекламы и пропаганды, иногда встречается и в повседневной жизни. Вспомните, как школьники ссылаются на хорошие отметки, обращаясь к родителям с различными просьбами. Манипулятора часто характеризуют лживость, примитивность чувств, цинизм и недоверие к другим, вследствие чего возникает угроза для близких, доверительных отношений.
Императивная и манипулятивная формы общения по сути дела являются разновидностями монологического общения. Человек, рассматривающий другого лишь как объект воздействия для достижения собственных целей, не видит в нём истинного собеседника. Мнение другого человека его не интересует, ибо он стремится навязать свою позицию.
Значительно больше возможностей для установления взаимопонимания и взаимного обогащения личностей содержит диалогическое общение, которое является равноправным, гуманистическим, доверительным.
Основные правила диалогического общения:
- восприятие партнёра по общению как равного, имеющего право на собственное мнение и решение;
- доверие и уважение к намерениям партнёра;
- учёт в общении чувств, желаний, физического состояния других людей;
- обсуждение общих проблем;
- обращение к собеседнику от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, выражение своих истинных чувств и желаний.
К тридцати годам круг знакомых у каждого человека расширяется в среднем до нескольких сотен, а порой и тысяч. Мы становимся частицей огромного «океана» общения. То, что происходит в нашей жизни, влияет на других людей, а то, что происходит в их жизни, влияет на нас.
Читать далее
← Общение и его функции | Средства общения → |
Основные формы общения в Интернете и их особенности
[26]
Изучения виртуальных форм коммуникации в настоящее время становится все более актуальным. Не в последнюю очередь это связано с включением в пространство образовательных практик новых информационных технологий.
Можно выделить следующие формы общения в Интернете: телеконференция, чат (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat), MUDs и переписка по e-mail. Исследователи Интернет-общения обычно разделяют способы общения в Интернете по степени их интерактивности. Наиболее интерактивными средами общения считаются чаты и MUDs, наименее интерактивными — e-mail и телеконференции.
В телеконференции и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата (IRC) и MUDs, где люди общаются on-line. В конференции общение происходит вокруг определенного предмета, в то время как чат, опять же, как правило, своей темы не имеет. Тем не менее в чатах по большей части практикуется общение ради самого общения, в то время как телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету.В качестве отдельной формы общения в Интернете можно выделить общение в так называемых MUDs (от “multi-user dimension” — ролевая игра, в которой много пользователей объединены в одном виртуальном пространстве), которое близко к коммуникации в чате тем, что происходит on-line, но отличается от него присутствием цели — стремлением выиграть.
Описывая процесс общения в системе чат, необходимо не только отметить характерные особенности этого взаимодействия, но и попытаться дать психологическое объяснение этому феномену. Общеизвестно, что в процессе письменного общения практически каждый участник дополняет свое высказывание определенными
Иными словами, письменность современных пользователей компьютерных сетей, в силу определенных причин, приобрела атавистические особенности, некогда характерные для всей письменной культуры. Этот эффект наблюдается в обычных условиях либо у детей, как следствие их синкретичного и паралогического мышления, либо при заболевании и нарушении процесса мышления.
Можно заметить, что большинство высказываний в подобных «диалогах» являются по существу репликами в никуда, и имеют целью выразить мнение или состояние автора высказывания, а не узнать мнение или состояние собеседника. Подобная речь может быть охарактеризована как эгоцентрическая в терминологии Ж. Пиаже. Причем известно, что высокий уровень эгоцентризма характерен для раннего детского возраста.
Необходимо отметить ряд характерных особенностей коммуникации при помощи компьютерных сетей. Во-первых, возможность одновременного общения большого числа людей, находящихся в разных частях света, и, следовательно, живущих в разных культурах; во-вторых, невозможность использования большей части невербальных средств коммуникации и самопрезентации; в-третьих, обеднение эмоционального компонента общения; и, в-четвертых, анонимность и снижение психологического риска в процессе общения. Указанные характеристики приводят к выработке новых форм и стилей взаимодействия и возникновению своеобразного Интернет-этикета.
Все названные формы общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладают такой характеристикой, как анонимность, которая имеет целый ряд последствий. Во-первых, в коммуникации в Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов», физическое отсутствие участников коммуникации в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. В Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров [28] общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: пол, возраст, социальныq статус, внешняя привлекательность или непривлекательность, а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальная часть коммуникативной компетентности.
Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, их недостаточно для реального и более менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается скрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения — аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков, так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.
Другое важное следствие физической непредставленности человека в текстовой коммуникации — возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. Сказанное затрагивает еще одну важную проблему, которую можно обозначить как проблема идентичности в Интернете.
Действительно, в текстовой коммуникации в Интернете люди часто создают себе так называемые «виртуальные личности», описывая себя определенным образом. Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом. Тот факт, что в Интернет люди создают себе некие «виртуальные личности», что порождает дополнительные возможности для изучения идентичности.
Существует точка зрения, согласно которой конструирование виртуальных личностей в Интернете — отражение изменений структуры идентичности человека (тенденция к множественности идентичности в реальной жизни) является отражением социальных изменений. Если человек полностью реализует все аспекты своего «Я» в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует. В описанном случае общение в Интернет носит характер дополнения к основному общению. Но оно может иметь и компенсаторный, замещающий характер. Это происходит в случае формирования Интернет-зависимости (Internet-addiction).
Социальная поддержка осуществляется через включение человека в некоторую социальную группу (чат, MUD, или телеконференцию) в Интернете. Как любое сообщество, культура киберпространства обладает своим собственным набором ценностей, стандартов, языка, символов, к которому приспосабливаются отдельные пользователи. Включаясь в такую группу, человек получает возможности поддержки позитивного образа «Я» за счет позитивной социальной идентичности.
[29]
Интернет особенно важен для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним причинам) межличностно обеднена. Люди скорее и пользуют Интернет как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. Компьютеры (имеется в виду опосредованная компьютером коммуникация) создают иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы. Ухудшение межличностных отношений в реальности ведет к Интернет-зависимости.
В целом, очевидно, что большая часть Интернет-зависимых «висит» на общении ради общения. Это может свидетельствовать о компенсаторном характере общения в Интернете. Интернет-зависимые получают в Интернет различные формы социального признания. Их зависимость может говорить о том, что в реальной жизни социального признания они не получают, а также о том, что в реальной жизни у этой группы людей могут существовать определенные трудности в общении, которые снижают их удовлетворенность реальным общением.
Представляется, что данная теория может быть плодотворно использована для выработки психологического объяснения эффекта зависимости от разнообразных видов сетевой деятельности. Феномен зависимости от Интернета может и должен быть понят не просто как исключительно обсессивное пристрастие, от которого следует любой ценой избавляться, но и как богатая внутренней мотивацией познавательная деятельность.
Культурология как метод построения исторической типологии общения
Виртуальное и реальное в коммуникативном опыте
Об Общении, его социально-философской рефлексии и возможностях социологии коммуникации
Internet: новые опыты о человеческом разумении
Средства коммуникативного воздействия в образовательном процессе
Человек и глобализация мира
Стратегии философского осмысления социального общения
Субкультура общности пользователей интернет
Рай гиперпространства
Философия как форма высокого общения
6 барьеров на пути к эффективному общению | Аспирантура
Мы общаемся с людьми каждый день. Мы общаемся посредством разговора, нашего выражения и языка тела, социальных сетей, электронной почты, телефона и т. д. Мы полагаемся на свои коммуникативные навыки, чтобы укреплять нашу дружбу, планировать отпуск, восстанавливать брак, заказывать ужин, покупать автомобиль, выражать свое мнение, спрашивать помогать, договариваться о сделках, принимать предложения о работе и т. д.
Поскольку мы так часто общаемся различными способами, мы должны быть экспертами. Не были. Общество управления человеческими ресурсами (SHRM) провело опрос 400 компаний, в которых работает 100 000 и более человек. SHRM обнаружил, что компании сообщили о потере 62,4 миллиона долларов дохода в год из-за плохой коммуникации. Это 62,4 миллиона долларов на компанию, что в сумме составляет более 24 миллиардов долларов.
Независимо от типа общения: вербального, невербального, письменного, слухового или визуального, если мы не общаемся эффективно, мы подвергаем себя и других риску. Помимо физических и технических барьеров, существует шесть барьеров на пути к эффективному общению, которые каждый сотрудник и руководитель должны стремиться устранить.
Неудовлетворенность или незаинтересованность в своей работе
Если вы недовольны своей работой или потеряли интерес к ней, у вас гораздо меньше шансов эффективно общаться — как на дающей, так и на принимающей стороне. Другими словами, ваше сердце не в этом. Этот барьер, пожалуй, труднее всего преодолеть, потому что он включает в себя изменение мышления, и поэтому он обычно не меняется до тех пор, пока человек не уйдет.
Неумение слушать других
Активное слушание — важный аспект эффективного общения. Вы не можете взаимодействовать с кем-то, если вы не слушаете их, потому что вы будете склонны делать предположения об их потребностях, основываясь на своем восприятии, а не на реальности.
Отсутствие прозрачности и доверия
Чрезвычайно сложно что-либо сообщить, когда отсутствует прозрачность и доверие. Например, если ваши сотрудники считают, что вы что-то утаиваете, они будут встревожены, некоторые будут строить догадки, и в результате им будет сложнее обработать любую вашу попытку связаться с ними.
Стили общения (если они отличаются)
У каждого свой стиль общения. Некоторые люди очень прямолинейны, в то время как другие предпочитают более непрямой подход. Одни используют подробные данные, другие опираются на общие положения и так далее. Иногда один человек настолько укоренился в своем способе общения, что ему трудно общаться с другими, которые полагаются на другой стиль. Вы можете услышать такие комментарии, как «Мэри никогда не объясняет, чего она от меня хочет, она никогда не говорит конкретно» или «Билл так увяз в сорняках, что я теряю фокус на более широкой картине».
Конфликты на рабочем месте
Конфликт может возникнуть по разным причинам, и когда он возникает, он становится препятствием для эффективного общения. Природа конфликта не обязательно важна, важна работа по разрешению конфликта. Когда конфликт не искоренен, он разрастается, и тогда люди начинают занимать чью-либо сторону, что еще больше препятствует эффективному общению.
Культурные различия и язык
Важно понимать культурные различия в общении. Но не просто думайте о международном, как о том, что в Японии фамилия предшествует их имени. Также могут быть региональные различия — например, северянину может не понравиться термин «вы все» или даже понять более полную версию «все вы все». Хотя эти примеры могут показаться тривиальными, дело в том, что культурные различия могут возникать в пределах границ США, и когда кто-то не признает культурные различия, они рискуют обидеть другого человека. Именно в обиде обрывается общение.
Мы все должны активно размышлять над своими коммуникативными навыками. Приведенный выше список коммуникативных барьеров — отличное место для начала. Размышления, сочувствие (включение себя в шоу других) и практика помогут вам отточить свои навыки. Тем не менее, никто не идеален, поэтому также важно признать и признать, когда вы делаете ошибку, что является первым шагом к тому, чтобы двери к эффективному общению оставались открытыми.
Хотите узнать больше о навыках общения? Прочитайте эти связанные сообщения в блоге:
- 3 совета по общению в виртуальных командах
- 6 советов по активному слушанию
- 3 способа улучшить зрительный контакт
- 12 советов по написанию эффективных электронных писем
- 3 невербальных сигнала, которыми вы должны овладеть
Лучший,
Anne Converse WillkommАссистент клинического профессора
Заведующий кафедрой аспирантуры
Goodwin College
Drexel University
Опубликовано в межличностные коммуникации, профессиональное развитие, советы по карьере, лидерство, управленческие навыки.
6 советов, как раскрыть преимущества активного слушания | Аспирантура
Когда вы идете на встречу с вашим боссом или на презентацию с вашими коллегами, это уже не только вы и другой человек или люди в комнате. Есть экраны и смартфоны, электронная почта и тексты, миллионы списков дел, которые крутятся в пространстве и в наших коллективных умах. На работе легко отвлечься. Вы когда-нибудь работали над проектом, и вдруг всплывает уведомление по электронной почте, и вы забываете, что писали? Или вы разговаривали с коллегой и вдруг поняли, что не обработали ни одной вещи, которую они только что сказали? Или вы когда-нибудь замечали, что на совещании все остальные были на три слайда впереди вас? Если ответ положительный на любой из этих вопросов, не волнуйтесь, вы не одиноки — и сила активного слушания здесь, чтобы помочь.
Так что же такое активное слушание и как вы можете улучшить этот навык и применить его на рабочем месте? Чтобы получить экспертный совет по этому вопросу, мы поговорили с Ральфом Андраккио, коучем по личному и профессиональному развитию из Филадельфии IN/FORMATION Coaching and Communication. Мы также встретились с Кэти Чой, старшим консультантом по обучению и развитию отдела кадров Drexel.
Что такое активное прослушивание?
По словам Ральфа, «Проще говоря, активное слушание — это присутствие и открытость всему, что происходит вокруг вас. Используется в разговоре, это процесс принятия, запоминания и реагирования на то, что говорит ваш собеседник». Хотя Ральф отмечает, что слушать означает обращать внимание не только на слова, «… речь также идет о языке их тела, тоне, интонации, эмоциональном состоянии и целом ряде других невербальных аспектов. Активное слушание — это замечание того, что говорится. а также то, что не было сказано. А затем использовать эту информацию, чтобы связаться с другим человеком и продвинуть ваше взаимодействие вперед таким образом, чтобы каждый чувствовал себя услышанным и признанным».
Каковы преимущества активного слушания?
Когда дело доходит до важности умения слушать, подход Ральфа целостный. По его словам, «подумайте о том, сколько информации мы ежедневно получаем на работе. А теперь подумайте о том, сколько из нее мы запоминаем, сохраняем и игнорируем (сознательно или бессознательно). Теперь подумайте о том, что произойдет, если мы решим слушать». во время активной встречи с нашим менеджером. Насколько больше информации мы бы собрали, если бы заметили их эмоциональное состояние, или какие слова они повторяют, или их язык тела, когда они говорят о другом клиенте. А затем связываемся с ними об этих открытиях. Когда мы практикуем активно слушая, мы открываемся и становимся более присутствующими и осведомленными. Это может открыть новые открытия и новые возможности в нашей работе, которые могут привести к более крепким отношениям с нашими коллегами, нашими командами и нашими менеджерами».
Кэти делится, что «активное слушание может помочь уменьшить недопонимание, убедив вашего коллегу или руководителя в том, что вы поняли то, что они сказали, и готовы двигаться дальше в том же духе». Кроме того, «Активное слушание дает слушателю прекрасную возможность присутствовать и слышать идеи, отличные от их собственных. Слушая других, мы часто ждем, пока они сделают вдох, чтобы мы могли включить свои мысли в разговор. Сопротивляясь этого искушения и активного слушания, мы можем услышать что-то неожиданное, новое, удивительное или поучительное».
Как активное слушание может улучшить отношения на рабочем месте?
По словам Кэти, «удивительно, как активное слушание может создать позитивную, продуктивную среду для развития отношений. и подтверждение слушателю. Когда мы демонстрируем позитивное поведение, такое как активное слушание, мы моделируем это поведение. Когда другие увидят, что мы успешны, они захотят сделать то же самое».
Ральф продолжает: «Люди, которые практикуют активное слушание, более открыты для содержательных диалогов с окружающими. В свою очередь, окружающие с большей вероятностью разговаривают с этим человеком и чувствуют себя признанными и услышанными. подключенная рабочая среда для всех
Короче говоря, активное слушание может помочь создать культуру позитивного подкрепления, поддержки и понимания.
Что мешает активно слушать?
Существует множество внешних отвлекающих факторов, которые мешают нам присутствовать и сосредоточиться на совещании, в разговоре или даже в одиночестве за рабочим столом. Электронную почту можно отключить, а телефоны можно убрать, но как насчет всех отвлекающих факторов, крутящихся в наших головах?
По словам Ральфа, одной из самых больших причин отвлечения внимания является «Осуждение. Независимо от того, кто это, какая у него работа или каковы его цели, люди всегда отвлекаются на суждение. Либо из других внешних источников, либо изнутри. их способ мышления. Они могут думать: «Это дурацкая идея», или «Я звучу глупо, говоря это», или «Я должен просто молчать и плыть по течению», или множество других негативных осуждающих мыслей. Вот где активное слушание может помочь. помогите и в разговоре с самим собой. Во-первых, обратите внимание на эти осуждающие мысли, когда они возникают. Затем вы сможете начать выяснять, как заменить их более поддерживающими, уверенными, смелыми словами и действиями».
6 советов по улучшению слуха
Существует множество небольших способов каждый день практиковать активное слушание и улучшать свои навыки слушания — на работе или дома. Попробуйте выполнить следующие задачи, которыми поделились Ральф и Кэти, и посмотрите, что они могут изменить:
Повторите или перефразируйте то, что вы только что услышали
Когда вы активно слушаете, вы периодически связываетесь с говорящим, чтобы убедиться, что вы его понимаете. Когда вы перефразируете то, что услышали от говорящего, у него появляется возможность дать вам понять, что вы попали в цель или что вы неправильно поняли то, что он пытался сказать.
Настройтесь на успех
Заранее перечитайте повестку собрания и убедитесь, что вы готовы. Подготовьте свои заметки и запишите несколько вопросов, которые у вас уже есть, чтобы вы могли быть более сосредоточенными с самого начала.
Наведите порядок в пространстве и на экранах
Достаточно трудно принять участие в разговоре, когда твои заботы и контрольные списки занимают место в твоем мозгу. Начните с вашего фактического физического пространства. Ваш стол завален беспорядком? Если это так, вы можете заметить это во время разговора или при написании электронного письма, и вам будет легче отвлечься.
Когда дело доходит до вашего цифрового рабочего пространства, закройте лишние вкладки и окна, если вам нужен компьютер или планшет, чтобы делать заметки или поделиться презентацией, если нет, оставьте экран закрытым и уберите телефон.
Установить зрительный контакт
На что направлено ваше внимание, когда вы с кем-то разговариваете? Вы постоянно проверяете свой телефон или часы? Вас отвлекают проходящие мимо люди? Возьмите за правило поддерживать содержательный зрительный контакт с собеседником.
Проверить осанку
То, как мы сидим, может влиять на наше эмоциональное состояние и уровень нашего внимания. Если вы слушаете телом, легче слушать ушами.
Найдите минутку, чтобы быть внимательным
Всего 60 секунд. Закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании.