Формы виды и средства общения: 1.4. Виды, формы и цели общения

Формы виды и средства общения: 1.4. Виды, формы и цели общения

Содержание

Виды и формы общения | Обществоведение

Каждый из нас живёт среди людей и от них приобретает много ценного, учится трудиться и содержательно строить досуг. Есть разные виды общения. Каждый из них имеет свои особенности и правила.

Виды общения
МежличностноеМассовое
НеформальноеРолевое
ЛичноеДеловое
ПрямоеОпосредованное
ДоверительноеКонфликтное

Межличностное общение предполагает непосредственные контакты людей в малых группах. Множественные непосредственные контакты незнакомых людей (например, в толпе), а также общение посредством радио, телевидения, газет, журналов, электронных средств массовой информации называют массовым общением.

Выделяют также неформальное общение (например, общение с друзьями) и

ролевое общение (ученик — учитель, покупатель — продавец, сын — отец и т. д.), в ходе которого человек выступает как носитель определённой роли и действует так, как предписывает ему его роль.

Общение может быть также личным и деловым. В личном общении осуществляется обмен неофициальной информацией. Здесь проявляется эмоциональное отношение людей друг к другу. Деловое общение характеризуется выполнением совместных обязанностей. Например, ученики под руководством учителя вместе работают на уроке.

Прямым общением называют контакты между людьми в транспорте, на улицах, в магазинах и т. д. Число таких контактов постоянно увеличивается по мере развития общественных связей. Однако в наше время прямое общение часто заменяется опосредованным, осуществляемым с помощью телефона, аудио- и видеотехники, интернета.

О доверительном и конфликтном общении будет сказано в следующих статьях.

Выделяют также различные формы общения:

  • Монологическое;
  • Диалогическое;
  • Императивное;
  • Манипулятивное.

Императивное общение (от лат. imperativus — повелительный) — авторитарная, директивная форма воздействия на человека. При этом ставится цель контролировать его поведение, принудить к определённым действиям или решениям. Императивное общение основано на беспрекословном подчинении, на категорических указаниях, которые выполняются беспрекословно. Оправданно оно, например, в уставных отношениях между военнослужащими или при работе в чрезвычайных обстоятельствах. В императивном общении используются приказы, предписания, указания, требования и даже угрозы. Однако директивная форма неприемлема в отношениях между друзьями, между мужем и женой, между учителем и учеником.

При манипулятивном общении (от лат. manipulus — горсть) влияние на человека с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Оно нередко используется в области рекламы и пропаганды, иногда встречается и в повседневной жизни. Вспомните, как школьники ссылаются на хорошие отметки, обращаясь к родителям с различными просьбами. Манипулятора часто характеризуют лживость, примитивность чувств, цинизм и недоверие к другим, вследствие чего возникает угроза для близких, доверительных отношений.

Императивная и манипулятивная формы общения по сути дела являются разновидностями монологического общения. Человек, рассматривающий другого лишь как объект воздействия для достижения собственных целей, не видит в нём истинного собеседника. Мнение другого человека его не интересует, ибо он стремится навязать свою позицию.

Значительно больше возможностей для установления взаимопонимания и взаимного обогащения личностей содержит диалогическое общение, которое является равноправным, гуманистическим, доверительным.

Основные правила диалогического общения:

  • восприятие партнёра по общению как равного, имеющего право на собственное мнение и решение;
  • доверие и уважение к намерениям партнёра;
  • учёт в общении чувств, желаний, физического состояния других людей;
  • обсуждение общих проблем;
  • обращение к собеседнику от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, выражение своих истинных чувств и желаний.

К тридцати годам круг знакомых у каждого человека расширяется в среднем до нескольких сотен, а порой и тысяч. Мы становимся частицей огромного «океана» общения. То, что происходит в нашей жизни, влияет на других людей, а то, что происходит в их жизни, влияет на нас.

Читать далее
← Общение и его функцииСредства общения →

Основные формы общения в Интернете и их особенности

[26]

Изучения виртуальных форм коммуникации в настоящее время становится все более актуальным. Не в последнюю очередь это связано с включением в пространство образовательных практик новых информационных технологий.

Можно выделить следующие формы общения в Интернете: телеконференция, чат (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat), MUDs и переписка по e-mail. Исследователи Интернет-общения обычно разделяют способы общения в Интернете по степени их интерактивности. Наиболее интерактивными средами общения считаются чаты и MUDs, наименее интерактивными — e-mail и телеконференции.

В телеконференции и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата (IRC) и MUDs, где люди общаются on-line. В конференции общение происходит вокруг определенного предмета, в то время как чат, опять же, как правило, своей темы не имеет. Тем не менее в чатах по большей части практикуется общение ради самого общения, в то время как телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету.

В качестве отдельной формы общения в Интернете можно выделить общение в так называемых MUDs (от “multi-user dimension” — ролевая игра, в которой много пользователей объединены в одном виртуальном пространстве), которое близко к коммуникации в чате тем, что происходит on-line, но отличается от него присутствием цели — стремлением выиграть.

Описывая процесс общения в системе чат, необходимо не только отметить характерные особенности этого взаимодействия, но и попытаться дать психологическое объяснение этому феномену. Общеизвестно, что в процессе письменного общения практически каждый участник дополняет свое высказывание определенными

символами. Большинство из них представляют собой стилизованное изображение человеческого лица. Они призваны передать эмоциональное состояние участников общения. При помощи этих знаков можно передать улыбку, лукавую усмешку, озабоченность, злость, а также выразить другие эмоции. Иногда пользователи не ограничиваются подобной стилизацией и посылают рисунки, напоминающие примитивную живопись. Подобные особенности письменной речи более ста лет назад наблюдал и изучал итальянский психиатр Цезарь Ломброзо. Он показал, что такого рода письмо было характерно для большинства древних культур. Существуют и другие, не менее удивительные факты, [27] сближающие IRC-письменность с примитивной письменностью древних цивилизаций. Достаточно широкое распространение в сети получило использование акронимов — своеобразных символьных сокращений целых фраз и предложений. Можно заметить, что многие акронимы записываются без использования гласных букв: bb — bye bye, BRB — Be right back (сейчас вернусь), BTW — By the way (кстати), pls — please (спасибо), L8R — Later (позже) и т.
д. Это также напоминает некоторые древние формы письменности, в частности древнееврейское письмо, в котором записывались только согласные буквы, а гласные пропускались.

Иными словами, письменность современных пользователей компьютерных сетей, в силу определенных причин, приобрела атавистические особенности, некогда характерные для всей письменной культуры. Этот эффект наблюдается в обычных условиях либо у детей, как следствие их синкретичного и паралогического мышления, либо при заболевании и нарушении процесса мышления.

Можно заметить, что большинство высказываний в подобных «диалогах» являются по существу репликами в никуда, и имеют целью выразить мнение или состояние автора высказывания, а не узнать мнение или состояние собеседника. Подобная речь может быть охарактеризована как эгоцентрическая в терминологии Ж. Пиаже. Причем известно, что высокий уровень эгоцентризма характерен для раннего детского возраста.

Необходимо отметить ряд характерных особенностей коммуникации при помощи компьютерных сетей. Во-первых, возможность одновременного общения большого числа людей, находящихся в разных частях света, и, следовательно, живущих в разных культурах; во-вторых, невозможность использования большей части невербальных средств коммуникации и самопрезентации; в-третьих, обеднение эмоционального компонента общения; и, в-четвертых, анонимность и снижение психологического риска в процессе общения. Указанные характеристики приводят к выработке новых форм и стилей взаимодействия и возникновению своеобразного

Интернет-этикета.

Все названные формы общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладают такой характеристикой, как анонимность, которая имеет целый ряд последствий. Во-первых, в коммуникации в Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов», физическое отсутствие участников коммуникации в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. В Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров [28] общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: пол, возраст, социальныq статус, внешняя привлекательность или непривлекательность, а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальная часть коммуникативной компетентности.

Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, их недостаточно для реального и более менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается скрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения — аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков, так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

Другое важное следствие физической непредставленности человека в текстовой коммуникации — возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. Сказанное затрагивает еще одну важную проблему, которую можно обозначить как проблема идентичности в Интернете.

Действительно, в текстовой коммуникации в Интернете люди часто создают себе так называемые «виртуальные личности», описывая себя определенным образом. Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом. Тот факт, что в Интернет люди создают себе некие «виртуальные личности», что порождает дополнительные возможности для изучения идентичности.

Существует точка зрения, согласно которой конструирование виртуальных личностей в Интернете — отражение изменений структуры идентичности человека (тенденция к множественности идентичности в реальной жизни) является отражением социальных изменений. Если человек полностью реализует все аспекты своего «Я» в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует. В описанном случае общение в Интернет носит характер дополнения к основному общению. Но оно может иметь и компенсаторный, замещающий характер. Это происходит в случае формирования Интернет-зависимости (Internet-addiction).

Социальная поддержка осуществляется через включение человека в некоторую социальную группу (чат, MUD, или телеконференцию) в Интернете. Как любое сообщество, культура киберпространства обладает своим собственным набором ценностей, стандартов, языка, символов, к которому приспосабливаются отдельные пользователи. Включаясь в такую группу, человек получает возможности поддержки позитивного образа «Я» за счет позитивной социальной идентичности.

[29]

Интернет особенно важен для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним причинам) межличностно обеднена. Люди скорее и пользуют Интернет как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. Компьютеры (имеется в виду опосредованная компьютером коммуникация) создают иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы. Ухудшение межличностных отношений в реальности ведет к Интернет-зависимости.

В целом, очевидно, что большая часть Интернет-зависимых «висит» на общении ради общения. Это может свидетельствовать о компенсаторном характере общения в Интернете. Интернет-зависимые получают в Интернет различные формы социального признания. Их зависимость может говорить о том, что в реальной жизни социального признания они не получают, а также о том, что в реальной жизни у этой группы людей могут существовать определенные трудности в общении, которые снижают их удовлетворенность реальным общением.

Представляется, что данная теория может быть плодотворно использована для выработки психологического объяснения эффекта зависимости от разнообразных видов сетевой деятельности. Феномен зависимости от Интернета может и должен быть понят не просто как исключительно обсессивное пристрастие, от которого следует любой ценой избавляться, но и как богатая внутренней мотивацией познавательная деятельность.

Культурология как метод построения исторической типологии общения

Виртуальное и реальное в коммуникативном опыте

Об Общении, его социально-философской рефлексии и возможностях социологии коммуникации

Internet: новые опыты о человеческом разумении

Средства коммуникативного воздействия в образовательном процессе

Человек и глобализация мира

Стратегии философского осмысления социального общения

Субкультура общности пользователей интернет

Рай гиперпространства

Философия как форма высокого общения

6 барьеров на пути к эффективному общению | Аспирантура

    Опубликовано 18 июля 2018 г.

    Мы общаемся с людьми каждый день. Мы общаемся посредством разговора, нашего выражения и языка тела, социальных сетей, электронной почты, телефона и т. д. Мы полагаемся на свои коммуникативные навыки, чтобы укреплять нашу дружбу, планировать отпуск, восстанавливать брак, заказывать ужин, покупать автомобиль, выражать свое мнение, спрашивать помогать, договариваться о сделках, принимать предложения о работе и т. д.

    Поскольку мы так часто общаемся различными способами, мы должны быть экспертами. Не были. Общество управления человеческими ресурсами (SHRM) провело опрос 400 компаний, в которых работает 100 000 и более человек. SHRM обнаружил, что компании сообщили о потере 62,4 миллиона долларов дохода в год из-за плохой коммуникации. Это 62,4 миллиона долларов на компанию, что в сумме составляет более 24 миллиардов долларов.

    Независимо от типа общения: вербального, невербального, письменного, слухового или визуального, если мы не общаемся эффективно, мы подвергаем себя и других риску. Помимо физических и технических барьеров, существует шесть барьеров на пути к эффективному общению, которые каждый сотрудник и руководитель должны стремиться устранить.

    Неудовлетворенность или незаинтересованность в своей работе

    Если вы недовольны своей работой или потеряли интерес к ней, у вас гораздо меньше шансов эффективно общаться — как на дающей, так и на принимающей стороне. Другими словами, ваше сердце не в этом. Этот барьер, пожалуй, труднее всего преодолеть, потому что он включает в себя изменение мышления, и поэтому он обычно не меняется до тех пор, пока человек не уйдет.

    Неумение слушать других

    Активное слушание — важный аспект эффективного общения. Вы не можете взаимодействовать с кем-то, если вы не слушаете их, потому что вы будете склонны делать предположения об их потребностях, основываясь на своем восприятии, а не на реальности.

    Отсутствие прозрачности и доверия

    Чрезвычайно сложно что-либо сообщить, когда отсутствует прозрачность и доверие. Например, если ваши сотрудники считают, что вы что-то утаиваете, они будут встревожены, некоторые будут строить догадки, и в результате им будет сложнее обработать любую вашу попытку связаться с ними.

    Стили общения (если они отличаются)

    У каждого свой стиль общения. Некоторые люди очень прямолинейны, в то время как другие предпочитают более непрямой подход. Одни используют подробные данные, другие опираются на общие положения и так далее. Иногда один человек настолько укоренился в своем способе общения, что ему трудно общаться с другими, которые полагаются на другой стиль. Вы можете услышать такие комментарии, как «Мэри никогда не объясняет, чего она от меня хочет, она никогда не говорит конкретно» или «Билл так увяз в сорняках, что я теряю фокус на более широкой картине».

    Конфликты на рабочем месте

    Конфликт может возникнуть по разным причинам, и когда он возникает, он становится препятствием для эффективного общения. Природа конфликта не обязательно важна, важна работа по разрешению конфликта. Когда конфликт не искоренен, он разрастается, и тогда люди начинают занимать чью-либо сторону, что еще больше препятствует эффективному общению.

    Культурные различия и язык

    Важно понимать культурные различия в общении. Но не просто думайте о международном, как о том, что в Японии фамилия предшествует их имени. Также могут быть региональные различия — например, северянину может не понравиться термин «вы все» или даже понять более полную версию «все вы все». Хотя эти примеры могут показаться тривиальными, дело в том, что культурные различия могут возникать в пределах границ США, и когда кто-то не признает культурные различия, они рискуют обидеть другого человека. Именно в обиде обрывается общение.

    Мы все должны активно размышлять над своими коммуникативными навыками. Приведенный выше список коммуникативных барьеров — отличное место для начала. Размышления, сочувствие (включение себя в шоу других) и практика помогут вам отточить свои навыки. Тем не менее, никто не идеален, поэтому также важно признать и признать, когда вы делаете ошибку, что является первым шагом к тому, чтобы двери к эффективному общению оставались открытыми.

    Хотите узнать больше о навыках общения? Прочитайте эти связанные сообщения в блоге:

    • 3 совета по общению в виртуальных командах
    • 6 советов по активному слушанию
    • 3 способа улучшить зрительный контакт
    • 12 советов по написанию эффективных электронных писем
    • 3 невербальных сигнала, которыми вы должны овладеть

    Лучший,

    Anne Converse Willkomm
    Ассистент клинического профессора
    Заведующий кафедрой аспирантуры
    Goodwin College
    Drexel University

    Опубликовано в межличностные коммуникации, профессиональное развитие, советы по карьере, лидерство, управленческие навыки.

    6 советов, как раскрыть преимущества активного слушания | Аспирантура

      Опубликовано 1 августа 2019 г.

      Когда вы идете на встречу с вашим боссом или на презентацию с вашими коллегами, это уже не только вы и другой человек или люди в комнате. Есть экраны и смартфоны, электронная почта и тексты, миллионы списков дел, которые крутятся в пространстве и в наших коллективных умах. На работе легко отвлечься. Вы когда-нибудь работали над проектом, и вдруг всплывает уведомление по электронной почте, и вы забываете, что писали? Или вы разговаривали с коллегой и вдруг поняли, что не обработали ни одной вещи, которую они только что сказали? Или вы когда-нибудь замечали, что на совещании все остальные были на три слайда впереди вас? Если ответ положительный на любой из этих вопросов, не волнуйтесь, вы не одиноки — и сила активного слушания здесь, чтобы помочь.

      Так что же такое активное слушание и как вы можете улучшить этот навык и применить его на рабочем месте? Чтобы получить экспертный совет по этому вопросу, мы поговорили с Ральфом Андраккио, коучем по личному и профессиональному развитию из Филадельфии IN/FORMATION Coaching and Communication. Мы также встретились с Кэти Чой, старшим консультантом по обучению и развитию отдела кадров Drexel.

      Что такое активное прослушивание?

      По словам Ральфа, «Проще говоря, активное слушание — это присутствие и открытость всему, что происходит вокруг вас. Используется в разговоре, это процесс принятия, запоминания и реагирования на то, что говорит ваш собеседник». Хотя Ральф отмечает, что слушать означает обращать внимание не только на слова, «… речь также идет о языке их тела, тоне, интонации, эмоциональном состоянии и целом ряде других невербальных аспектов. Активное слушание — это замечание того, что говорится. а также то, что не было сказано. А затем использовать эту информацию, чтобы связаться с другим человеком и продвинуть ваше взаимодействие вперед таким образом, чтобы каждый чувствовал себя услышанным и признанным».

      Каковы преимущества активного слушания?

      Когда дело доходит до важности умения слушать, подход Ральфа целостный. По его словам, «подумайте о том, сколько информации мы ежедневно получаем на работе. А теперь подумайте о том, сколько из нее мы запоминаем, сохраняем и игнорируем (сознательно или бессознательно). Теперь подумайте о том, что произойдет, если мы решим слушать». во время активной встречи с нашим менеджером. Насколько больше информации мы бы собрали, если бы заметили их эмоциональное состояние, или какие слова они повторяют, или их язык тела, когда они говорят о другом клиенте. А затем связываемся с ними об этих открытиях. Когда мы практикуем активно слушая, мы открываемся и становимся более присутствующими и осведомленными. Это может открыть новые открытия и новые возможности в нашей работе, которые могут привести к более крепким отношениям с нашими коллегами, нашими командами и нашими менеджерами».

      Кэти делится, что «активное слушание может помочь уменьшить недопонимание, убедив вашего коллегу или руководителя в том, что вы поняли то, что они сказали, и готовы двигаться дальше в том же духе». Кроме того, «Активное слушание дает слушателю прекрасную возможность присутствовать и слышать идеи, отличные от их собственных. Слушая других, мы часто ждем, пока они сделают вдох, чтобы мы могли включить свои мысли в разговор. Сопротивляясь этого искушения и активного слушания, мы можем услышать что-то неожиданное, новое, удивительное или поучительное».

      Как активное слушание может улучшить отношения на рабочем месте?

      По словам Кэти, «удивительно, как активное слушание может создать позитивную, продуктивную среду для развития отношений. и подтверждение слушателю. Когда мы демонстрируем позитивное поведение, такое как активное слушание, мы моделируем это поведение. Когда другие увидят, что мы успешны, они захотят сделать то же самое».

      Ральф продолжает: «Люди, которые практикуют активное слушание, более открыты для содержательных диалогов с окружающими. В свою очередь, окружающие с большей вероятностью разговаривают с этим человеком и чувствуют себя признанными и услышанными. подключенная рабочая среда для всех

      Короче говоря, активное слушание может помочь создать культуру позитивного подкрепления, поддержки и понимания.

      Что мешает активно слушать?

      Существует множество внешних отвлекающих факторов, которые мешают нам присутствовать и сосредоточиться на совещании, в разговоре или даже в одиночестве за рабочим столом. Электронную почту можно отключить, а телефоны можно убрать, но как насчет всех отвлекающих факторов, крутящихся в наших головах?

      По словам Ральфа, одной из самых больших причин отвлечения внимания является «Осуждение. Независимо от того, кто это, какая у него работа или каковы его цели, люди всегда отвлекаются на суждение. Либо из других внешних источников, либо изнутри. их способ мышления. Они могут думать: «Это дурацкая идея», или «Я звучу глупо, говоря это», или «Я должен просто молчать и плыть по течению», или множество других негативных осуждающих мыслей. Вот где активное слушание может помочь. помогите и в разговоре с самим собой. Во-первых, обратите внимание на эти осуждающие мысли, когда они возникают. Затем вы сможете начать выяснять, как заменить их более поддерживающими, уверенными, смелыми словами и действиями».

      6 советов по улучшению слуха

      Существует множество небольших способов каждый день практиковать активное слушание и улучшать свои навыки слушания — на работе или дома. Попробуйте выполнить следующие задачи, которыми поделились Ральф и Кэти, и посмотрите, что они могут изменить:

      Повторите или перефразируйте то, что вы только что услышали

      Когда вы активно слушаете, вы периодически связываетесь с говорящим, чтобы убедиться, что вы его понимаете. Когда вы перефразируете то, что услышали от говорящего, у него появляется возможность дать вам понять, что вы попали в цель или что вы неправильно поняли то, что он пытался сказать.

      Настройтесь на успех

      Заранее перечитайте повестку собрания и убедитесь, что вы готовы. Подготовьте свои заметки и запишите несколько вопросов, которые у вас уже есть, чтобы вы могли быть более сосредоточенными с самого начала.

      Наведите порядок в пространстве и на экранах

      Достаточно трудно принять участие в разговоре, когда твои заботы и контрольные списки занимают место в твоем мозгу. Начните с вашего фактического физического пространства. Ваш стол завален беспорядком? Если это так, вы можете заметить это во время разговора или при написании электронного письма, и вам будет легче отвлечься.

      Когда дело доходит до вашего цифрового рабочего пространства, закройте лишние вкладки и окна, если вам нужен компьютер или планшет, чтобы делать заметки или поделиться презентацией, если нет, оставьте экран закрытым и уберите телефон.

      Установить зрительный контакт

      На что направлено ваше внимание, когда вы с кем-то разговариваете? Вы постоянно проверяете свой телефон или часы? Вас отвлекают проходящие мимо люди? Возьмите за правило поддерживать содержательный зрительный контакт с собеседником.

      Проверить осанку

      То, как мы сидим, может влиять на наше эмоциональное состояние и уровень нашего внимания. Если вы слушаете телом, легче слушать ушами.

      Найдите минутку, чтобы быть внимательным

      Всего 60 секунд. Закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *