История
История седьмая.
Самарские паломничества
(с.Ташла с.Большая Рязань) 1917-2002 г.г.
Почти каждый день отправляются от храмов Самары, Тольятти и других городов Самарской области паломнические автобусы. Причем, едут самарские паломники не только в такие знаменитые места России, как Троице-Сергиева Лавра, Санаксарский или Дивеевский монастыри. В самой Самарской области находится множество почитаемых православными святых мест. Это и Николаевский источник в Каменной Чаше самом сердце Жигулевских гор, и чудотворная «Федоровская» икона Божьей Матери в селе Кашпир под Сызранью, и ключи у Царева Кургана в селе Царевщина (ныне поселок Волжский), и множество других святых мест. Однако, думаю, что мы не ошибемся, если скажем, что одним из самых почитаемых святых мест в Самарской области является источник в селе Ташла, где в октябре революционного 1917 года русскому православному народу была явлена икона Божьей Матери «Избавительница от бед».
Село Ташла
Троицкий храм в селе Ташла
Село Большая Рязань
Есть в Самарской области и еще одно место не уступающее Ташлинскому источнику как по святости, так и по известности среди самарских паломников. Место это село Большая Рязань, расположившееся недалеко от города Жигулевска, в котором находятся два святых источника во имя иконы Божьей Матери «Всецарица» и во имя основателей русского монашества святых Антония и Феодосия. Была в селе и своя церковь, но в послереволюционные годы она была разрушена, как и множество других храмов. Новую церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Большая Рязань освятили в мае 2002 года. Церковь эта очень красивая. Деревянная. До ее постройки сельская администрация передала под церковь здание библиотеки.
Строительство храма «Введение во храм Пресвятой Богородицы» в селе Большая Рязань
Однако, на нашу просьбу о помощи, размещенную в конференции самарской газеты «Благовест», откликнулась Татьяна, которая нашла крупицы истории источников в той же газете № 9 за 1998 год. Вот приведенные ей выдержки из статьи:
- « В селе до революции существовала церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. От храма до источника не более 500 метров. Туда ходили крестным ходом с хоругвями и песнопениями совершать торжественные водосвятные молебны.
- В советские годы источник пришел в запустение.
- Бывший сторож Казанского храма (г.Тольятти) ездила в с. Большая Рязань к родственникам, посещала этот источник и сильно скорбела, что он в таком запустении. И вот однажды во сне явились ей два старца-монаха, и один из старцев пишет что-то на свитке, не обращая на нее никакого внимания. Это длилось некоторое время, а потом оба исчезли. В скором времени попадает она в Богородично-Казанский храм и видит икону с изображением этих старцев. Признала она их преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.
- Вот уже очистили от грязи оба источника большой и малый, на малом поставили часовенку, и пришла пора водрузить икону. За неимением образа преподобных Антония и Феодосия поставили икону Богородицы «Всецарица» (по-гречески образ называется «Пантанасса»), в Греции через этот образ Богородица исцеляет раковых больных. Источник был освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а их Покровительницей (следовательно, и нашей) стала Богородица «Всецарица Пантанасса».
Введенский храм сегодня (осень 2002)
Пещера находится на юге Самарской Луки, на берегу Волги, в двух километрах ниже села Малая Рязань, недалеко от устья Попова оврага. Войти в пещеру можно в полусогнутом состоянии, и окажешься в небольшом зале, имеющем ширину 4 метра и длину 20 метров. Вправо и влево из зала имеются углубления в виде ниш и щелей.
Среди местных жителей передается из уст в уста легенда о том, что в XVII веке в пещере не однажды укрывался Степан Разин со своими людьми. Пещера и вход в нее были такими, что раньше в нее въезжали, сидя на конях. А вход в пещеру, прикрытый лесом был со стороны Самарской Луки.
Источник во имя иконы Божьей Матери «Всецарица»
Сегодня эта пещера и ее окрестности являются историческим памятником. Близлежащие села Малая Рязань, и Большая Рязань являются местом русских поселений XVI XVII веков на Самарской Луке. В селах усилиями краеведа А. Н. Морозова собрана интересная историко-этнографическая коллекция. На основе собранного материала был создан общественный музей. Единственный на Луке музей рассказывает об истории мест, связанных с пребыванием разинцев, показывает жизнь и деятельность нескольких поколений людей.
Источник во имя св. Антония и Феодосия
Так что едут в село Большая Рязань не только паломники, но и туристы. Самарские туристические агентства организуют сюда так называемые туры выходного дня, участники которых посещают святые источники и этнографический музей в селе Большая Рязань, а также расположившуюся рядом с селом пещеру Стеньки Разина.