Дайджест
Самарская Хоральная Синагога
Редко кто, проходя по центральной, Ленинградской улице, обращал внимание на запущенное, запылённое здание, возвышающееся над остальными на пересечении с улицей Садовой. Некоторые знали, что это хлебозавод, другие не знали и этого, и только немногим было известно, что громада с шестиконечными переплётами окон прежде была синагогой,построенной до революции и прославившей город своим архитектурным совершенством.
Строительство этого храма напрямую связанно с ростом в городе еврейского населения. Развивающуюся Самарскую диаспору уже ни количественно, ни качественно не устраивали два имеющихся в городе молитвенных дома. Ходатайство евреев о строительстве большой синагоги было удовлетворено, и в 1903г. была заложена большая синагога на 1000 мест. Строительство её возглавил самарский архитектор и инженер Зельман Клейерман. В 1908г. иудейский храм распахнул двери для своих прихожан. На фронтоне здания появилась памятная доска, увековечившая имена тех, кому евреи Самары были обязаны открытием синагоги. Не только З. Клейерман и его помощник студент института Путей Сообщения Р. Маргулис значились на ней, но и те, кто финансировал строительство. Знаменательно, что финансовую поддержку строительству оказали и русские купцы и ремесленники, что свидетельствовало о благоприятном национальном климате в городе. Открытие синагоги стало праздником для города. Самарский «Городской вестник» писал: «31 августа в 12 часов дня на Садовой улице происходило торжественное открытие и освещение построенного евреями молитвенного дома (синагоги). На торжестве присутствовали вице-губернатор Елецкий, городской глава Месняков, члены управы и масса публики. По совершению обряда освещения присутствующим на открытии были предложены шампанское и завтрак».
Сегодня уже немного осталось самарцев, которые могли бы рассказать, какой была синагога изнутри. Но у побывавших в ней осталось впечатление грандиозности и величественности интерьера, запомнились и широкие марши лестницы и огромная хрустальная люстра Революция 1917, объявившая религию «опиумом для народа», обрушила свой «праведный» гнев на носителей религии: храмы и священнослужителей. Могла ли устоять еврейская синагога? К счастью она не была разрушена, но была национализирована. Над основным храмом иудеев нависла угроза закрытия. В 1929г. газеты пестрели призывами рабочихактивистов всех национальностей закрывать храмы, передавая их под Дома Культуры, школы, другие учреждения. Такое предложение, исходящее из писем еврейских рабочих появилось и в «Средне-Волжской Коммуне»: «Начать борьбу за отобрание Самарской Хоральной синагоги и передать её под Дом Культуры». Борьба продолжалась 4 месяца и, конечно, было много обманутых. Но, несмотря ни на что, в 1929 году перестала действовать одна из крупнейших синагог в Поволжье. Там разместился Дом Культуры. Те люди, которые отдали много сил и средств на постройку здания, стали буржуазией и классовыми врагами.Давно сорвана доска с именами строителей, в самом здании уже работает хлебозавод. Ветшают стены, и даже немногие знают, что это была синагога.А может быть, еврейскому населению Самары есть смысл задуматься о возвращении к жизни старой синагоги? Давайте вспомним, что говорили в 1929 году: это не только молитвенный дом, но и дом для общения.
Ольга Ичалова