Дайджест

Иверский монастырь: история и современность

Милостию Своею Бог судил нам вступить в 2000-летний год от Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Мы благодарим нашего Спасителя за Его дивный Промысл, сохранивший Свою Церковь Православную среди всех испытаний и гонений. Благодарение Богу, что вновь на Руси строятся храмы, восстанавливаются обители, в которых вновь возрождается монашеская жизнь.

Вот и Иверский женский монастырь в городе Самаре благодатию Божиею строится, украшается.

Иверский монастырь — вид с Волги
Иверский монастырь — вид с Волги
Иверская обитель не входит в число древних монастырей. Ее история насчитывает чуть более 150 лет.

В 40-х годах XIX столетия у самарцев возникла мысль устроить в городе женскую обитель в надежде, что сия обитель послужит духовному просвещению народа.

Купцы  И. Н. Синягин и М.Н. Назаров пожертвовали примыкавшую к реке Волге береговую полосу земли, затем были пожертвованы соседние к этой полосе участки. Это место в то время было уже за городом и свободным от построек. Территория монастыря составляла 7 десятин условно пригодной для строительства земли. Среди самарских жителей, пожертвовавших свои земельные участки под общину, были: жена губернского секретаря О. И. Тимашева, чиновница П. Д. Сухова, титулярная советница О. Л. Федорова и другие.

Иверский монастырь
Иверский монастырь
В декабре 1850 года, за год до присвоения Самаре статуса губернского города, была построена часовня с восемью келиями под ней и вокруг нее. В них поселились 38 подвижниц, образовавших общину; начальницей была избрана девица Мария Яковлевна Янова, впоследствии игумения Маргарита. Утверждая ее в звании настоятельницы, Преосвященный Феодотий, епископ Симбирский благословил обитель святой иконой Иерусалимской Божией Матери.

Жили сестры по правилам, утвержденным Священным Синодом для женских православных общежитий Арзамасского, Дивеевского и других монастырей Нижегородской епархии. «Самарские епархиальные ведомости» писали: «Основавшись прочно на новом месте, около устроенной часовни, и упрочивши внешний и внутренний порядок под руководством правил сих, юная община смело и радостно стала смотреть в свою будущность».

12 марта 1855 года Государь Император Николай I высочайше утвердил образование в Самаре женской общины под названием Иверская с тем, чтобы она, подобно другим богоугодным заведениям, оставалась на собственном способе содержания, без всякого пособия из казны.

В том же году Преосвященный Евсевий, первый епископ Самарский, освятил в обители небольшой деревянный, на каменном фундаменте теплый храм во имя Иверской иконы Божией Матери. Храм строился около трех лет. Поставили его под горой, возвышающейся к востоку.

Благодаря неутомимой деятельности настоятельницы и сочувствию местного населения, обитель быстро обустраивалась. Были выстроены дома для священнослужителей, корпус для настоятельницы и три корпуса для сестер. В 1857 году в подвале Иверского храма устроили небольшую церковь для ранних литургий, освятив престол во имя Иерусалимской иконы Божией Матери.

В связи с расширением монастыря и увеличением числа его насельниц возникла необходимость в постройке вместительного храма с колокольней. Проект разработал губернский архитектор Макке, и 17 сентября 1858 г. заложили каменный холодный, трехпрестольный храм с пятью главами. Стены были отделаны под белый мрамор, поставлены многоярусные резные иконостасы, алтарь выложен мрамором. Это был самый высокий храм в городе, первый пример русско-византийского стиля в Самаре. Главный престол освятили в честь Сретения Господня, боковые — в честь апостолов Петра и Павла, преподобного Сергия Радонежского.

В храмах обители хранились особо чтимые иконы: дар Преосвященного Феодотия — святой образ Иерусалимской Божией Матери в серебряной позолоченной ризе; Божией Матери «Иверская» в золотой ризе с алмазами и изумрудами, подаренная общине Е. С. Марихиной с условием, что обитель будет именоваться в честь прославления этой иконы; Божией Матери «Троеручица» в серебряной позолоченной ризе, написанная афонскими иноками на кипарисовой доске.

21 августа 1860 года Иверская община была переименована в женский общежительный монастырь и настоятельница Маргарита возведена в сан игумении.

По инициативе и на средства Самарского городского головы П. В. Алабина в 1874 году состоялось расширение Иверского храма. Придел, построенный с южной стороны, освятили во имя равноапостольной святой царицы Елены и святой великомученицы Варвары — в память его дочери и в честь супруги, под придельным алтарем был устроен фамильный склеп Алабиных.

В 1879 году на средства купчихи Прасковьи Шихобаловой выстроили деревянную на каменном фундаменте больницу. В конце 80-х годов XIX века на территории монастыря был устроен водопровод.

В 1882 году возвели монастырскую колокольню с въездными воротами, над которыми расположился небольшой храм во имя святителя Николая Мир Ликийских чудотворца. Начало строительства колокольни положил житель города Иван Васильевич Жуков, пожертвовавший монастырю сто тысяч штук кирпича и 1000 рублей. Его примеру последовали и другие производители кирпича.

Древнерусская традиция, предусматривающая устройство церквей над главными въездными воротами крепостей, воплотилась и в ансамбле Самарского Иверского монастыря. Силуэт колокольни, увенчанный грушевидной главкой, напоминал свечу, устремленную к небесам, и считался символом дореволюционной Самары. Ее постройка сделала общий вид монастыря более живописным, приблизив его к традиционным силуэтам древнерусских монастырей.

К 1890 году Иверский монастырь стал настоящим городком, в его стенах вместе с перечисленными храмами было десять жилых корпусов (деревянных на каменном фундаменте и один каменный), четыре деревянных флигеля, два каретника, четыре амбара, конюшня — все деревянные, каменная баня и прачечная, погреба. На территории монастыря был колодец, воду из которого позволяли брать жителям Самары, в особенности весной и осенью, когда волжская вода совершенно непригодна для употребления.

«Самарские епархиальные ведомости» за 1880 год сохранили такое описание: «Иверский женский монастырь, расположенный на скате крутого волжского берега, составляет великое украшение местности города. Главы большого храма, стоящего на гребне берега, первые бросаются в глаза путнику, плывущему сверху по Волге; с верхней площади монастыря открывается восхитительный вид на Волгу…». Панорама женской обители напоминала традиционные силуэты древнерусских монастырей.

Иверская обитель стала духовным центром города. Самарские архиереи, отслужив Божественную литургию в его храмах, совершали освящение закладки кафедрального собора и Духовной семинарии. Здесь происходило возведение в игуменский сан настоятелей некоторых российских монастырей. В 1876 году в мастерских Иверского монастыря по эскизам художника Н. Е. Симакова было изготовлено и вышито Самарское знамя. Сшитое из двух полотнищ, шелковое трехцветное российское знамя вобрало в себя много символов: на одной стороне в центре вышитого золотом византийского креста были изображены Кирилл и Мефодий — болгарские и славянские просветители, на другой стороне — также в золотом кресте — образ Иверской Божией Матери. К древку были прикреплены ленты, на одной из которых было написано: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его», на другой — «Болгарскому народу. Город Самара. 1876 год». Оно сделало Самару известной всему миру. С этим знаменем 20 апреля 1877 года Самара провожала ополченцев, едущих в Болгарию на помощь в борьбе за освобождение от турецкого ига.

При вручении Самарского знамени 18 мая 1877 года третьей болгарской дружине П. В. Алабин подчеркнул, что оно прислано болгарам от лица всей русской земли. 19 июня 1877 года под Стара Загорой болгарская дружина храбро билась под этим знаменем. Пять знаменосцев сменили друг друга, и все легли убитыми или ранеными. Сломанное знамя было вынесено из боя, а после освобождения Болгарии установлено в Софийском музее русско-болгарской дружбы как символ братства. Копия знамени была изготовлена в Болгарии и подарена Самаре в 1981 году. Сейчас оно хранится в Самарском краеведческом музее имени П. В. Алабина.

В 1882 году в монастыре был заложен новый теплый каменный храм в честь Иверской иконы Божией Матери с приделом во имя Архистратига Божия Михаила. Через шесть лет строительство завершилось. Здание венчалось массивным куполом с десятью окнами в барабане и небольшой главкой. Внешний вид церкви был достаточно скромным. В ней разместилась монастырская библиотека.

Развитие монастыря продолжалось. В 1876 году было всего 270 обитательниц, из которых полное пострижение имели 21 монахиня, 83 было рясофорных и 116 послушниц. К 1899 году монахинь было 67, рясофорных — 142 и 164 послушницы.

В сентябре 1900 года на месте старого деревянного Иверского храма и в честь 50-летия со дня основания монастыря состоялась закладка каменного трапезного храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Трапезная церковь имела девятиглавое завершение.

К югу от Иверской церкви находилось нижнее кладбище. Посреди него на столбах стояла деревянная колокольня с девятью колоколами. Здесь были захоронения многих известных в Самаре людей: городского головы П. В. Алабина с женой, дочерьми и сыном, городского архитектора А. А. Щербачева, князя Л. С. Кугушева, героя обороны Севастополя генерала И. П. Голева, отца писателя А. Н. Толстого — графа Н. А. Толстого, внука декабриста Ивана Анненкова. На кладбище покоились останки родовых князей Урусовых, Нащокиных, Толстых, Шелашниковых. На верхнем кладбище у Сретенского храма в основном хоронили священнослужителей. Могила первой игумении монастыря Маргариты была устроена в построенном ее трудами Сретенском храме. Вторую игумению — Антонину похоронили в серединном пространстве под полом церкви Иверской иконы Божией Матери, против придела Архангела Михаила.

К 1917 году на территории кладбища насчитывалось до 700 различных захоронений.

В начале XX века ансамбль монастыря был окончательно сформирован. В это время главные архитектурные постройки — храмы, уже заняли свои места, став архитектурными доминантами монастырского ансамбля и панорамы города вместе с Кафедральным собором. Располагаясь ярусами на волжском склоне, взметнув к небу маковки церквей, монастырь придавал необыкновенную выразительность силуэту города.

Монастырь имел две часовни — около железнодорожного вокзала и в городском Струковском саду. Ему принадлежало 150 десятин земли в тридцати верстах от Самары в Жигулевских горах, пожертвованные купцом Ф. С. Щеткиным, а также 150 десятин сенокосных угодий, две рыбные ловли, хутор, колодезь, огород и сад в семи верстах от обители.

В 1910 году в монастыре проживали уже 500 сестер. Здесь функционировали больница на 15 человек и библиотека. Существовал монастырь на добровольные подаяния, доходы от своих имений, а главное — трудами его насельниц. А были в обители мастерские: золотошвейная, белошвейная, ткацкая, ковровая, иконописная, переплетная. Изготовляли сестры священнические облачения и шитые золотом и серебром ризы для икон, почти не отличимые от чеканных.

Иверский монастырь
Иверский монастырь
Разрушение Иверского монастыря началось с 1925 года, когда было принято решение о его закрытии и поселении в нем рабочих Жигулевского пивоваренного завода и Самарской ГРЭС. В этом же году закрыли Иверскую церковь, а через три года и остальные монастырские храмы. 18 июня 1930 года горсовет принял постановление «О реализации памятников, крестов, решеток и надгробных ценностей в пределах городской черты». Тогда и были разобраны колокольня, пятикупольный Сретенский храм и другие монастырские строения, ликвидированы ограда, склепы, разорены могилы.

При строительстве четырехэтажных домов по улице Вилоновской, основная часть кладбища была засыпана землей, склепы священнослужителей вскрыты и осуществлено их «перезахоронение». Оставшиеся строения и постройки были приспособлены под помещения различных организаций, а часть передана в жилищный фонд. Недалеко от могилы П. В. Алабина на месте склепа князя Кугушева был устроен уличный туалет и мусоросборник.

Славящаяся когда-то чистотой и высоким уровнем благоустройства территория превратилась в замусоренный, заросший сорняками, тяжелый в криминальном отношении участок города. В Трапезном храме долгое время размещался Дом науки и техники, в Иверской церкви — обувные мастерские. На семь десятилетий исчез с карты города Иверский монастырь. Вместо него появился Рабочий городок. Называли это место и по-другому — «дно».

А в памяти самарцев монастырь жил. Чудом уцелела, единственная из всех, могила Петра Владимировича Алабина. И в истории Самарского знамени всегда поминались монахини Иверской обители.

Сохранились устные предания о гибели иверских сестер, о том, что власти пообещали открыть монастырь, и около тридцати сестер, поверив этой лжи, пришли к родной обители, их погрузили на старую баржу, устроив в ней течь, вывезли на Волгу за пустынный остров и потопили. Однако никаких документальных подтверждений этого события до сих пор не найдено.

Возрождение Иверской обители началось с регистрации общины Иверского монастыря 6 декабря 1991 года. Усилиями Самарского Епархиального управления, общественных организаций и областного Совета народных депутатов общине было передано 0,79 га (около 10% от первоначальной площади) земли с сохранившимися постройками. Общине передали Трапезный храм, дом игуменьи, здание бывшей ремесленной мастерской и другие строения, принадлежавшие к тому времени различным организациям.

24 февраля 1993 года в канун праздника Иверской иконы Божией Матери архиепископом Самарским и Сызранским Евсевием было совершено первое с 1928 года торжественное архиерейское богослужение в Трапезном храме. Им же подарена Иверскому монастырю икона Иверской Божией Матери, установленная ныне слева от алтаря — главная святыня обители.

С августа 1994 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Иверский монастырь возглавила игумения Иоанна, которая по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия прибыла сюда из Красногорского женского монастыря города Золотоноши Черкасской епархии и является четвертой со дня основания обители настоятельницей.

В то время в обители уже проживали 12 насельниц, а сейчас в ней 65 насельниц, среди них 3 схимонахини, 10 монахинь, 22 инокини и 30 послушниц. В богадельне проживают 8 человек.

В монастыре совершают Богослужения один игумен, два иеромонаха, один иеродиакон и проживает на покое протоиерей Стефан Вахрушев.

С Божией помощью обустраивается монастырская жизнь насельниц по незыблемым традициям русских православных монастырей, в частности, Красногорского женского монастыря, в котором сохранились старые традиции.

В половине шестого сестер будят на молитву, в 6 часов утра начинается полунощница, акафисты и Божественная литургия. В 17 часов совершается вечернее Богослужение, под праздники — всенощное бдение.

В монастыре с 1995 года читается Неусыпаемая Псалтирь, где сестры постоянно молятся о живых и усопших, о «благодетелях и благоукрасителях святыя обители сия».

По благословению архиепископа Сергия монастырские священники служат в Окружном военном госпитале в Никольской Церкви, духовно окормляют воинов, находящихся на излечении. Руководство Приволжского Военного округа, в свою очередь, старается помочь монастырю — часть строительных работ выполняется силами военнослужащих.

За годы возрождения обители здесь произошли благоприятные изменения. Был отремонтирован трехэтажный корпус, в котором живут сестры и располагается швейная мастерская, где шьют облачения для священнослужителей и иноческие одежды для сестер; постепенно возрождается золотошвейное искусство; на первом этаже этого корпуса находится просфорная.

Иверский монастырь сегодня
Иверский монастырь сегодня
Отремонтирован капитально жилой корпус. На первом этаже есть просторная трапезная с кухней. В этом году закончено строительство игуменского двухэтажного корпуса, который своей архитектурой удачно вписался в общий ансамбль монастыря.

К сожалению, в аварийном состоянии находится самый большой храм — Иверский. На сегодняшний день закончены обширные архитектурные обследования храма и теперь вплотную можно подойти к его реставрации. Однако недостаточность материальных средств затрудняет начало работ. Надеемся, что по молитвам Царицы Небесной Господь поможет обители восстановить порушенную святыню.

С 1996 года монастырь имеет свое хозяйственное подворье. Оно находится в 40 км от обители. Это территория бывшего трудового лагеря, переданного городской администрацией взамен принадлежащей ранее монастырю земельной собственности. Здесь строится храм во имя Святого Духа, отчего и скит получил название Свято-Духовского. Там трудятся сестры в поле, в огороде, на скотном дворе. Во временном помещении, приспособленном под храм, совершаются ежедневные иноческие правила и богослужения, тем более что на значительном расстоянии от скита нет храмов, окрестные жители духовно окормляются в нашем скиту.

Во время визита Святейшего Патриарха Алексия II в Самару в октябре 1999 года обитель радостно принимала у себя своего Первоиерарха. Это событие явилось неизреченной радостью для всех сестер. Святейший Патриарх побывал в действующем храме во имя Иерусалимской Божией Матери, осмотрел библиотеку, комнату, где читается Неусыпаемая Псалтирь. В трапезной и на кухне тепло побеседовал с сестрами, которые там трудятся. Осмотрев строящийся в то время игуменский дом, Святейший Патриарх отметил, что новое здание, как и звонница, гармонично вошли в архитектурный ансамбль монастыря. Святейший Патриарх благословил насельниц обители на дальнейшие труды и молитву, заметив, что «на молитвах монашеских держится Земля».

Итак, вновь засветилась в Иверском монастыре свеча монашеского делания. Покровительством Пресвятой Богородицы с помощью Божией Иверская обитель становится не только украшением города, но и одним из его духовных центров. И именно православное уставное монастырское богослужение, умилительное монашеское пение помогает народу Божию обретать в обители душевное успокоение, приобщаясь к богатейшей сокровищнице Православия, ибо «Господь един и тойже вчера, днесь и во веки».

Игумения Иоанна (Капитанцева)